Урок по окружающему миру для 3 класса «Жизнь экосистемы»

ОС «Школа 2100»
Урок ознакомления с окружающим миром, 3 класс.
Тема: «ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ»
Н.И.Иванова
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22», г.Тверь.

Пояснительная записка.

Урок посвящён изучению одного из важнейших понятий«экосистема», с которым учащиеся уже познакомились во 2-ом классе. Главный его смыслв экосистеме осуществляется круговорот веществ. Каждая экосистема является частицей биосферы, где и происходит круговорот.
Материал вводится в доступной форме, опираясь на повторение знаний, полученных во 2-ом классе.
Данная разработка урока может быть использована практикующим учителем.

Цель:
Показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере;
Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе;
Развивать умение работать в группе;
Воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает.
Тип урока:
Урок изучения нового.
Оборудование:
модель биосферы;
карточки составных частей экосистемы;
кроссворд;
конверты с изображениями звеньев цепи питания;
презентация к уроку;
мультимедийный проектор;
Вахрушев А.А.Окружающий мир.3 класс.(«Обитатели Земли»). Учебник, часть 1.М.:Баласс, 2008.
Вахрушев А.А.Окружающий мир.3 класс.Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»)М,:Баласс 2008.
Литературные источники:
Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир.(«Обитатели Земли»).3-й класс. Методические рекомендации для учителя.М.: Баласс, 2009.


Конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационное начало
Приветствие, настрой на работу.


Актуализация знаний, постановка проблемы
-Ребята, сначала мы проведём небольшой блиц-опрос для того, чтобы вспомнить ранее изученное и применить эти знания при «открытии нового».
-Как называется наша планета?
-Какие оболочки окружают нашу планету?
-Атмосфера? (модель на доску)
-Гидросфера? (модель на доску)
-Литосфера? (модель на доску)
-В какой оболочке встречаются живые организмы?
-Что такое биосфера?

Покажите на моделях пересечение трёх сред: водной, воздушной, наземной.
-Какие «профессии» живых организмов вы знаете? Приведите примеры. (на доске появляются карточки с названиями «профессий»)

-Почему растения называют кормильцами?
-Почему производителями?

-Почему животных называют едоками?

-Почему потребителями?



-Почему грибы, бактерии, микробы называют мусорщиками?



-А вот на этих иллюстрациях (слайды) представлены различные экосистемы и здесь тоже живут животные и растут растения.
-Какой возникает вопрос?




-Земля.
-Атмосфера, гидросфера, литосфера.
-Воздушная оболочка.
-Водная оболочка.
-Твёрдая оболочка.
-На пересечении, в биосфере.
- Живая оболочка Земли.

Пересекают модели оболочек на доске.
-Кормильцы ( производители)
-Едоки (потребители)
-Мусорщики (разрушители)
-Служат источником пищи.

-Производят органические вещества.
-Едят растения и других животных.
-Получают органические вещества, приготовленные растениями.

-Перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, которые потом снова используют растения.



-Где всё-таки живут растения и животные: в биосфере или в экосистемах?

Поиск решения проблемы
-Прочитаем диалог Лены и Миши на с.40 учебника.
-Можно ли в биосфере выделить экосистемы?
-Обратите внимание на схему биосферы.(схема на доске)

- Чего не хватает на этой схеме?

Учитель ставит стрелки-связи на схеме.
-Как вы думаете, какая связь существует между экосистемами и биосферой?
-Биосфераэто всемирная экосистема.

Чтение по ролям.

-Да, лесную, морскую, почвенную





Рассматривают схему.








-Стрелок-связей. Все экосистемы связаны между собой.

-Экосистемы связаны большим круговоротом веществ.


Определение темы урока.
Сформулируем тему урока.
Мы рассмотрим, как живёт экосистема.

Жизнь экосистемы.
(тема появляется на доске)

Совместное «открытие нового»
Проблемная ситуация №1 и поиск решения.


Проблемная ситуация № 2 и поиск решения.




















Проблемная ситуация № 3 и поиск решения.
(слайд-- белка и рыба)
-Кто это, где обитают и почему именно там?
-Что будет, если их поменять местами обитания?
-Так, что же такое местообитания?
(на доске есть всё, что нужно)

(слайдкомар, таракан, мышь)
Давайте поиграем в игру «Что бы было, если бы не было»
Как много разных мнения вы представили.
- Какой возникает вопрос?
-Все ли живые организмы нужны?
-Есть ли в экосистеме лишнее?
(на доске нет ничего лишнего)

-Используя выражения всё, что нужно и нет ничего лишнего дайте характеристику экосистемы.






-Как долго может существовать экосистема?
(на доске как угодно долго)

Разгадаем кроссворд и узнаем, из каких объектов живой и неживой природы состоит экосистема.
(слайд – кроссворд)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1.Они разрушают природный мусор.
2.Едоки.
3.Кормильцы.
4.Космические лучи, которые пронизывают экосистему и служат источником энергии.
5.Из них состоит неживая природа.
6.Его очищают только зелёные растения.
7.Её пьют.
8.Плодородный верхний слой земли.

-Обратите внимание на части живой природы в экосистеме. Как они взаимосвязаны друг с другом?

-Что значит жить сообща?
В чём проявляется их взаимодействие?
( на доске сообщества)

Рассмотрим рисунок на с 41 учебника (слайд)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-Что здесь показано?
-Что показывают стрелки?
-Что, получается растения питаются микробами?
-Что показывают зелёные стрелки?
-Что показывают коричневые стрелки?


В тексте на с. 42 найдите, как называются цепочки из живых организмов?
(на доске цепи питания)
Давайте пройдём цепочку по стрелкам (с.41 учебника и слайд)
-Что заметили?
-Какой можно сделать вывод?
(на доске круговорот веществ)

Выполним задание на с. 42 учебника. (слайд)

-Сколько раз могут использоваться частицы вещества в экосистеме?
-Они пропадают?
-А что с ними происходит?

Дети отвечают на вопросы.



-Место, где есть всё, что нужно для жизни.


Высказывают разные мнения.

-Можно ли живые организмы делить на полезные и вредные?
-Нет ничего лишнего.


В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей, только свет они получают от солнца. В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного, всё. Что производится, полностью используется её обитателями.

-Сколько угодно и без посторонней помощи.



Дети получают кроссворды.


















Бактерии
Животные
Растения
Солнечный свет


Минеральные вещества
Воздух

Вода
Почва


-Живут сообща. Образуют сообщества.


-Организмы помогают друг другу.













-Кто кем питается.
-Они впитывают из почвы минеральные вещества, которые оказались в ней после того, как разрушители переработали мёртвые организмы.

-Это цепи питания.






Организмы участвуют в
круговороте веществ.


Приводят примеры производителей, потребителей, разрушителей.
В состав экосистемы входит и неживая природа: воздух, почва, вода, горные породы.



-Вещества не пропадают. Они используются несколько раз, так как в экосистеме существует круговорот веществ, они передаются по кругу.

Итог «открытия нового»
Давайте подведём итог наших рассуждений.
-Как живёт экосистема? ( смотрим на тему урока)
Используйте опорные слова на доске.






Прочитаем вывод в учебнике на с. 43. Совпадает ли он с нашим?


В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей, нет ничего лишнего , живые организмы образуют сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ .


Первичное закрепление
Сейчас попробуем применить наши знания на практике.
Дети разделены на 4 группы ( по 5 человек)
Каждой группе даётся конверт с картинками с изображением звеньев цепи питания экосистем леса, луга
- Разложить картинки, чтобы получилась цепь питания.

*Группы работают под руководством капитана.
*Составляют цепи питания из картинок и крепят их на планшете.
*Демонстрируют работу и комментируют обоснование выбора.


Итог урока
Итак, ребята, давайте закрепим полученные сегодня на уроке знания. Пусть каждая группа задаст вопрос по теме урока . Остальные постараются ответить на него.

-Из каких частей состоит экосистема?
-Что такое цепь питания?
-Что такое экосистема?
-Что такое круговорот веществ?


Домашнее задание.
1.Учебник с.40-43 прочитать и ответить на вопросы.
2.Подготовить свои вопросы классу по теме.
3.Рабочая тетрадь с.19 № 1-3.




Сопроводительное письмо.
Сведения об авторе:
Иванова Наталья Игоревна, учитель начальных классов высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22», г.Тверь.

15