Конспект урока по географии на тему Япония: территория, границы, население (11 класс)


14.11.2015
Урок географии в 11 классе по УМК В.П.МаксаковскогоТема урока-путешествия: Япония: территория, границы, население
Цели:
Образовательные: создать условия для формирования системы знаний:
- об особенностях государственного строя страны,
- о факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности современной Японии,
- об особенностях японской нации и ее вкладе в мировую культуру.
Развивающие: создать условия для развития:
- умения работы с текстом, географическими картами,
- умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии,
- коммуникативных умений,
- внимания, мышления, культуры речи, умения делать выводы.
Воспитательные: способствовать демонстрации навыков самоорганизации и взаимопомощи, осуществления сотрудничества в ходе работы по изучению Японии; проявлению интереса к учебному материалу.
Планируемые результаты:
Предметные:
 - научиться использовать различные источники географической  информации для поиска информации, необходимой для решения учебных задач;
 - анализировать и обобщать географическую информацию;
 - создавать устные сообщения на основе источников информации;
 - составлять по картам комплексную характеристику Японии, делать выводы на основе полученных знаний.
Метапредметные:
познавательные – находить достоверную информацию, необходимую для решения задач;регулятивные – работать по плану индивидуально и в группе;
- оценивать свою работу, исправлять ошибки;
коммуникативные – излагать свое мнение, подтверждать фактами;
- использовать ИКТ для достижения целей;
личностные – развитие познавательной мотивации на основе работы с различными источниками географической информации;
- осознание целостности мира.
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта Азии, экономическая и физическая карта Японии, карточки-планы, презентация к уроку, атласы. 
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный этап. Слайд1Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Р. Рождественский
( фиорд (норв. fjord) — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.)Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником путешествий и географических открытий. Мы не редко испытываем чувства, подобные тем, о которых сказал, поэт Р. Рождественский
Однако я знаю: у нас с вами такая возможность есть. (Звучит японская музыка).
II. Сообщение темы и целей урока.  
 Говорят, есть прекрасная страна, окруженная со всех сторон голубыми горами. Там все непривычно для нас, ее называют очень странно - «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. - О какой стране идет речь? Вы догадались.       Почему бы не пойти туда? – обратился Иваро к своему брату Исуцэ.
Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил:
-       Пойдем туда.
      Так, согласно легенде, произошло переселение людей с острова Кюсю на остров Хонсю. Созданное там государство Ямато явилось центром становления японского народа.
Я предлагаю вам вслед за героями старинного предания совершить путешествие в страну, которую с давних времен называют Страной восходящего солнца.
Итак, тема нашего урока: «Япония».
Какие ассоциации у вас возникают при слове «Япония»?
Что бы вы хотели узнать о Японии???
Давайте определим цель нашего урока?
Сегодня на уроке мы выясним, какое влияние оказывает ГП на развитие страны, познакомимся с природными условиями и ресурсами, поговорим об особенностях населения Японии. И в конце нашего путешествия вы мне ответите на вопрос: «Почему японскую нацию сравнивают с монолитом»
Настоящие путешественники всегда ведут дневники исследования. И мы тоже будем вести записи в процессе путешествия. Запись числа и темы урока
Итак, в путь!
III. Изучение нового материала.
Древнее название страны - Ямато, что означает «путь гор»
Сами японцы с древних времен называют страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй - «основа». Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как страны восходящего солнца. Красный солнечный круг на белом фоне на Японском флаге символизирует восходящее солнце.
Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.
Давайте совершим путешествие вокруг Японии.
Учащиеся работают с физической картой Евразии и планом (на партах) . 
Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица - Токио.
 
– Определите по карте, какой остров самый большой?
– Какими морями и океанами омывается Япония? (На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем).
 – С какими государствами граничит Япония? (На севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей).
 
Работа с контурной картой
Индивидуальные карточки
Сравните географическое положение Японии и Китая.
В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…
По форзацу учебника определите площадь, гос. устройство и форму правления Японии
Площадь страны почти 378 тыс. км². По государственному устройству Япония - унитарное государство, здесь 47 префектур. По форме правления - конституционная монархия
(По ходу сообщений заполняются дневники исследователей).
Дайте характеристику природных условий Японии.
Дайте характеристику природных ресурсов Японии.
Основную информацию фиксируете в своих дневниках.
Природа на Японских островах жестока, скупа. Часто случаются землетрясения. Большой вред стране приносят тайфуны. Страна бедна полезными ископаемыми, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.
А после этого ответите на вопрос: «Как природно-ресурсный потенциал влияет на развитие хозяйства страны?» (- привязка к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовых товаров, стала важнейшей причиной проведения страной активной внешней политики;
- благодаря климатическим условиям в южных субтропических и тропических областях можно собирать по два урожая в год;
- леса - база для деревообрабатывающей промышленности;
- реки - источники гидроэнергии и вода для ирригации;
- фауна моря - богата и разнообразна. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире)Учитель: не имея достаточного количества природных ресурсов, страна стала одним из экономических лидеров современного мира.
И в этом не малую роль сыграли национальные особенности этого государства и люди
Франсуа Ксавье так писал о жителях этой страны: « Честностью и добродетелью они превосходят все другие народы, открытые по сей день. У них приятный характер. Нет коварства, и превыше всего они ставят честь». 
Мы продолжаем свое путешествие.
- Используя статистический материал на партах и карты атласа, дайте по плану характеристику населения Японии.
план характеристики населения Японии.
1 Численность населения
Основные данные занесите в свои дневники. Время на выполнение этой работы - 3 минуты.
-К какому типу воспроизводства населения относится государство? (II тип)
-Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?
Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.
Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи
- повышение брачного возраста В Японии жениться можно в 18 лет, а выходить замуж в 16. В Китае не разрешается стать мужем раньше 22 лет, а девушки могут стать законными женами в 20 лет.
- увеличение затрат на воспитание и образование детей
Общее образование в Японии имеет свою весьма четкую структуру: начальная школа с шестилетним обучением, трехлетняя средняя школа первой ступени и трехлетняя средняя школа второй ступени. Таким образом, общее образование в стране представлено тремя школами, через которые, начиная с шестилетнего возраста, проходит теперь большинство японцев. Закончив школу в возрасте 18 лет, японская молодежь устремляется в университеты (четыре года обучения) или в колледжи (двухгодичное обучение). Часть школьников после окончания средней школы первой ступени (в возрасте 15 лет) на пять лет поступает в технические колледжи. Следует также отметить, что большая часть японских детей с трех и до шести лет воспитывается в детских садах.
Японский учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте. Он разделен на три семестра с каникулами в августе и с зимними каникулами в конце декабря. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам (в США учебный год длится 180 учебных дней). Классы в японских школах по установленной норме могут доходить до 45 человек
Японская школа культивирует национальный дух японцев, формирует у своих воспитанников соответствующие нормы морали, закладывает и развивает у них черты национального характера. В японской школе, особенно в начальной, всегда воспитывались уважение к родителям и старшим, вера в друзей. Такое воспитание оставляло на психике японца неизгладимый след. Применительно к общеобразовательной школе — это моральное воспитание, интенсивное обучение и беспрерывные экзамены.
Японская начальная школа шаг за шагом переносит добродетели семейного воспитания в школьную атмосферу. Однако действует и система обратных связей: самодисциплина, которую воспитывают в школе, внедряется в семейную почву. Тем самым семейная педагогика получает подкрепление. Происходит взаимодействие семейного и школьного воспитания учащихся. И там и тут школьники сталкиваются с культом авторитетов. Дома это — авторитет родителей, в школе — авторитет учителя. Оба авторитета непререкаемы. Учащихся начальной школы настойчиво приучают к тому, чтобы безгранично уважать эти авторитеты..В школе воспитывается также и вежливое отношение к товарищам. Наиболее эффективно оно культивируется на тех ступенях школьной жизни, когда учащиеся вступают в подростковый или юношеский возраст.
Японские подростки и юноши обучаются в школе групповому поведению. Именно в школе у них формируются ростки группизма, которые потом перерастают в устойчивые стереотипы поведения. Для этого учащихся вовлекают в групповые беседы, где каждый обязан открываться перед другими и объясняться по поводу допущенных проступков.
Обычно конфликты, возникающие вследствие ребячьих шалостей, улаживаются между самими сверстниками..Японские педагоги считают, что все школьники могут успешно осваивать предлагаемую в школах программу. И если кто-либо отстает, то ему советуют быть внимательнее в школе и больше времени проводить за книгами дома. Общепризнанно, что учащиеся старших классов в Японии на выполнение домашних заданий тратят не менее пяти часов. Японская школа функционирует под девизом: «Успеха добиваются упорным трудом», «Если ты отстаешь, упорнее работай над собой».
В Японии действуют как государственные, так и частные школы. Расходы на образование в частных школах значительно превышают расходы на образование в государственных. Так, посещение двумя детьми государственной средней школы второй ступени обходится семье в 13,7% ее месячного бюджета, а частной — в 29,6% . Тем не менее родители во многих случаях, не считаясь с расходами, отдают своих детей в частные школы. Помимо всего прочего частные школы более престижны, а престиж в Японии расценивается весьма высоко. Нередко вопрос о том, поступит или не поступит выпускник в высшее учебное заведение, зависит от того, какую школу он закончил. Поступление в университет для многих японцев — одна из главных жизненных целей. Тяга к университетскому образованию в Японии год от года увеличивается. В современных условиях, как справедливо отмечает советский ученый И. А. Латышев, «помыслы, направленные на предоставление детям максимально высокого образования, образуют в большинстве семей страны ту духовную ось, вокруг которой вращается практически вся их будничная жизнь
В целом же японская система общего образования выполняет социальный заказ правящих классов Японии. Она успешно справляется с двумя главными задачами, которые стоят перед ней. Это, во-первых, подготовка молодежи для овладения сложными профессиями современного производства и, во-вторых, воспитание у молодых людей навыков безоговорочного подчинения авторитету. Профессор Токийского университета Т. Хэмми заметил, что японские школы «не заботятся о том, чтобы учащийся умел вести полемику. Для них важно, чтобы он всегда отвечал: „Я вас понял"» [256, с. 75].
- дорогие свадебные церемонии. (в Японии-5 млн. йен, т.е.2,5 млн. рублей. В Москве- 700 тыс рублей)
С какими демографическими проблемами столкнулась Япония:
- процессом постарения населения и угрозой депопуляцииПродолжительность жизни – одна из самых больших в мире. Ваше мнение, почему?
- Здоровый образ жизни; лозунг «10000 шагов в день!»
- Малое употребление спиртных напитков;
- Высокая образованность населения
- любят природу и заботливо её охраняют
- важнейшая черта характера: трудолюбие и прилежание, доброжелательность
- Употребление в пищу морепродуктов;
Закрепление
Почему «Японию называют «демографическим пионером» Азии. (С 1 типа воспроизводства во 2 тип)
Почему японскую нацию сравнивают с монолитом? «Нация – монолит»
Блиц-опрос
Рефлексия
Какие эмоции вызвал у вас урок? (на выбор 3 вида – в конвертах)
Домашнее задание: стр.254-257 , подготовить сообщение об одной из отраслей промышленности Японии, разгадать головоломку: вписать в клеточки названия семи японских городов, которые оканчиваются на - ЯМА (атлас)
Самые населенные страны мира на 2015 год Приложение
Место Страна Население Дата  %
1 Китай 1,367,510,000 6 января 2015 18.9%
2 Индия 1,264,990,000 6 января 2015 17.5%
3 США 320,132,000 6 января 2015 4.44%
4 Индонезия 252,164,800 1 июля 2014 3.49%
5 Бразилия 203,692,000 6 января 2015 2.82%
6 Пакистан 188,611,000 6 января 2015 2.61%
7 Нигерия 178,517,000 1 июля 2014 2.47%
8 Бангладеш 157,609,000 6 января 2015 2.18%
9 Россия 146,270,033 1 января 2015 2.02%
10 Япония 127,130,000 1 августа 2014 1.76%
График изменения рождаемости в Японии

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении среди мужчин и женщин
Мужчины Женщины Место Страна Продолжительность жизни Место Страна Продолжительность жизни
1 Исландия 81.2 1 Япония 87
2 Швейцария 80.7 2 Испания 85.1
3 Австралия 80.5 3 Швейцария 85.1
4 Израиль 80.2 4 Сингапур 85.1
5 Сингапур 80.2 5 Италия 85
6 Новая Зеландия 80.2 6 Франция 84.9
7 Италия 80.2 7 Австралия 84.6
8 Япония 80 8 Республика Корея 84.6
9 Швеция 80 9 Люксембург 84.1
10 Люксембург 79.7 10 Португалия 84
План характеристики населения страны
Численность населения
Тип воспроизводства населения
Состав населения
Половой
Возрастной
Национальный
Религиозный
Размещение населения
Соотношение городского и сельского населения, уровень урбанизации, крупные города
Особенности демографической политики
ПЛАН ЭГП
Оценка границ сухопутных и морских, уровень развития стран-соседей первого порядка
(высокий уровень развития или низкий уровень развития соседей)
Оценка транспортных путей международного значения, что соединяют страну с другими государствами
(наличие транзитных путей)
Оценка природных условий морей, которые омывают территорию страны
(приморское положение или континентальное, какие моря)
Оценка ЭГП страны в целом (выгодное или невыгодное)
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны
Какие особенности рельефа способствуют развитию хозяйства?
Какие особенности климата способствуют развитию хозяйства?
Какие особенности рек и озер способствуют развитию хозяйства?
Дать оценку минеральных ресурсов для развития хозяйства?
Дать оценку земельных ресурсов для развития хозяйства?
Дать оценку лесных ресурсов страны?