МБОУ «Пурдошанская СОШ» Доклад на заседании районного методического объединения учителейбиологии и химии « Компьютерные технологии» Подготовила Самсонкина Т. Н.

МБОУ «Пурдошанская СОШ»



Доклад на заседании районного методического объединения учителейбиологии и химии
« Компьютерные технологии»



Подготовила Самсонкина Т. Н.









Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Она содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто напрямую обмениваться мнениями с другими пользователями. В настоящее время многие учителя имеют домашний компьютер, и все свободное время проводят в поиске новых материалов к урокам. Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета. Чтобы заинтересовать детей своим предметом, нам учителя приходится «из –кожи лезть вон», для этого вошли в практику информационные - коммуникационные технологии.
Для понимания роли информационных - коммуникационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
«Информационные - коммуникационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте».
Информационная - коммуникационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
В практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:
Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Свойства Internet:
Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.
Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.
Создав свой электронный ящик, появилась возможность подписаться на различные новости в образовании. Зарегистрировавшись на таких сайтах как:
Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО" это обобщение и обмен опытом учителей биологии и экологии, учителей, которые экологизируют свой предмет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Цели и задачи сайта: 1. Освещение и распространение опыта использования ИКТ на уроках биологии и экологии, а также во внеурочной деятельности.
2. Представление опыта учителей по организации предпрофильного и профильного обучения (элективные курсы).
3. Обсуждение проблем естественнонаучного образования.
4. Создание копилки методических разработок для урочной и внеурочной деятельности.
5. Анализ учебной литературы по биологии и экологии.
6. Создание виртуального кабинета биологии.
7. Методическая помощь в организации экологической деятельности в образовательном учреждении.
Сайт про Школу- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Здесь имеются различные сообщества, клубы по интересам. На этом сайте можно найти любую информацию и разместить свою, зарегистрировавшись и получив права администратора., вступить в сообщество учителей биологии.
Сайт учителя биологии-http://tana.ucoz.ru/load/406
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [14][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [12][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [75][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [5][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [19][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [47][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [27]
Дидактический материал для проведения уроков, дополнительный материал для проведения уроков, карточки и многое другое.
Здесь и презентации и методическая копилка, анимашки видеоролики занимательная биология, интерактивные уроки.
Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог в этом году будет доступен учащимся и, я думаю любопытство возьмет верх и они обратят на них внимание, стимулируя познавательную активность и вызывая желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, уже поработали с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске объявлений, которую я планирую создать в кабинете, адреса соответствующих сайтов.
Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.
По каждой теме курса биологии (это в новых учебниках по линии Сонина) подобран материал из сети, учащиеся имеют возможность познакомиться с ним. На уроках я обращаю внимание своих учеников на эти адреса, сообщая, что там они могут получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам. Но обычно ребята уже и сами ждут очередного обновления материала. Информация, полученная из Интернета, была широко использована нами при новом оформлении кабинета биологии.
Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.
Во-первых, нет доступа в компьютерные классы, перебои в работе Интернета, информация в сети бесконтрольна, при работе выходят заставки не для учеников, большая часть действительно ценной и интересной информации представлена в сети на английском языке. Проблему с переводом таких материалов можно в какой-то мере решить, обратившись за помощью к ученикам старших классов, лучше других владеющих английским языком. Для них перевод неадаптированного текста будет хорошей практикой, а в качестве дополнительного стимула может служить и оценка по биологии. Кстати английский текст имеется в учебниках по биологии в 10 – 11 классах, с которым у нас не было возможности работать. В сети представлено такое количество информации, что для поисков чего-то действительно нужного, несмотря на существование поисковых систем, зачастую требуется очень много сил и времени. Кроме того, некоторые сайты, адреса которых были опубликованы в тех или иных изданиях, могут со временем изменить свое название или адрес или просто исчезнуть.
Надеюсь, предлагаемая статья облегчит работу учителя биологии, пытающегося разыскать в Интернете полезные материалы.
Кабинет биологии в нашей школе оборудован компьютером, мультимедийным проектором и в рамках
Интерактивная доска SMART Board предоставляет учителю уникальную возможность сочетать в образовательном процессе компьютерные, традиционные и инновационные методы организации учебной деятельности.
Именно интерактивная доска мне дала возможность творчески, с большим интересом создавать свои учебные материалы, таблицы, схемы, использовать видеоролики и сохранять их в электронном виде, а затем при необходимости возвращаться к ним, делать правки, дополнять, корректировать. И как следствие, стандартный школьный урок биологии превращается в мир неизведанных тайн, когда все процессы, протекающие в живом организме можно пронаблюдать, увидеть, рассмотреть, сделать пометки и записи в нужный момент. Таким образом, урок превращается в увлекательный процесс обучения.
Программное обеспечение Notebook к интерактивной доске Smart Board помогает создавать разнообразные задания, которые позволяют включить в деятельность каждого ребёнка, развивая в нём такие компетентности как учебно – познавательные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие и т.д.