Урок по теме: «Япония: территория, границы, население». 11 класс (технология критического мышления)


МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени
В.И. Чаптынова»
Урок по теме: «Япония: территория, границы, население».
11 класс
(технология критического мышления)

Разработала: учитель географии
Акмадыева Н.А.

Тема: Япония: территория, границы, население.
Цели: 1) Создать условия для формирования представления о природе, населении страны.
2) Развивать критическое мышление с помощью различных приемов и стратегии.
3) Воспитывать интерес к культуре народам, проживающим на территории Японии.
Оборудование: атласы, политическая карта мира, дополнительная литература, предметы быта Японии.
Тип урока: новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова.
а) Демонстрация слайдов по Японии.
б) Выход с веером (поклон).
-Здравствуйте ребята. Посмотрите на предметы быта.
-Теперь прошу внимания на э
Кран.
-Скажите, какие у вас возникают ассоциации?
-Вы уже догадались, наверное, какую тему мы будем изучать.
Запишите число и тему урока - Япония: территория. Границы. население.
Задание6 на экране выделены ключевые слова, используя которые вы по группам попробуйте составить легенду (мини-сочинение).
1 группа 2 группа 3 группа
Тихий океан конституционна монархиямашиностроение
Хонсю первый тип воспроизводства финансовый центр
Токио парламент природные ресурсы
архипелаг империянаукоемкие отрасли
III. Стадия осмысления.
Работа с новой информацией (прием I NSERTA).
1 группа.
Экономико-географическое положение Японии.
Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, то есть Страна восходящего солнца.
Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в сеоедине. Круглая хризантема - национальный цветок Японии.
Япония- страна-архипелаг, расположенная на 4-х крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане.
Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до ХХ века она была как бы спрятана от глаз европейцев.
Япония входит в « большую восьмерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.
Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островками, покрытые лесом горы. Среди горных вершин поднимаются действующие, их около 40, и потухшие вулканы, в том чиле высшая точкаи Японии – вулкан Фудзияма (на острове Хонсю, 3776м). Низменностей мало, они расположены по побережью Тихого океана. На самом большом острове, который называется Хонсю, находится столица страны – город Токио, что означает «Восточная столица».
Задания к тексту:
1.На контурной карте отметить: а) столицу Японии; б) острова, на которых расположена территория страны.
2.Нарисуйте флаг Японии.
3.Назовите национальный цветок Японии.
4.Как называется самая высокая вершина Японии?
2 группа.
Особенности населения.
Население Японии составляет – 127 млн. человек – это 8-ое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.
Площадь территории – 372 тыс. кв. км.
Средняя плотность населения – 336 человек на квадратный километр. Но фактически плотность населения выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.
В последние десятилетия Япония отличалась очень высокими темпами урбанизации. В результате по ее уровню она вышла на одно из первых мест в мире. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры. Именно в больших городах и больших агломерациях концентрируется теперь основная часть населения. Самые крупные из них протянулись непрерывной цепочкой вдоль южного побережья острова Хонсю. Среди них выделяется «большая тройка» агломераций, сформировавшихся вокруг Токио, Осаки и Нагои.
Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.
По государственному устройству – Япония – унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.
Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения – естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.

Задания к тексту:
1.Составить «кластер», указать данные параметры:
- численность населения;
-плотность населения;
-территорию;
- степень урбанизированности;
-тип воспроизводства;
-форма правления;
-государственное устройство.
3 группа.
Национальный состав.
Национальный состав населения Японии исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.
Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.
Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования – синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обряды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах.
У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45 градусов, коллеги кланяются друг другу под углом 15 градусов, встречают клиентов и покупателей под углом 30 градусов – значит, каждому свой угол.
Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире – 4 на 1000 (в США – 8 на 1000; в России 18 на 1000) и саамы высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет. женщины – 82 года). Для сравнения: в России женщины – 72 года, мужчины – 62 года.
Возникает вопрос: Почему японцы живут долго?
Ответ:
Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.
Задания к тексту:
Используя прием « Верите ли вы, что…» составить вопросы к тексту, а затем объяснить по мере необходимости.

Проверка задания. Защита мини-проектов.
(Закрепите свои листочки на доске и прошу объяснить что у вас получилось)
IV. Стадия рефлексия.
Задание: составить «Синквейн» всем классом со словом Япония.
Составить «тонкие» и «толстые» вопросы по данной теме.
V. Д/З параграф 45 (написать сочинение, используя ключевые слова.