Методическая разработка урока по теме Особенности жизнедеятельности пресноводной гидры


Проект урока «Особенности жизнедеятельности пресноводной гидры».
Выполнила Скобелева Евгения Алексеевна учитель биологии 1 квалификационной категории МБОУ СОШ № 27
Программа и учебник
Программа основного общего образования по биологии. 7 класс «Биология. Многообразие живых организмов». Авторы: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. 2010 год
Учебник: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 класс Многообразие живых организмов: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 4-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2013.
2. Тема урока «Особенности жизнедеятельности пресноводной гидры».
3. Изучаемый раздел Царство Животных.
4. Тип урока: комбинированный с элементами игровой деятельности.
5. Цель: закрепить знания учащихся о строении гидры, познакомить с особенностями её жизнедеятельности.
Предметные результаты: закрепить знания о строении пресноводной гидры, способах её движения, регенерации и рефлекторной деятельности её нервной системы; уметь систематизировать кишечнополостных, узнавать представителей разных классов кишечнополостных, обосновывать гипотезу о происхождении кишечнополостных.
Метапредметные результаты: умения работать с текстом, извлекая из него нужную информацию, находить ошибки и исправлять их, работать по плану в ограниченных временных пределах, решать проблемные ситуации, используя ранее полученные знания и свой жизненный опыт, выдвигать гипотезы и уметь доказывать их, формировать навык работы со схемами и извлекать из них новые знания, концентрировать внимание, ставить цель и формулировать выводы, свободно излагать свою точку зрения в монологической речи, продуктивно участвовать в беседе.
Личностные результаты: можно использовать знание мифов Древней Греции при изучении зоологии, развитие навыков самостоятельной работы, воспитание трудолюбия, настойчивости для достижения конечных результатов; способности к преодолению трудностей; осознания ценности природы и формирование бережного отношения к ней.
6. Методы обучения: объяснительно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый.
7. Формы организации работы учащихся: беседа, рассказ, работа с учебником, самостоятельная работа.
Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность обучающихся
1. Организационный этап Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку Подготовка учащихся к учебной деятельности Готовятся к работе
2. Целеполагание Сегодня на уроке мы продолжим изучение многоклеточных животных.
(Слайды № 1 и 2)
Какой тип животных мы начали изучать на прошлом уроке?
Разгадайте ребус, который вы видите на слайде.
Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности. Для повышения познавательной активности предлагается работа с ребусом. Готовятся к активной познавательной деятельности. В игровой форме (разгадывание ребуса) вспоминают название типа животных, который начали изучать на прошлом уроке.
3. Актуализация знаний Что вы узнали о кишечнополостных животных на прошлом уроке?
Вспомните, какие классы животных входят в тип кишечнополостные?
( Слайд №3)
Вспомните, о каком животном мы говорили?
А теперь нужно составить систематическое положение пресноводной гидры.
(Слайд № 4)
Проверяем результаты. (Слайд № 5)
Кишечнополостные животные такие разные. Но всё же у них есть общие признаки, назовите их. (Слайд № 6)
Проверяем результаты.
Найдите гидру на данных рисунках. Теперь речь пойдёт об этом животном.
Каково строение пресноводной гидры? (Слайд № 7)
Я предлагаю вам выполнить следующее задание – нужно вставить в тексте пропущенные слова. (Слайд № 8)
Проверяем результаты. (Слайд № 9)
Какие клетки гидры здесь изображены? Где в теле гидры они находятся?
Назовите функции этих клеток? (Слайд № 10)
Биологическая задача. Рыба схватила гидру в рот. Через несколько секунд она её выплюнула. Почему рыба не проглотила гидру? Благодаря каким клеткам гидра спаслась?
Вспомните другие клетки эктодермы. (Слайд № 11)
Ребята, а кто впервые обнаружил и описал гидру?
Почему А. Трамбле дал гидре такое название? (Слайд № 12)
Кто сможет дать объяснение термину «регенерация» (Слайд № 13)
Как двигается гидра? (Слайд № 14)
Что происходит с гидрой? (Слайд № 15)
Какая система организма гидры выполняет рефлекторную функцию?
Актуализация опорных знаний.
Развитие монологической речи.
Работа со схемами.
Актуализация знаний и умений систематизировать организмы.
Формирование умения оценивать свои результаты и исправлять ошибки.
Формирование умения различать животных данного типа.
Проверка знаний о строении гидры.
Проверка знаний о строении гидры.
Формирование навыка работы с текстом, умения понимать смысл биологических терминов.
Формирование умения различать клетки тела гидры и объяснять их роль.
Формирование умения выдвигать предположения на основе изученного материала.
Совершенствование знаний о строении различных клеток тела гидры.
Повышение интереса к теме с помощью семантизации.
Развитие монологической речи.
Развитие монологической речи.
Формирование умения объяснять биологические явления.
Демонстрация анимационного рисунка.
Демонстрация рисунка-анимации «Рефлекс гидры».
Развитие монологической речи.
Формирование умения объяснять биологические явления.
Вспоминают основные вопросы прошлого урока и называют их.
Заполняют схему о многообразии кишечнополостных животных.
Отработка умения систематизировать. Работа с листом контроля (задание № 1)
Учатся в диалоге с учителем самостоятельно вырабатывать критерии оценки.
Выбирают рисунок гидры. При этом развивают зрительную память, расширяют свой кругозор.
Работают с листом контроля (задание № 2). Подписывают части тела гидры. Далее отвечают устно, используя рисунок слайда.
Читают текст, вписывают в него пропущенные слова (задание № 3 листа контроля).
По окончании письменной работы, обсуждают ответы.
Узнают на рисунках кожно-мускульную, нервную и стрекательную клетки гидры, называют их функции и расположение.
Повторяют способность кишечнополостных животных защищаться с помощью стрекательных клеток.
Вспоминают, что в эктодерме есть так же промежуточные клетки.
Повторяют информацию о способности гидры к регенерации.
Дают определение термина, объясняют механизм регенерации.
Рассказывают о способах передвижения гидры.
Проверяют свои знания с помощью анимационного рисунка в презентации.
Рассказывают о реакции гидры
на укол; объясняют значение термина «рефлекс»; называют термин «диффузная нервная система» и объясняют её строение.
4. Введение новых знаний Но мы с вами не всё узнали о гидре. Как вы думаете, что важного в жизни гидры мы ещё не изучили?
Значит, сегодня разговор пойдёт о питании, размножении и дыхании гидры.
Питание и пищеварение гидры. (Слайд № 17)
Гидра – гетеротрофный организм, т. е. питается готовыми органическими веществами.
Зная строение гидры, предположите, как она добывает себе пищу?
Посмотрите на рисунок. Вы видите клетки энтодермы гидры. Большая часть этих клеток - пищеварительно-мускульные. Каковы их функции, исходя из названия?
Посмотрите внимательно на рисунок пищеварительно-мускульной клетки и предположите, как происходит процесс пищеварения? Как используются при этом органоиды данной клетки?
Но клетка мала и может «поглотить» только очень маленькие частицы пищи. А мы знаем, что гидра заглатывает добычу целиком. Значит, мы ещё не всё знаем о пищеварении гидры. (Слайд № 18)
Сделайте вывод о пищеварении гидры. (Слайд № 19)
Какой процесс показан на рисунке? (Слайд № 20)
Сколько способов размножения вы здесь видите?
Опишите их. (Слайд № 21)
Скажите, а на кого похожи половые клетки гидры? (Слайд № 22)
О чём говорит данное сходство?
Что происходит после оплодотворения? Давайте обратимся за ответом к нашему учебнику.
Биологическая задача. Гидр поместили в две колбы: в одну с родниковой водой, а в другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время гидры погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли гидры? (Слайд № 23)
Выживет ли гидра, если её вынуть из воды?
Как вы думаете, каким образом кислород проникает в тело гидры? (Слайд № 24)
Есть ли у гидры органы дыхания?
Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности.
Проблемная ситуация. На основе ранее полученных знаний выдвинуть предположение.
Используется эвристический приём.
Проблемная ситуация.
Активизация знаний о строении клеток простейших.
Проблемная ситуация.
Формирования умений работы с информацией, преобразование основных знаний в сжатую форму.
Формирование умения работать со схемой, «читать» её.
Тренировка навыка сравнения объектов.
Актуализация знаний о простейших.
Проблемная ситуация.

Формирование навыка работы с текстом, нахождения нужной информации.
Формировать умение использовать жизненный опыт и знания для решения задачи.
Проблемная ситуация. Готовятся к активной познавательной деятельности.
Отвечают на поставленный вопрос.
Зная строение тела гидры и её клеток, предполагают способ добывания ею пищи с помощью охоты. Делают вывод, что гидра – хищник.
Предполагают, что данные клетки участвуют в движении гидры и её пищеварении.
Решают проблему. Выдвигают гипотезы. В диалоге с учителем формируют знания о пищеварении.
Смотрят рисунок учебника, обнаруживают железистые клетки энтодермы и предполагают их участие в пищеварении.
Формулируют два этапа пищеварения и записывают их в тетрадях в виде схемы.
Определяют, что изображёно на схеме; в диалоге с учителем приобретают знания о бесполом и половом способах размножения гидры.
Сравнивают половые клетки гидры со жгутиковыми простейшими и амёбой.
Учащиеся предполагают происхождение кишечнополостных от простейших.
Читают текст параграфа. Отвечают на поставленный вопрос.
Отыскание причин, обусловивших гибель животных на основе анализа результатов опыта.
Выдвигают предположения о способе дыхания гидры и в диалоге с учителем приобретают новые знания.
Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся Ну что же, мы неплохо поработали, узнали много нового о кишечнополостных. Давайте вспомним, что же вы сегодня изучили и насколько хорошо.
Задание. Установите последовательность этапов питания гидры.
(Слайды № 25)
Добыча попадает через рот в кишечную полость.
Непереваренные остатки удаляются через рот.
Гидра захватывает щупальцами добычу и парализует её стрекательными клетками.
Пищевые частицы перевариваются в клетках энтодермы.
Пища начинает перевариваться в кишечной полости.
Задание. В каких предложениях сделаны ошибки? Найдите и исправьте их.
(Слайды № 26 и 27)
1.Размножаются гидры бесполым и половым путём.
2.Почкование – это половой процесс.
3.На теле гидры появляются почки, которые вырастают, становятся похожими на материнский организм и отделяются. 4.Обычно почкование происходит зимой.
5. Пресноводная гидра – раздельнополый организм.
6.Половые клетки образуются в энтодерме и проникают в кишечную полость.
7.На теле гидры происходит оплодотворение.
8.Яйцо покрывается оболочкой и перезимовывает.
9.Развитие гидры внутри яйца начнётся только летом.
Обобщение знаний.
Рефлексия.
Формирование навыка устанавливать правильную последовательность процессов.

Формирование навыка обнаружения ошибочных суждений.
Комментарии
оценок,
указание на достижения и недоработки учащихся.
Выполнение задания № 4 в листе контроля.
Обсуждение ответов. Исправление ошибок.
Выполнение задания № 5 в листе контроля.
Обсуждение ответов.
Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Домашнее задание. (Слайд № 28)
1) Текст параграфа на страницах 109-111 пересказывать;
2) Составить вопросы по тексту.
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Запись в дневник домашнего задания
Рефлексия (Слайд № 29) Узнать отношение учащихся к уроку. Словесно выражают своё отношение к уроку.