Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Терса
Вольского района Саратовской области»

Выступление
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
«Групповая работа на уроке по ФГОС»
Подготовила
учитель начальных классов
Граблина Ю.Ю.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность учащихся отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет; он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы. В тех случаях, когда учитель включается в работу группы, общение происходит в малой трех -пятичленной группе, поэтому общение с учителем может быть более личностным чем при фронтальной работе. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Первые шаги в обучении работе в группе

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.
В 1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.
Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма, счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.
Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний учащихся. ''Открытие'' нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под руководством педагога осуществляет совместное ''открытие''. При этом учитель использует технологию деятельностного подхода.
Можно говорить о групповой работе двух видов - единой и дифференцированной. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной - разные группы выполняют разные задания, в рамках общей для всех темы. Новые черты приобретает и индивидуальная работа. Это не просто усвоение учебного материала, исходя из личного интереса или, скажем, из страха перед проверкой, а усвоение с учетом дальнейшей совместной работы. В целях управления умственной деятельностью учеников учитель должен знать какие ошибки допустили члены тех или иных групп какую часть задания они смогли выполнить за отведенное им время. До перехода к фронтальной работе учитель должен представлять себе как отдельные группы справились с полученным заданием. Эти сведения учитель получает частично в процессе наблюдения за работой групп; более точное представление он получает во время последующей фронтальной работы. Подготовка к групповой работе требует от учителя глубокого изучения материала учебника, подбора различных дополнительных материалов и составление руководства для работы, если разные группы выполняют разные задания, то НУЖНО подготовить целый набор рабочих руководств. Что же касается второго вопроса - индивидуальной работы каждого учащегося, то без этого групповая работа немыслима .Какие воспитательные и дидактические задачи можно решать при помощи ГРУППОВОЙ работы?
Можно добиться успеха в учении при наличии относительно небольших умственных способностей, если это сопровождается положительным отношением к учению, строгим планированием времени и целенаправленным его расходованием. Все это возможно без навыков саморегуляции. С другой стороны, хорошие умственные способности при недостаточно развитой саморегуляции может стать фоном для средней, относительно низкой успеваемости или даже неуспеваемости. Непременной предпосылкой формирования способностей, являющихся основой для саморегуляции, следует считать общение в коллективе и совместную деятельность. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение и чужой деятельности, своих и чужих результатов. Фронтальная работа дает мало возможностей для такого сравнения, а индивидуальная и того меньше.
Гораздо больше возможности предоставляет групповая работа. Участвующие в выполнении группового задания могут непосредственно познакомиться с результатами по меньшей мере двух-четырех соучеников. Они могут не только слышать устные ответы, но и видеть тетради товарищей, слушать обоснования товарищей и анализ ошибок. При подведении общих итогов ученик может сравнить свою работу с работой членов других групп, т.е. расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Учебная деятельность - учение - основное занятие школьников. Успех в этой деятельности зависит и от того, как каждый отдельный ученик связан с классом, с коллективом, в котором он усваивает знания, умения и навыки. Словом, для обучения весьма важно наличие в классе сплоченного ученического коллектива. Групповую работу следует также рассматривать и как возможность управления становлением внутриколлективных личностных взаимоотношений. Преимущество групповой работы, не только в быстрой обратной связи. Участие в совместной работе заставляет каждого ученика более активно выявлять причины своих ошибок, а в случае непреодолимой трудности быстро получить помощь от других членов группы или от учителя, который при такой постановке работы имеет большие возможности помочь слабым. При тематическом и заключительном повторении групповая работа позволяет добиться более высокой активности всех учеников, поскольку наряду с выполнением перечисленных требований открывается возможность использовать при повторении имеющиеся у каждого знания, приобретенные из разных источников. При изучении нового материала групповая работа создает предпосылки для анализа личного опыта каждого ученика и таким образом позволяет избежать неточных обобщений, а также создает более широкую наглядно-чувственную опору для формирования понятий. Какие проблемы возникают у учителя в практике групповой работы? Сущность формы групповой работы требует от учителя решения вопроса о составе отдельных групп. Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый темп работы. Наряду с темпом работы при составлении групп по многим предметам важно учитывать уровень успеваемости. Учитель имеет представление об уровне знаний учащихся, определенное представление о знаниях и умениях соучеников имеют и сами учащиеся. Надо сказать, что сами ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой. При этом должно соблюдаться одно обязательное условие - степень сложности заданий должна учитывать подготовку учащихся. Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно, принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету. Учащиеся с разной информированностью, занимаясь в одной группе, МОГУТ полезно дополнить друг друга, взаимный обмен информацией может оказать положительное влияние и на взаимоотношения школьников что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются. Взаимодействие «Учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать в вдвоём или в группе над выполнением задания. !Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары я создавала несколькими способами:- Выбор делали сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе;-Случайный выбор;- Решение принимает сам учитель.
В ходе работы были сформулированы, выведены следующие правила:
. Правила сотрудничества
Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали вработе и чувствовали себя уверенно.
Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.
Мы помогаем друг другу в работе.
Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) Допустимо избрать старосту группы, в обязанности которого входит:
1. следить, чтобы работа проходила соответственно предусмотренной схеме общения; 2. после выполнения задания указать представителя, который при необходимости познакомит весь класс с результатами группы. К материалу и заданиям для групповой работы можно предъявить следующие общие требования: 1. Задания должны подходить для групповой работы, т.е. способствовать возникновению различных мнении м являться основой для обсуждении. Другими словами, задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний и являться импульсом к творчеству, к поиску новых знаний и новых способов действий; 2. Задания должны иметь достаточно высокую степень трудности 3. Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы; 4. Исходя из принципа взаимного обогащения, задания должны предполагать использование и осмысление жизненного опыта ученика, информации, почерпнутой из различных источников. Каким требованиям должны отвечать руководства, которые направляет групповую работу: 1. Руководство указывает цель, которой преследует задание 2. В руководстве дается перечень материалов, которыми должны воспользоваться ученики (какие страницы учебника прочитать и каким газетным вырезкам обратиться, какие факты из увиденного кинофильма припомнить и т.д.); 3. Задания указываются в порядке их выполнения; 4. В руководстве указывается, что выполнять индивидуально, а что коллективно; 5. Руководство должно содержать правила составления отчета группы. Оптимальная величина группы - 5-7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. С точки же зрения получения новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной.
В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор)..Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Общие правила организации групповой работы
При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.
Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.
Групповая работа требует перестановки парт.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.