ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ/ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ ФГОС


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ/ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ ФГОС
ФИО педагога ___________________________________________________________________Предмет_________________________________________________
Дата__________________________________ Класс_____________________ Тип урока ________________________________________________________________
Тема ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии и показатели оценки качества учебного занятия/урока
№ п/п Критерии Показатели Содержание мероприятия (индикаторы) Баллы
1. Планирование целей урока в концепции ФГОС ООО Диагностичность Учитель создает условия, мотивирует учащихся для самостоятельного определения темы, цели, задач урока. Постановка цели вызвана интересами или запросами обучающихся. Формулировка целей урока для учащихся осуществлена через действия учащихся или через результат действия, на который выйдут обучающиеся в итоге.
Цель и задачи урока направлены на развитие универсальных учебных действий. 2. Логическое построение урока в системе деятельностного метода обучения Технологичность
Рациональность распределения времени
Логическая связь между этапами урока Структура урока (введения нового знания)состоит из следующих этапов*:
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
*(структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока) 3. Формирование мотивации учения и стимулирования деятельности учащихся Мотивация обеспечивает устойчивый познавательный интерес учащихся. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе Учителем созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»),
актуализированы требования к ученику со стороны учебной деятельности и установлены тематические рамки («надо», «могу»). Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 4. Содержание учебного занятия соответствует поставленным целям. Актуальность
Организована продуктивная деятельность учащихся. Способ работы с содержанием был определен самостоятельно учащимися. Основными способами работы с содержанием являются:
– обсуждение с учащимися в ходе дискуссии;
- работа в группах с учебным материалом по решению учебной задачи;
– самостоятельная работа учащихся с учебным материалом. Учебный материал урока:
– был новым для учащихся;
– расширял представления учащихся об изученном;
– использовался для формирования метапредметных результатов;
– был основой для формирования какого-либо способа деятельности;
– отвечал на вопросы учащихся;
– был полезным для решения ими сегодняшних проблем;
– давал информацию для самопознания. 5. Создание условий для достижения всеми обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы:
- предметных
- метапредметных
- личностных Результативность Реализация в предметном преподавании междисциплинарных программ:
- Формирование универсальных учебных действий
- Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
- Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Основы смыслового чтения и работа с текстом Использованы современных педагогических технологий (технология развития критического мышления, проектный метод обучения, дифференцированный метод обучения, проблемное обучение, развивающее обучение, разновозрастное сотрудничество, технология проведения учебных дискуссий и т.д.) В ходе учебного занятия были достигнуты новые образовательные результаты (приращение ключевых компетенций, развитие УУД) 6. Создание условий для формирования
контрольно-оценочной самостоятельности (5,6 классы)
учебной самостоятельности (7-9 классы) как основы учебной грамотности Интегративность
Вариативность
Открытость На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). На учебном занятии были использованы следующие инструменты и ситуации оценивания достигнутых результатов:
- итоговое оценивание результатов урока;
- формирующее оценивание;
- критериальное оценивание;
- накопительная система оценки;
- безотметочное оценивание;
- самооценивание;
- взаимооценивание. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. 7. Создание условий для развития рефлексивной деятельности учащихся Эффективность Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 8. Создание положительной психологической атмосферы урока с учётом возрастных особенностей учащихся Адаптированность Создана благоприятная комфортная эмоциональная обстановка Соответствие содержания урока возрастным особенностям учащихся и уровню их развития Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) 9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Рациональность использования возможностей образовательной среды На уроке рационально использовались учебный кабинет и его возможности. Целесообразно использовались технические средства обучения, ИКТ, цифровые образовательные ресурсы, средства наглядности, дидактические материалы и т.д.. 10. Проектирование урока в современной информационной образовательной среде Прогностичность и целостность реализации Учитель пользуется сценарным планом урока или технологической картой, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При проектировании урока учитель четко может ответить на вопрос: Что должно произойти с ребенком в ходе изучения данной темы? Бальная система при оценке качества урока (учебного занятия):
Баллы: 2 – реализовано полностью; 1 – реализовано частично; 0 – не реализовано. Максимальное количество баллов по всем индикаторам – 50.
- при получении 43-50 баллов (85% и выше) урок оценивается на «отлично»;
- при получении 35-42 баллов (70% и выше) урок оценивается на «хорошо»;
- при получении 25-34 баллов (50% и выше) урок оценивается на «удовлетворительно»;
- при получении менее 24 баллов – урок оценивается как «неудовлетворительное».
ВЫВОДЫ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. _________________________________________ подпись_____________________________
Таблица анализа преемственности формирования УУД в начальной школе и их развития в 5 классе
Вид универсальных учебных действий Универсальные учебные действия (сформированные в начальной школе и развиваемые в основной школе)
Личностные Отделять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях, в неоднозначно оцениваемых ситуациях.
Регулятивные Определять проблему учебной деятельности, урока, проекта.
Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных вариантов, самостоятельно искать средства достижения цели.
По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно.
Осознавать причины успеха и неуспеха в привычной ситуации на уроке самостоятельно.
Определять степень успешности выполнения работы, исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Познавательные Предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг, в несколько шагов.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации (материалы учебника, словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков).
Анализировать и обобщать факты, явления, простые понятия, абстрактные понятия.
Устанавливать причинно-следственные связи явлений, определять причины, выявлять их следствия, формулировать цепочки правил (если…, то…)
Создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей.
Представлять информацию в развернутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, плана (сжатого, подробного).
Коммуникативные Высказывать свое мнение в монологе, диалоге, устно, письменно, приводя аргументы, подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая свое мнение.
Вычитывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, самостоятельно.
Работать в паре, группе в разных ролях (лидер, исполнитель, критик), распределять роли, организовывать взаимодействие, принимать коллективное решение, прогнозировать последствия коллективных решений.
Предотвращать и преодолевать конфликты, уважительно относиться к позиции другого человека, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.