выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов по теме Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС


Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов
Тема : « Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС »
( Маковская Лариса Николаевна, учитель начальных классов)
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
Активен Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе?
Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Основой реализации новых Стандартов является:
• Системно-деятельностный подход.• Нацеленность на формирование метаумений.• Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.
Итак, что же такое проект? Во ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». « Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить…»
Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.
Проект – это: «брошенный вперёд»1. Проблема2. Проектирование (планирование)3. Поиск информации4. Продукт5. Портфолио  проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы6. Презентация
Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.
Проектная деятельность подготавливает учащихся  к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления
Ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного отрезка времени
Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата
 Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни
Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.
Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.
Выделяют следующие этапы проекта:
1. Целеполагание
Помочь ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени
2. Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с  какими предметами научиться работать для достижения цели)
3. Выполнение проекта
Практическая часть
4. Подведение итогов
Определение задач для новых проектов
5. Презентация проекта
Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.
УЧИТЕЛЬ
Организует деятельность – предлагает: УЧАЩИЕСЯ
Осуществляют:
организовать группы;
распределится в группах;
спланировать деятельность по решению задач;
продумать возможные формы презентации результатов. разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
планирование работы;
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
Типы учебных проектов:
Исследовательские
Творческие
Информационные
Социально значимые
Телекоммуникационные
Презентация (защита) проекта
Необходимо:
помочь ученикам произвести самооценку проекта
помочь учащимся оценить процесс проектирования 
помочь ученикам подготовить проект к презентации
УЧИТЕЛЬ
Принимает отчет: УЧАЩИЕСЯ
Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты;
подводит итоги обучения;
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
акцентирует  внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
дают оценку деятельности и ее результативности.
Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает ребят  для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку)
В УМК «Школа России» по которому я работаю, уже заложен учебный материал, способствующий выходу на проектную работу. На уроках литературного чтения ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект.
Подводя итог сказанному, хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.На чём основана работа по созданию проекта? Каковы принципы организации проектной деятельности? Уже со 2 класса мои ученики осваивают подготовительный и поисковый этапы проектной деятельности через постановку целей проекта, поиск информации, обсуждение темы и ее структуры, сотрудничество с одноклассниками, учителем, родителями и заинтересованными организациями (библиотека, музей)
Каковы же принципы организации проектной деятельности?• Проект должен быть посильным.• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме. 
В чём заключается особенность проектов в начальной школе?Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, и возраст рассматривается как малозначимый и «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
В чём достоинства метода проектов? 
Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок перекладывается на внеурочную деятельность.
Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой  могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
Учитываются  индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело. Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:• Выбери тему исследования• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы• Поработай с источниками информации, наиди ответы на свои вопросы• Сделай выводы• Оформи результаты своей работы• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.Защита проектов (по плану):
Как распределялись обязанности в группах.
Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).
Выбор формы отчета.
Всё делали сами или просили помощи у старших?
Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.
С какими трудностями столкнулись?
Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?
Довольны или нет своим результатом?
Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме( предложения по проектной деятельности)
Критерии оценивания работ учащихся1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;5. Степень осмысления использованной информации;6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;10. Владение рефлексией (или проверим, что у нас получилось в итоге);11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. (метапредметность).
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Что услышал – то забудешь, что увидишь – то запомнишь, что сделаешь – тому научишься.