Выступление на заседании педагогического совета. Тема: РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ


РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ
Проблема работы со слабоуспевающими студентами настолько велика и сложна, что во многих СУЗах осуществляется работа по разработке специальных программ деятельности администрации и педагогов учебного заведения со слабоуспевающими студентами и их родителями.
Подобные программы обычно включают в себя несколько пунктов, а именно:
Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и их родителями.
Программа деятельности классного руководителя.
Программа деятельности студента.
Программа деятельности родителей.
Программа деятельности зав.отделением, соц.педагога, психолога ( если таковые имеются).
Программа деятельности администрации техникума.
Контроль за соблюдением разработанной программы.
Что касается моего личного опыта в данном вопросе, то в рамках реализации пункта 1 вышеприведённого перечня программ, я акцентирую внимание в своей работе на следующих моментах.
Работа с неуспевающими студентами ( НС) должна проводится систематически и комплексно. Т.е. обязательно реализовывать такие направления деятельности, как: пед.профилактика ( актив.методы обучения), пед.диагностика ( контроль и оценка результатов обучения); пед.терапия ( доп.занятия со студентами); воспитат. воздействие ( беседы, работа с родителями).
Из профилактических мероприятий я применяю работу с опорными конспектами, особенно, когда материал достаточно сложный и объёмный – это помогает слабым студентами не потерять «нить объяснения», ведь перед глазами всегда находятся ключевые понятия, названия блоков материала, а также наглядный материал, позволяющий уяснить сущность сложных терминов и понятий ( маркетинг, статистика, менеджмент). Особенно актуально при изучении статистики, где наглядность при объяснении новых тем играет исключительно важную роль. Стараюсь увязывать изучаемые вопросы с жизненным опытом студентов, с обыденными, бытовыми ситуациями – зачастую это помогает уяснить сложные, на 1 взгляд, совсем непонятные студентам, вопросы .Мероприятия по пед.диагностике я реализую, например, в использовании алгоритмов решения задачи ( материал изучен, его закрепление, а также оценка результата обучения целесообразны с помощью решения практических задач), а также мини-проектов, т.к. считается, что групповая, коллективная творческая работа студентов, предполагающая самостоятельный поиск информации, её обработку, систематизацию, формулирование выводов и т.д., повышает активность мыслительной деятельности и мотивацию, что и является залогом успешного обучения ( мини-проекты по предмету «Маркетинг» - «Рекламная кампания», «Современные виды продвижения товаров», «Психология цвета в рекламе»).
Пед.терапия предполагает проведение дополнительных занятий, причём, это не только контроль знаний по пропущенным, а затем проработанным студентом темам, но и индив. работа – объяснение непонятого на уроке, выдача инд.заданий, контроль их выполнения.
Наиболее значимым в работе преподавателя с НС, на мой взгляд, является воспитательное воздействие. Особенно актуально это для студентов 2 группы по Мурачковскому ( высокое качество мыслительной деятельности на фоне отрицательного отношения к учёбе). Имея достаточно высокий мыслительный потенциал, такие студенты, отвергая информацию по учебным дисциплинам, с интересом склонны выслушать, и даже подискуссировать, на отвлечённые, как ему может показаться, темы, которые на самом деле имеют глубокий поддекст, позволяющий постепенно вывести сознание студента в нужное направление, а именно, разбудить в нём желание самосовершенствоваться, развивать в себе целеустремлённость, чувство долга, стремление к освоению всего нового. В связи с эти, в индивидуальных беседах, а лучше групповых, т.к. это полезно абсолютно всем студентам ( например, на классных часах), мы обсуждаем такие темы, как «Как заставить себя что-то сделать», «Чувство ответственности – как оно помогает нам в жизни», «Как сделать карьеру», «Как пройти собеседование», «Как стать лучше», «Кто Я» и т.п.
Изучив немало материала по данному вопросу, а также обобщив свой опыт, я пришла к выводу, что, на мой взгляд, самыми значимыми направлениями в работе с НС являются:
во-первых, активизация умственной деятельности на уроке, которая способствует усвоению материала всеми категориями учащихся, развитию мышления, формированию самостоятельности мыслительной деятельности; в обобщённом виде это можно назвать – «совершенствование методики преподавания»;
во-вторых, проведение воспитательных мероприятий, которые направлены на обретение мотивации студента, если именно её отсутствие повлекло за собой проблемы в успеваемости;
в-третьих, очень важно в работе с НС уметь встать на позиции ученика. А для этого нужно соблюдать такие педагогические постулаты:
НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести со студентом непринуждённый диалог.
Использовать средства невербального общения ( опорные сигналы, таблицы, схемы, план).
Учить работать со справочной литературой.
Как можно чаще создавать ситуации успеха, чтобы повысить самооценку студента.
Не допускать оскорблений и издёвок в адрес студента.
Стимулировать стремление к творчеству, к работе в группе.
Поддерживать любую, даже едва проявившуюся инициативу студента в отношении освоения предмета.
Весьма полезны нам, преподавателям советы психологом в этом вопросе, например:
Не ставьте студента в ситуацию неожиданного вопроса, не требуйте быстрого ответа на него.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени , разнообразный, сложный материал. Нужно постараться разбить его на блоки, и давать их постепенно, по мере усвоения.
Как можно чаще применяйте метод проектов.
Обязательно контролируйте и оценивайте самостоятельную работу студентов.
Задача преподавателя в работе с неуспевающими студентами чрезвычайно сложна ещё и тем, что работать приходится одновременно с разными категориями студентов – и «сильными», и «слабыми», и «средними». Как сказал один из выдающихся педагогов : «Малоспособный к изучению дисциплины ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретной ситуации помощи. Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников.» Поэтому, ещё одним важным выводом ( в-четвёртых!) по изученному вопросу, является убеждённость в том, что в основе работы со слабоуспевающими студентами ( и не только со слабоуспевающими, но и всеми их категориями) лежит дифференцированный, индивидуальный подход.