Методическая разработка Олимпиада по русскому языку 10 класс школьный этап


Школьный этап олимпиады по русскому языку в 10 классе.
1 . Расставьте ударение. В каких словах ударение падает на последний слог? Ворожея, дозвонишься, еретик, древко, баловать, торги, свекла, скула
2. Определите, сколько раз встречается звук ы в следующем предложении:
Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши. ________
3. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик-?
Кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик. _______
4. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание?
А) Голов; б) основ; в) слов; г) томов; д) подков. 5. В каких словосочетаниях слова употреблены неверно? А. остекленение балкона; Б. интересное времяпровождение; В. грейпфрукты полезны; Г. необходим страховой полюс; Д. какое-то светопредставление: Е. инцидент исчерпан; Ж. беспрецендентный случай.
6. Узнайте слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются.
А.Её не со всеми можно приготовить, те, кто пренебрегает ею,
ослабевают, но иногда её просят неодушевлённые предметы.______
Б.Оно является отличной средой для передвижения
кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи._________
В.Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не
пользуясь им, у людей малоимущих он обычно меньше, чем многие необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.___________
7. Какими частями речи является слово грустно в нижеприведённых предложениях? А. Мать грустно посмотрела на детей. Б. Ожидание было грустно. В. Нам грустно расставаться.
8. В скольких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое? 1.Фёдор отправился купаться.
2.Аню попросили закрыть окно.
3.Ветер начал крепчать.
4. Мы будем отдыхать после обеда.
5. Работа никак не шла ему на ум.
9. В каких предложениях казалось и кажется являются вводными словами и требуют обособления?
А. Казалось все только и ждут его решения. Б. Мне казалось нет никакого выхода из ситуации. В. Кажется мы где-то встречались. Г. Нам кажется пора домой.
Д. Нам кажется подозрительным ваше поведение.
10. Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.
Хабахур роэ бахура яфа — Юноша видит красивую девушку.
Хапара роа хатул лаван — Корова видит белого кота.
Хабахура роа тик хум — Девушка видит коричневую сумку.
Переведите на иврит предложения: юноша видит белую сумку.
__________________________________________________________________________________________________
11. Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.
(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2)Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (З)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4;И есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.
(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.
(7)В жизни как раз не всё совпадает. (8)И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.
(А. Гербер)
1.) Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?
Не место красит человека, а человек место.
Мал золотник, да дорог.
Не всё золото, что блестит.
Муравей невелик, а горы сворачивает.
2.) К какому стилю речи относится текст?
ком ряду перечислены все средства выразительности, которыеиспользуются в последнем абзаце текста?
вводные слова, ряды однородных членов, антитеза
метафора, антонимы, синонимы
эпитеты, фразеологизм, антонимы
разговорные выражения, эпитеты, гипербола
5.В каком ряду перечислены все средства выразительности, которыеиспользуются в последнем абзаце текста?
вводные слова, ряды однородных членов, антитеза
метафора, антонимы, синонимы
эпитеты, фразеологизм, антонимы
разговорные выражения, эпитеты, гипербола
4) к официально-деловому
к публицистическому;у
к научному;
к разговорному;
к официально-деловому.
3.)Каков тип речи текста?
описание с элементами рассуждения;
рассуждение;
повествование с элементами описания;4)описание.
4.)Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?
1) союз;
синонимы;
личное местоимение и лексический повтор;
союз и частица.
5) В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?
вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;
2) метафора, антонимы, синонимы;
3) эпитеты, фразеологизм, антонимы;
4) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.
Ответы
Максимальное количество баллов - 43:
из них 38 б. тест + 5б. анализ текста
8 баллов: ворожея, еретик, дозвонишься, древко, баловать, торги, свекла, скула.
6 баллов: 6 раз (жыл, крышы, жыли, мышы)
2 балла: колокольчик, шкафчик
1 балл: голов.
6 баллов: остекление балкона, интересное времяпрепровождение, грейпфруты полезны, страховой полис, какое-то светопреставление, беспрецедентный случай.
3 балла: каша, масло, карман.
4 балла: наречие, краткое прилагательное, категория состояния.
8. 1 балл: только в третьем
9. 3 балла: А, В, Г.
10. 4 балла: Хабахур роэ тик лаван 11. Анализ текста: 5 баллов (по 1 баллу за задание)
1) - 3;
2) - 1;
3) - 2;
4) - 2;
5) - 2.