Технологическая карта по основам духовно-нравственной культуре народов России на тему Забота государства о сохранении духовных ценностей (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Новозыбкова
имени дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского»
243020, Брянская область, г. Новозыбков ул. Коммунистическая, д.12
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №1»
------------------А.В.Щипакин
«Забота государства о сохранении духовных ценностей»
инновационная разработка по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России
Возраст детей: 5класс
Разработчик:
Карагезова Светлана Викторовна,
учитель обществоведческих дисциплин

г. Новозыбков

Модуль
Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс
5

УМК
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. « Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тема урока
«Забота государства о сохранении духовных ценностей».

Тип урока
Изучение нового материала

Цель, задачи
Цель: Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.
Задачи:
Образовательные – раскрыть значение понятий: «духовные ценности», «отзывчивость», «сострадание», «забота», «милосердие»;
познакомить обучающихся с историей строительства Храма Христа Спасителя, его архитектурными особенностями и связанными с Храмом событиями.
Развивающие – развивать мышление, речь, диалоговые навыки, умение слушать собеседника, интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуре и традициям различных народов, отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Планируемые результаты труда



Личностные
-осознают свою принадлежность в сохранении духовных ценностей; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.


Предметные
- научатся определять духовные ценности, с уважением относиться к культуре и традициям разных народов. Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД):

-самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
-договариваются о распределении ролей в совместной деятельности, ведут диалог;
-формулируют свое собственное мнение;
- аргументируют свою точку зрения и оценку событий;
-стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Учебный диалог
Фронтальная беседа
Самопроверка
Работа с выполнением проблемного задания в группах.

Основная
Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Дополнительная


Интернет-ресурсы
1. 13 LINK "http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878acb
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Этап урока
Время
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Универсальные учебные действия (УУД)
Формы контроля

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности). Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

2 мин
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала



Притча «Духовные ценности»
Мотивация к продуктивному общению и деятельности на уроке (метод эмоциональной мотивации, управления).
Постановка учебного задания и мотивация к его выполнению: тема урока – секрет; в процессе урока учащиеся должны сформулировать тему урока самостоятельно (метод целеполагания); метод использования когнитивного пробела)




Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: – На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места. Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила: – Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве. Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле. Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади: – Пойдем Любовь, я возьму тебя с собой. Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию: – Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь: – Это было Время. – Время? – переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня? Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец: – Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.
-Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Сформулируйте цели урока? Что вы уже знаете, чего не знаете, чтобы вы хотели узнать на уроке?
Индивидуальная самоорганизация;







Слушают, обсуждают тему урока, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.



































О духовных ценностях.

















Фронтальная работа
Коммуникативные (общение, взаимодействие, умение слушать).


Регулятивные (целеполагание, мотивация, самоорганизация).

Личностные (самооценка, развитие образа «Я» через самоорганизацию)
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позиций школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.


2. Актуализация.
5 мин
Беседа

Метод «Дом-символ счастья»
-Перед вами дом. Здесь живут духовные ценности. Запишите в окошечках «домика» слова, характеризующие духовные ценности. Нужные слова подобрать вам поможет список понятий (отзывчивость, любовь, богатство, сострадание, деньги, благополучие, милосердие, доброта).

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Что же обозначает словосочетание «духовные ценности»? Обратимся к словарю Ожегова.
Записывают слова в окошках дома.





















Работают со словарем
Индивидуальная работа
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
Высказывают собственное мнение; слушают друг друга.
Устные ответы





















Записи в тетради

3. Изучение нового материала
26 минут
1.Презентация «Храм Христа Спасителя».

2.Фильм «Храм Христа Спасителя»




















































Мозговой штурм











































































































































































































































Демонстрация фильма «Храм Христа Спасителя».
Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
Организует работу с учебником.
Организует просмотр фильма.













-Современный мир сложен и противоречив. Человечество добилось высот в науке и технике, но по-прежнему тайной остается сам человек, его душа, внутренний мир. Ученые пытаются понять, почему современный человек испытывает недостаток в духовных ценностях – любви, сострадании. Отзывчивости, доброте. Почему сегодня немало людей, которые считают главными ценностями благополучие и деньги? Как правило это люди равнодушные, завистливые, злые. Жестокие. Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.
- Является ли изучение в школе предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» показателем заботы государства о сохранении духовной культуры.
-На основе иллюстраций на странице 130-132 и подписей к ним составь рассказ о том, как возрождается духовность России.

-О каком храме пойдет речь?








































-«Музей великой Бородинской славы». Какое сражение упоминает автор, что вы знаете о нем? Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников о событиях того времени.















·







































































































Учитель просит учеников высказать свое впечатление от услышанного.
Учитель: В октябре 1917 года в России произошла революция и к власти пришли большевики- идейные атеисты. Многим стало понятно: Храм Христа Спасителя обречен. Храм решено было взорвать, предварительно изъяв оттуда все ценное. Одного золота с куполов сняли 413 килограммов.














Учитель предлагает ученикам прочитать розданный заранее документ – слова очевидца о разрушении храма.




























Учитель просит учеников поделиться впечатлением, высказать свое отношение к проблеме уничтожения храмов.
Учитель: В 1931 году храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать. Только в конце 80-х годов 20 века развернулась кампания по сбору средств по восстановлению Храма Христа Спасителя. В архивах отыскали чертежи, по которым работал архитектор.
И вот в 1994-1997 годах вознесся из небытия Великий Храм- Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик-Храм Христа Спасителя. Прошли годы. Стала возрождаться в России православная вера и культура. И восстал в первозванной красоте Храм Христа Спасителя!



















1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.
3.Работают с учебником.
4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.
5.Отвечают на вопросы.













































О Храм Христа Спасителя, ты снова
Стоишь, поднявшись до былых высот!
Тебе мое восторженное слово,
Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен
В немыслимой для взора красоте
Златых крестов, и куполов, и башен.
Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых
Взорвать тебя- святилище Христа.
Музей великой Бородинской славы,
Здесь созданного волею Творца!
Хвала Ему и всем, кто волей Бога
Вновь подарил России этот Храм!
И пусть нас всех ведет сюда дорога
К божественным глаголющим устам!
России быть и снова возродиться
Ее великим праведным делам!
Залог тому - поднявшийся в столице
Христа Спасителя величественный Храм!







Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.
Второй докладчик: Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
Третий докладчик: Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.
Четвертый докладчик: 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.
Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.
Пятый докдадчик: Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.













Текст источника:
«Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».
















1. Индивидуальная работ.
2. фронтальная работа























































































































































Работа в парах





Учебный диалог








Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают традиции и ценности современного общества.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности пи решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию













Устные ответы


























































Устные ответы






















































беседа






















































беседа

4.Первичное осмысление и закрепление изученного.
5 минут


1.Какой российский император принял решение о возведении Храма Христа Спасителя?
А) Александр I; б) Александр III; в) Николай I; г) Павел I.
2.В память о каком событии был заложен Храм Христа Спасителя?
А) борьба с наполеоновским нашествием;
Б) присоединение Кавказа;
В) воссоединение с Украиной.
3. Кто является создателем проекта Храма Христа Спасителя?
А) К.Тон; б) В. Суриков;
В) О. Лапина; г) В Стасов.
4. В каком месте состоялась закладка Храма Христа Спасителя в 1832 году, проект которого был утвержден Николаем I?
А) на берегу реки Москвы;
Б) на Воробьевых горах;
В) в Лужниках.
5. Какие художники трудились над росписью Храма Христа Спасителя?
А) В Суриков;
Б) И Крамской;
В) Г Семирадский;
Г) В Верещагин.
6. Какие юбилеи и праздники отмечали в Храме Христа Спасителя?
А) 500-летие смерти С Радонежского;
Б) 100-летие победы в Отечественной войне 1812 гола;
В) 50-летие победы в Великой Отечественной войне 1945 года;
Г) 2000-летие рождения Иисуса Христа.

самопроверка
Познавательные:
Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: ориентируются в учебнике.
тест

4.Итоги урока. Рефлексия.
2 минут

Проводит беседу по вопросам:
-Что же такое духовные ценности?
- Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?
-Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Фронтальный опрос
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения материала.
Оценивание учащихся за работу на уроке

5.Домашнее задание
2 минуты
С.129-135
Конкретизирует домашнее задание (на выбор)
1) Выберите объект культурного наследия и составьте «Правила поведения в музее (усадьбе, дворце, храме)».
2) Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, узнайте, какие храмы есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. Назовите храмы, восстановление которых продолжается.

Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа

















·