Олимпиада (школьный этап) по русскому языку 8 класс


ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 класс.(Время выполнения – 90 минут)Задание 1. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайтепары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4)зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть,8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.Распределите № пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).2) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.3) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.4) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.5) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.6 )Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима).7) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)Задание 2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:а) как псу муха (польск.) –б) принять пузыри за фонари (франц.) –в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) –г) записать за ушами (чешск.) –д) спеши медленно, не торопясь (лат.) –е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –Задание 3. В XVIII веке у слова манера был вариант мужского рода. Какие указания на это сохранились в современном языке?Задание 4. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков:снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.Задание 5. Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.Задание 6. Прочитайте предложения:Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.Проблему беженцев следует решать путём переговоров.Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное словов каждом предложении?Задание 7. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковскогоесть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь,спасли души своей любовь...Каково значение слова «пря» в этом предложении?В современном русском языке есть существительные, которые образованы оттого же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но неболее 5) таких существительных.
Ответы.
Задание 1.
Ответ:1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 72) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,103) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 54) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 15) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 36) Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). 27) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9Оценка:По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.Итого: 10 баллов.Задание 2.
Ответ:
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в
апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус;
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,
поспешишь – людей насмешишь;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг.
Оценка:
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,
нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено
более одного эквивалента.
Итого: 7 баллов.
Задание 3.
Ответ:
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка: по 2 балла за каждое приведенное словосочетание.
Итого: 6 баллов.
Задание 4.
Ответ:Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего временимужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс,нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].Оценка:1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждогослова – по 1 баллу.4. За описание морфологических свойств данных слов (для объясненияморфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.Итого: 10 баллов.
Задание 5.
Ответ и оценка:
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная – корень – суффикс –окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения – 0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний типа «глагол + существительное» – 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже– 1 балл, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,– 1 балл.
Итого: 11 баллов.
Задание 6.
Ответ:
В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи – наречие.Оценка: за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу; за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу; за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов.
Задание 7.
Ответ:
Пря (ж. устар.)- спор, борьба, состязание. Возможные слова:
распря, прения, препирательство, препирание..
Оценка:
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждый пример слова.
Итого: 10 баллов.
Общее количество баллов за олимпиаду: 61 балл.