Разработка урока биологии на тему Влияние человека на экосистемы (11 класс)


Урок биологии в 11 классе
влияние человека на экосистемы
Тип урока: урок творческого обобщения
Учебник: Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008- 368с. ISBN 978-5-358-04432-
Цель изучения темы: обобщить, расширить, систематизировать знания учащихся об экосистемах, причинах их устойчивости и смены, а также влияния человека на экосистемы.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить углубление понятия «экологические факторы» на основе характеристики влияния антропогенных факторов на экосистемы; сформировать знания об особенности видовой структуры и биоценотических процессов в искусственных экосистемах (агроценозах, модельных экосистемах – аквариум, космический корабль).
Развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного, ученики отрабатывают стратегии исследовательского поведения, повышают уровень своей рефлексивной культуры, происходит дальнейшее развитие их умений наблюдать, интерпретировать данные наблюдения, описывать и анализировать процессы и явления. Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем; навыков работы с текстом (устным, экранным) и изображениями как основой для самостоятельного решения задач.
Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений, осознанное восприятие моделей как своеобразной формы познания реальности, анализ их недостатков и достоинств.
Закрепление навыков работы в многооконном режиме, в том числе с текстовым редактором.
Воспитательные: у учащихся происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе презентации своей исследовательской деятельности, пробуждение интереса к образовательной области «Биология», формирование научного мировоззрения, воспитание умений работать в коллективе, демонстрация роли человека в природных процессах, его компетентности в решении сложных экологических задач, научной и этической готовности к экологически сбалансированному хозяйствованию.
Методы обучения: частично-поисковый, словесно-репродуктивный, наглядный, исследовательский.
Средства обучения:
компьютер, система опроса Verdikt, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбуки на каждый стол, компьютерный курс «Биология, Химия, Экология».
Форма организации работы в классе:
Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Этапы урока Деятельность учителя Прогнозируемая деятельность учеников Методический комментарий
I Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Создание психологической установки на работу: -Разделите слова, написанные на доске на 2 группы. Слова: сапожник, орехи, парикмахер, корреспонденция, сельдерей, бананы, ножницы, комар, банк, булка. -Навыки классифицирования пригодятся вам сегодня на уроке.
Учащиеся демонстрируют готовность к работе. Создание атмосферы взаимного понимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность.
II Проблематизация и постановка исследовательских задач.
Напишите небольшое интервью на тему: «Что полезного я сделал для родной природы за свою жизнь»
Тема урока: «Влияние человека на экосистемы. Агроценозы.»
Давайте определим цели урока:
систематизировать ранее полученные знания о причинах устойчивости и смены экосистем, о влиянии человека на экосистемы, об агроценозах;
отработать навыки исследования;
повысить уровень своей культуры;
развивать экологическую грамотность. Заслушивание созданных учащимися интервью.
Записывают тему урока.
Формулируют цели урока
Ученики осуществляют личное принятие цели урока.
Ученики осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
III Актуализация знаний учащихся.
Интеллектуальная разминка.
-Известно, что на полях можно получать очень высокие урожаи, стоит ли при этом беспокоиться о снижении продуктивности дикой природы? Обсудите это в парах.
. Определяют объект изучения. Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.
Формирование интереса к проблеме.
Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.
Изучение нового материала. Искусственные экосистемы – агроценозы, их сходство и отличия от естественных экосистем, зависимость их от существования и состояния деятельности людей.
Лабораторная работа «Изучение видовой структуры и биоценотических процессов в искусственных экосистемах (агроценозах, модельных экосистемах – аквариум, космический корабль)».
Интерактивная модель «Аквариум» Виртуальная лаборатория предназначена для постановки компьютерного эксперимента по изучению биоценотических процессов в искусственной экосистеме (аквариум). Целью работы является формирование относительно устойчивой открытой экосистемы, в которой не наблюдается резких колебаний численности компонентов пищевых цепей и экологических показателей (прежде всего – концентрации кислорода).
Учащиеся изучают агроценозы, выявляют их сходство и отличия от естественных экосистем.
Учащиеся исследуют процессы, происходящие в искусственных экосистемах на примере компьютерных моделей- аквариум и космический корабль.
Активные действия учащихся с объектом изучения.
Самостоятельная формулировка выводов.

Сформируйте аквариум. Добавьте в аквариум при помощи группы переключателей нужное количество рыб, улиток и водорослей. Укажите в полях ввода массу ежедневной порции корма и оптимальную температуру, добавьте минеральную подкормку. Установите при помощи группы переключателей тип лампы и дополнительные устройства (аэратор, обогреватель, фильтр)
Нажмите кнопку Старт. Наблюдайте за показателями экосистемы. Вид отчетности можно изменять при помощи группы переключателей. Счетчик в нижней части экрана показывает текущее время (на ночь лампы выключаются).
Наблюдайте за экосистемой несколько дней. Убедитесь, что все организмы остаются живыми.

Интерактивная модель «Космический корабль».
Для моделирования вклада «космических огородов» в рацион космонавтов нужно:
сформировать экипаж, выбрав его членов из числа кандидатов;
ознакомиться со свойствами предлагаемых для выращивания культур (информация появится при наведении курсора на название культуры. Обратите внимание на сроки вегетации (время от посева до урожая) и общую продуктивность растений;
составить план севооборота, располагая соответствующие культурам прямоугольники в блоках для гидропоники при помощи операции «Нажать и перетащить»;
нажать кнопку Старт и рассмотреть на трех графиках, насколько удовлетворяет «космический огород» потребности космонавтов в кислороде и пище, как эффективно поглощается углекислый газ;
ознакомиться со статистикой полета.
Сопровождающее отношение учителя к процессу решения учащимися исследовательских задач.
Консультирование учащихся, работающих с интерактивными моделями
Обеспечение восприятия осмысления.
Подготовительная беседа необходима для целенаправленного, осознанного выполнения лабораторной работы.
Корректировка сделанных учащимися выводов.
V Закрепление полученных знаний.
Творческое задание: используя план пришкольного учебно-опытного участка спланировать размещение на нем сельскохозяйственных и цветочно-декоративных растений. Выполнение заданий, требующих применения знаний. Учащиеся работают в группах. Получение достоверной информации о достижении планируемого результата. Закрепление полученных знаний на репродуктивном уровне.
VI Подведение итогов занятия.
Определение лучших планов участка.
Рефлексия по уроку. Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.
Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к прежнему опыту.
Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.
Индивидуальная и коллективная рефлексия .VIII Домашнее задание
Изучить § 5.7 стр.333 – 335, ответить на вопросы №1-4 устно.
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы. Сообщение домашнего задания и способа его выполнения.