Подбор методик для изучения детских коллективов классов, групп


Подбор методик для изучения детских коллективов классов, групп.
Тест по выявлению интересов учащихсяИнструкция:Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если Вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится - один плюс; равнодушны, не знаете - нуль; если не нравится - один минус.Подсчитав по каждому столбцу сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):
I - физика,II - математика,III - экономика и бизнес, IV - техника и электротехника, V - химия,VI - биология и сельское хозяйство,VII - медицина, VIII - география и геология, IX - история,X - филология, журналистика, XI - искусство, XII - педагогика, XIII - труд в сфере обслуживания,XIV - военное дело,XV - спорт .
Степень активности интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1-2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3-4-х колонках - у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5-6-х колонках - вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности .Лист ответов
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
Анкета по изучению профессиональной направленностиЛюбите ли вы? Нравится ли вам? :1. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят” .2. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математические досуги” .3. Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства .4. Читать журналы “Юный техник”, “Техника молодежи”, знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно-популярных журналах .5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков .6. Читать о жизни растений и животных .7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины .8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам .9. Читать книги об исторических личностях и событиях .10. Читать произведения классиков мировой литературы .11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку .12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого).13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели .14. Читать книги о войнах и сражениях .15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах .16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков .17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков .18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии .19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники .20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций .21. Изучать ботанику, зоологию, биологию .22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма .23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых .24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом .25. Читать литературно-критические статьи .26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки .27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение .28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение .29. Знакомиться с военной техникой .30. Ходить на матчи и спортивные состязания .31. Проводить опыты по физике .32. Решать математические задачи .33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи .34. Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры и др .35. Готовить растворы, взвешивать реактивы .36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями. животными .37. Изучать причины возникновения разных болезней .38. Собирать коллекцию минералов .39. Изучать историю. возникновения народов и государств .40. Изучать иностранные языки .41. Декламировать, петь, выступать на сцене .42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки .43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п .44. Принимать участие в военизированных походах .45. Играть в спортивные игры .46. Заниматься в физическом кружке .47. Заниматься в математическом кружке .48. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда .49. Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети .50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии) .51. Заниматься в биологическом кружке .52. Знакомиться с работой медсестры и врача .53. Составлять геологические и географические карты .54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях .55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник .56. Заниматься в драматическом кружке .57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения .58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.) .59. Участвовать в военных играх и походах .60. Принимать участие в спортивных соревнованиях .61. Участвовать в физических олимпиадах .62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах .63. Посещать “Школу бизнеса”, “Школу прикладной экономики”, кружки “Юный менеджер”, “Юный предприниматель” и др .64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции .65. Участвовать в химических олимпиадах .66. Участвовать в биологических олимпиадах .67. Ухаживать за больными .68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности .69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке .70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке .71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву .72. Заниматься с младшими школьниками .73. Постоянно общаться со многими и разными людьми .74. Быть организатором (командиром) в играх и походах .75. Заниматься в спортивной секции .76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике .77. Организовывать математические конкурсы .78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов .79. Заниматься в кружке технического творчества .80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа “Химия вокруг нас” .81. Проводить опытническую работу по биологии .82. Заниматься в кружке санитаров .83. Участвовать в географических или геологических экспедициях .84. Принимать участие в организации походов по родному краю .85. Писать сценарии к литературному вечеру.86. Посещать театры, музеи, выставки .87. Заниматься с младшими братьями и сестрами .88. Дарить подарки, сделанные своими руками .89. Изучать военное дело .90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах .Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачуВыберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+” в листе ответов соответствующую графу. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждого из пунктов (А, Б или В) .1. Больше всего мне доставляет удовольствие:А. Положительная оценка моей работы .Б. Сознание того, что находишься среди друзей .В. Сознание того, что работа выполнена хорошо .2. В спорте хотел(а) бы быть:А. Известным игроком .Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры .В. Выбранным капитаном команды .3. Лучшими преподавателями являются те, которые:А. Имеют индивидуальный подход к ученикам .Б. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения .В. Знакомят с дополнительным материалом по предмету .4. Мне не нравятся педагоги, которые:А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны .Б. Вызывают у всех дух соперничества .В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и самый интересный .5. Я рад(а), когда мои друзья:А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай .Б. Всегда верны и надежны .В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы .6. Лучшими друзьями считают тех:А. Которые считаются с моим мнением .Б. Которые помогут в трудную минуту .В. Которые знают больше, чем я .7. Я хотел(а) бы быть такими, как те:А. Кто добился профессионального успеха .Б. Отличается дружелюбием и доброжелательностью .В. Может помочь в работе .8. Я хотел(а) бы быть:А. Руководителем предприятия .Б. Рядовым человеком коллектива .В. Квалифицированным специалистом .9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а):А. Когда меня хвалили .Б. Игры с друзьями .В. Успехи в учебе .10. Больше всего мне нравится, когда я:А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи .Б. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения .В. Когда меня критикуют учителя .11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла:А. Развитию индивидуальных способностей .Б. Воспитанию в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми .В. В подготовке учеников к работе по специальности .12. Мне не нравятся коллективы, в которых:А. Строгая дисциплина .Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе .В. Невозможно проявление самостоятельности .13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для:А. Для беспечного отдыха .Б. Для общения с друзьями .В. Для любимых дел и самообразования .14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда:А. Мои усилия достаточно вознаграждены .Б. Работаю с доброжелательными людьми .В. У меня работа, которая меня удовлетворяет .15. Я люблю, когда:А. Другие меня ценят .Б. Приятно провожу время с друзьями .В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы .16. Если бы обо мне писали в школьной газете, мне хотелось бы, чтобыА. Похвалили меня за мою работу .Б. Сообщили о том, что меня выбрали на руководящую работу .В. Отметили дело, которое я выполнил(а) .17. Лучше всего я учился(лась) бы, если преподаватели:А. Имели комне индивидуальный подход .Б. Организовали дискуссии по интересующим вопросам .В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности взрослых .18. Нет ничего хуже, чем:А. Оскорбления личного достоинства .Б. Потеря друзей .В. Неуспех при выполнении каждой задачи .19. Больше всего я ценю:А. Личный успех .Б. Работу в коллективе .В. Практические результаты .20. Считаю, что большинство людей:А. Стремятся к личному успеху в работе .Б. С удовольствием работают в коллективе .В. Выполняют работу по-настоящему хорошо .21. Я не переношу:А. Ссоры и споры .Б. Людей, ставящих себя выше других .В. Отметание всего нового .22. Я хотел(а) бы:А. Вызывать восхищение других .Б. Помогать другим в общем деле .В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком .23. Я люблю, когда учитель:А. Требователен .Б. Доступен для учащихся .В. Пользуется авторитетом .24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы:А. Чтобы были условия для профессионального роста .Б. Чтобы решения принимались коллективно .В. Самостоятельно работать над решением проблем .25. Я хотел бы прочитать книгу:А. О жизни известного человека .Б. Об искусстве общения с людьми .В. Какое-нибудь практическое руководство типа “Сделай сам” .26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы бытьА. Солистом .Б. Дирижером .В. Композитором .27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:А. Смотрю детективные фильмы .Б. В развлечениях с друзьями .В. Занимаюсь своим увлечением (хобби) .28. На школьном вечере я бы с большим удовольствием:А. Выступил(а) бы в конкурсе .Б. Организовал(а) бы конкурс и руководил(а) им .В. Выдумал(а) интересный конкурс .29. Мне важно знать:А. Как достичь намеченной цели .Б. Как привлечь других к достижению своей цели .В. Как определить цели в жизни .30. Человек должен трудиться так, чтобы:А. Выполнять хорошо, прежде всего, работу .Б. Другие были бы довольны .В. Не нужно было переделывать его работу .Подсчитать сумму со знаком “+”; знак “+” = 1 баллу .Преобладание суммы баллов за ответы :А - направленность на себя (личная);Б - направленность на коллектив (коллективная);В - направленность на задачу (деловая) .
Мои социальные роли

Предложите учащимся ответить 6 раз на один и тот же вопрос «Кто ты?» Ответ пишется сразу, когда учащийся не знает о следующем вопросе. Затем предложите воспитанникам написать сегодняшние поступки, которые они совершают в каждой из этих ролей. Проанализируйте, какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, какая на периферии.
Что я люблю? Что не люблю?
Напишите 10 ответов на вопрос «Что я люблю?» и 10 - на вопрос «Что я больше всего не люблю?» В данной методике выделяются группы противоположных предпочтений. Ориентация на духовные ценности
(..% -?), материальные (..% -?), на созидание (..% -?), на индивидуальное благо (..% -?), на общественные (..% -?), . процентное соотношение групп – результат данной диагностики и предмет осмысления для классного руководителя.
Ранжирование
Расставьте по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности, занятия.
Умный друзья читать
Честный труд смотреть телевизор
Скромный знания гулять
Справедливый Родина веселиться, играть
Трудолюбивый деньги общаться с друзьями
Верный школа учиться
Ласковый человек помогать по хозяйству
Добрый природа заботится о животных
Предприимчивый здоровье играть с младшими
Общительный семья заниматься спортом
Веселый успех слушать музыку
Энергичный творчество возиться с техникой
Порядок обработки полученных данных.
Обработайте полученные данные, включив их в рабочую таблицу.
Примерный вариант таблицы по методике ранжирования
Фамилия, либо № анкеты Полученные показатели
умный Честный Верный Добрый Веселый Трудолюбивый
1
2
3
Сумма баллов: 0 8 7
6
8
21 5
7
6
18 12
11
11
34
Аналогично обрабатываются методики ценностей, занятий.
Используя формулу, дающую относительно точный результат исследования, вычисляете средний рейтинг:
Средний сумма баллов
рейтинг = количество опрашиваемых
наш пример: «Умный» 16 : 3 = 5,3
Далее строите диаграмму, позволяющую увидеть приоритет ценностей.
Интересным может быть ранжирование личных местоимений. Даются местоимения Я, ОН, ОНА, ТЫ, ВЫ, ОНИ - их нужно расставить по порядку личной значимости.
Знаю ли тех, кого знаю.
Предложите воспитанникам написать имена своих знакомых (мера знакомства избирательна), потом напротив каждого имени записать достоинства каждого лица. В этом опроснике педагога будет интересовать мера расположенности респондента к окружающим людям. Численные соотношения количества «знакомых» и количества «достоинств» укажет на эту меру.
Ассоциативный тест.
Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:
Школа мы
Учитель труд
Человек книга
Деньги класс
Время строго ограничено, а слов написать, как можно больше.
Проанализировав полученные данные, вы сможете достаточно быстро определить позитивные и негативные установки и отношения к предложенным понятиям. Слова, избираемые для данного теста, обозначают то явление, отношение к которому изучает педагог. В конечном счете оказывается, что учащийся пишет слова, несущие в себе одну и ту же ценность, что позволяет выявить ценностные ориентации, предпочтения.
Фантастический выбор
Эта методика требует игровой инструментовки педагогом. Классный руководитель производит апелляцию к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Учащиеся называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:
- Приплыла к тебе Золотая Рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
- У тебя в руках Цветик – Семицветик. Отрывай мысленно лепестки. Чего бы ты попросил для себя?
- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
- Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь там жить всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
«Фантастический выбор» может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.
Математический обсчет, который делает педагог ни в коем случае не отрывается детям. Да он их и не интересует, они вполне удовлетворены содержанием красивого плаката.
Методика шкалирования. «Отношение к собственному Я»
Воспитаннику предлагается шкала с обозначенными качествами с разной степенью их развития. Шкала имеет ось, по верхней стороне которой обозначаются качества личности, по нижней – негативные.
(+) ( - )
Положительные Отрицательное
Активный Неактивный
Добрый злой
Возможны и другие виды шкал. Например, такие:
Методика «Нарисуй человечка»
Дается задание каждому нарисовать человечка (или раздается готовый рисунок)
Все подписывают содержание рисунка согласно тому, как показано на рисунке – образце. Рисунки, выполненные ребятами, собираются, перемешиваются и раздаются детям.
Получив чей – то рисунок, ребенок характеризует его, рассказывает о свойствах этой личности, о том, что она любит или не любит.
Все предполагают, кто бы это мог быть.1028700320040
Что я не люблю видеть
2971800958850018288006667500На что мне нравится смотретьчто я не люблю слышать
16002003492500Что мне нравится слышать
251460032385001600200117475001485900317500Что мне нравится нюхать что мне не нравится нюхать
262890063500Что мне не люблю говорить
Что мне нравится говорить
148590013652500
331470013398500125730010477500Что я люблю делатьчто я не люблю делать
Кого я люблю
2857500159385002628900-255206500Где я не был, куда хочу отправиться в путешествие

16002006667500 Где я был
Анализ полученной информации позволяет учащимися лучше узнать друг друга, а для классного руководителя это один из способов изучения индивидуальных особенностей детского коллектива.
Методика «Твои увлечения»
Для того чтобы развивать у ребенка осознание нравственного смысла собственных решений и предпочтений, можно предложить им следующую методику.
Составьте список ваших увлечений – тех занятий, которые кажутся вам особенно интересными, привлекательными (не более 10) и запишите их в столбик.
а) поставьте знак «+» рядом с теми увлечениями, которые приносят пользу окружающим (родителям, друзьям, учителям). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
б) поставьте знак «+», если ваше увлечение требует участия других людей, жертвы с их стороны(время, деньги, своими интересами, вещами и т.д.). ). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
в) поставьте знак «+», если ваше увлечение помогает вам стать лучше, способствует вашему развитию и воспитанию. Всего плюсов.
г) поставьте знак «+», если ваше увлечение было осуществлено на практике в течение последних двух недель хотя бы раз. Всего плюсов.
А теперь хорошенько поразмышляйте над результатами анализа и сделайте вывод о том, достаточно ли вы серьезно относитесь к выбору предмета своих увлечений, не мешают ли они близким людям, не являются ли они лишь увлечением в вашем воображении.
Тест выборочного решения
Приведем в качестве примера из всех многочисленных вариантов такого рода тестирования тест – «размышление о жизненном опыте» и философский тест под названием «Это сладкое слово – «свобода». Названия с одной стороны скрывают исследовательские цели, а с другой - апеллируют к осмыслению школьником поведенческого опыта своей жизни в целом.
Данное тестирование естественно входит в школьную жизнь, если проводить его перед каникулами либо в начале четверти, либо по окончании учебного года – то есть в какие – то этапные моменты школьной жизни, тогда скрыта от детей исследовательская цель педагога.
Вот содержание этического теста.
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
А) обойду не потревожив;
Б) отодвину и пройду;
В) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
А) ничего, какое мое дело?
Б) не знаю, как сложатся обстоятельства;
В) подойду, заговорю непременно.
3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
А) тороплюсь в школу (на работу);
Б) если попросят о помощи, не откажу;
В) звону по телефону «03», останавливаю прохожих.
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
А) предложу свою помощь;
Б) не вмешиваюсь в чужую жизнь;
В) если попросят я, конечно, помогу.
5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?
А) выражаю сожаление, конечно;
Б) оборачиваюсь, предлагаю уступить;
В) не знаю, посмотрю как выглядит эта бабушка.
6. Узнаете, что непосредственно наказан один из ваших знакомых. Что делаете?
А) очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;
Б) ничего, жизнь вообще несправедлива;
В) вступлюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?
А) они мои, раз я их нашел;
Б) завтра спрошу, кто потерял;
В) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
А) на шпаргалки, конечно, или на везение;
Б) на усталость экзаменатора – авось пропустит;
В) на себя самого, на свои знания.
9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будите это делать?
А) найду что – нибудь рядом с домом;
Б) поищу высокооплачиваемую работу;
В) выбирать стану творческую работу;
10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?
А) неизвестные красоты нашей страны;
Б) экзотические страны;
В) богатые страны.
11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?
А) поболтаюсь немного, потом видно будет;
Б) ухожу домой, конечно;
В) присоединюсь к кому-нибудь.
12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что делать?
А) соглашаюсь с благодарностью;
Б) сначала узнаю, сколько было таких случаев;
В) отказываюсь решительно.
13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?
А) забываю про него, вспомню, если скажут;
Б) выполняю, разумеется;
В) ищу причины, чтобы дать отказ.
14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?
А) да, непременно всем друзьям и знакомым;
Б) не знаю, скажу, если случай подвернется;
В) нет, пусть каждый живет, как хочет.
15. группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?
А) прошу поручить мне;
Б) жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру;
В) ничего не делаю, пусть будет, как будет.
Этот психологический тест поможет вам расшифровать какие органы чувств скорее «откликаются» при контактах учащегося с окружающим миром.
Предложите учащимся ответить на вопросы «да» или «нет». В таблице необходимо обвести кружком номера тех вопросов, на которые ответили согласием.
Тип А 3 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
(видеть)
Тип В 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
(ощущать)
Тип С 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48
(слышать)
Люблю наблюдать за облаками и звездами.
часто напеваю себе потихоньку.
Не признаю моду, которая неудобна.
Обожаю ходить в баню.
В автомашине для меня важен цвет.
Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
Меня развлекает подражание диалектами.
Много времени посвящаю своему внешнему виду.
Люблю принимать массаж.
Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
Видя платье на витрине, знаю, что мне в нем будет хорошо.
Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
Часто читаю во время еды.
Очень часто разговариваю по телефону.
Я склонна к полноте.
Предпочитаю слушать рассказ, который кто-нибудь читает, чем читать самому.
После плохого дня мой организм в напряжении.
Охотно и много фотографирую.
Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.
Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
Вечером люблю принять ванну.
Стараюсь записать свои личные дела.
Часто разговариваю сама с собой.
После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука.
Мне нелегко найти удобные туфли.
Очень люблю ходить в кино.
Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
Умею слушать то, что мне говорят.
Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
У меня неплохая стереоаппаратура.
Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
Не выношу беспорядок.
Не люблю синтетические ткани.
Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
Часто хожу на концерты.
Само пожатие руки мне много говорит о данной личности.
Охотно посещаю галереи и выставки.
Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.
Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
В шуме не могу сосредоточиться.
Для определения каналов восприятия необходим также учет дистанции, позы, жестов, употребляемых слов, отдельных фраз и выражений.
Экспресс - диагностика
Визуал Аудиал Кинестетик
Поза, жестикуляция
Плечи расправлены, направлены вперед. Жестикуляция рук вверх. Малоподвижен. Поза вполоборота, «прислушивается». Частая поза активного слушания: сидит, подпирая подбородок. Жестикуляция практически отсутствует. Плечи и шея направлены вперед и вниз, «ссутулившись». Часто меняет позу, неусидчив. Удобная поза для него - руки, скрещенные на груди. Жестикуляция рук внизу, сосредоточена на касании самого себя.
Дистанция
Сравнительна небольшая дистанция от партнера. Любит говорить с человеком на расстоянии. Держит среднюю дистанцию, удобную для слуха. Максимально близкая к партнеру. Важен тактильный контакт. Любит прикасаться к партнеру. Когда жмет руку, подолгу не выпускает ее из своей.
Речь
Говорит громко, быстро, часто делает паузы в речи, как – будто срисовывает с картины ту информацию, которую собирается вербализовать. Как правило, фразу начинает с местоимения «ты», «вы». Употребляет слова: высматривать, показывать, приглядываться, маленький, яркий. Тусклый и т.п. Преобладают выражения: «Давай посмотрим на эту проблему…», «Вы так ярко выражаете свои мысли». Описывая день, скажет: «Какой светлый день». Речь монотонная, как бы на одной ноте. Крайне редко употребляет местоимение «я». Употребляет слова: обговорить, комментировать, звучный. Часто использует «те, кто», «тот, кто», «каждый». Преобладают выражения: «Я внимательно слушаю Вас», «То, что вы говорите созвучно моим мыслям». Описывая день, скажет: «Какой тихий день» Низкий тембр голоса. Предпочитает язык жестов. Употребляет слова: добиваться, дрожать, вялый, безвкусный. Часто в речи звучит «я». Преобладают выражения: «Я чувствую, что еще немного, и мы решим эту проблему», «Это очень легкий вопрос», «если крепче ухватиться за эту мысль…». Описывая день, скажет: «Какой сегодня был тяжелый день»
Особенности поведения в стрессе
В стрессе преобладает обвинительный уклон, все оценивает, не относя к себе Никогда не берет на себя ответственность В стрессе выбирает тактику извиняющегося
Для быстрейшего достижения взаимопонимания следует уметь «присоединиться» - выбрать позу, дистанцию, употребить кодовые слова. Например, «визуалу» - «это будет выглядеть так», «аудиалу» - «это звучит фальшиво», «кинестетику» - «почувствовать тяжесть ситуации». Построение фраз учителем с использование выражений школьника дает возможность добиться адекватного понимания.
«Лучи наших интересов»
Учащиеся определяют сферы своих интересов, отношений, взаимосвязей, причем длина стрелки показывает степень увлеченности.
308610016764000 я люблю
22860007747000
Читать Вязать
800100-46164500книги
спорт
914400-194310000Аналогично проводится шкалирование
Кто меня любит
30861007302500 в классе
21717009715500
Саша Сергей

1143000-85915500 Коля
Кого я люблю
297180010985500 в классе
217170013398500
Иру Риту
1028700-73215500 Аллу
« Я - позиция»
« Я - позиция» - разновидность графической методики. Ее схематическое выражение самое разнообразное. Иногда предлагается круг – «коллектив», испытуемый должен обозначить свое место в этом круге:
9144008699500
Я? Я?
Иногда предлагается испытуемому начертить свое «Я» и точками обозначить людей с которыми он связан какими – то отношениями, сохраняя дистанцию отношений. Дистанционность отношений будет выглядеть примерно так:
4686300984250034290009842500171450090170005715009017000Я Мама БабушкаДругТренер
342900-11430000Анализ «Я – позиция» производится так же, как анализ всякого графического теста.
При проведении таких методик следует позаботиться о сохранении тайны личности. И в ходе тестирования нужно предусмотреть все, чтобы чужой глаз не заглянул в картинку – схему, которую рисует рука подростка.
Сферограмма
Метод сферограммы выявляет круг интересов и потребностей человека. Предлагается два вопроса. Первый: Чего бы ты хотел иметь больше всего на свете? Второй: Что бы ты стал с этим делать, если бы этого было у тебя слишком много? Возможно приложить ко второму вопросу варианты ответов, такие как: «продам», «спрячу – пригодится», «отдам» …
Обработка результатов принимает графическую четкую картину: секторы вычерченных концентрических кругов будут указывать на узкие или далекие сферы сопричастности детей к миру как таковому.
Сферографическим способом пользуется педагог неосознанно и в повседневной беседе с детьми, когда спрашивает: «А хотел бы это иметь много – много?» А потом: «И что же ты стал бы с этим делать?»
Если педагогу известны пристрастия детей, то он может варьировать вопросы: «Если бы у тебя было очень – очень много мороженого, то что с ним делать?» или «Если бы ты получил целый фургон футбольных мячей, то как бы ты им распорядился?»
Результаты проведенной сферограммы лучше всего сообщить детям. Однако при этом нельзя допускать сопутствующих оценок типа «молодцы» или «очень жаль». Такого рода оценки устранят в дальнейшем возможность использовать данную методику.
Вот как примерно выглядят обработанные результаты:
Каждая из этих цифр свидетельствует о количестве выбора близких или далеких сфер личностной заботы. (Методика может периодически повторятся).
5174615111125003954780920750074104518097500______________________________________________________________
1441450330200027336751079500
13%
20 21 15%
«Я» семь
80010014033500 29
160020016446500228600-25273000товарищи другие
400050053149500285750018859500 знакомые
Анкета «Я и смысл моей жизни»
Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами:
Дорогой друг!
Предлагаем тебе и твоим одноклассникам подумать о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни пожалуйста следующие задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь – это…
Счастливый человек – это…
Больше всего я ценю в людях …
Смысл моей жизни заключается в том, что…
2. Укажите, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя являются важным. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.
Цифры обозначают:
1 – совсем неважно;
2 - почти неважно;
3 - немного важно;
4 - довольно важно;
5 – очень важно.
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
1 2 3 4 5
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
1 2 3 4 5
Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений)
1 2 3 4 5
Здоровье (физическое и психическое)
1 2 3 4 5
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
1 2 3 4 5
Интересная работа
1 2 3 4 5
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
1 2 3 4 5
Свобода как независимость в поступках и действиях
1 2 3 4 5
Хорошие и верные друзья
1 2 3 4 5
Красота ( переживание прекрасного в природе и искусстве)
1 2 3 4 5
Познание ( возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития)
1 2 3 4 5
Счастливая семейная жизнь
1 2 3 4 5
Творчество (возможность творческой деятельности)
1 2 3 4 5
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
1 2 3 4 5
Активная, деятельная жизнь
1 2 3 4 5
Равенство (братство, равные возможности для всех)
1 2 3 4 5
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наименьшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)
На уроке;
В общественных делах;
На занятиях кружка, клуба;
При проведении досуга;
Нигде;
Где еще (допиши)
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
Дома;
В классе;
В кружке, клубе, секции;
В компании друзей;
Нигде;
Где еще (допиши)
Спасибо!
Обработка и интерпретация полученных данных. Анализ результатов выполнения первого задания позволит педагогу понять направленность личности учащихся: на реализацию духовных или материальных потребностей, на добро или зло, на пользу себе или окружающим. Ответы учащихся на вопросы второго задания могут быть использованы классным руководителем для определения доминирующих ценностных ориентаций в классном коллективе. В качестве дополнительной информации о самореализации и самоутверждения личности учащихся класса можно рассматривать ответы на третий и четвертый вопросы.
Методика выяснения сфер интересов учащихся.
С целью детального изучения широты интересов учащихся, выраженности их интересов к активным видам деятельности, к общению, развлечению, творчеству может использоваться методика выяснения «сферы интересов учащихся»
Учащимся предлагается оценить по пятибалльной системе сферы их интересов. 1 балл ставится, когда сфера не значима для учащегося,
балла – она малозначима.
балла – сфера средней значимости,
балла – значима,
баллов – очень значима.
На листе бумаги учащиеся пишут дату, класс, возраст , по желанию – фамилию. Напротив номера называемой педагогом сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащего шкалы возможных оценок значимости интересов.
Шкала оценки значимости сферы интересов
1 – не значима, 2 - мало значима, 3 – средняя значимость, 4 - значима, 5 – очень значима
Таблица определения сферы интересов учащихся
Сферы значимости Оценка значимости
1 2 3 4 5
1. Телевидение, радио 2. Общение в семье 3. учеба 4. спорт, занятие физической культурой 5. Общение с противоположным полом 6. Домашний труд 7. Общение с педагогом, руководителем 8. Музыка (любая) 9. Бизнес 10. Кино 11. Коллектив группы, класса 12. Одежда 13. Самовоспитание личности 14. Общение с друзьями 15. Живопись, рисование, лепка, макраме 16. Походы 17. Экскурсии, краеведение 18. Техническое творчество 19. Общение с природой 20. Чтение художественной литературы 21. Изготовление своими руками каких – либо изделий, предметов 22. другие виды творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д) 23. Занятия без особой цели – ничегонеделание Ключ к методике (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы)
Широта интересов - по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость больше 4 баллов).
Интересы к трудоемким, активным видам деятельности - учитывая оценки 4 и 5 по вопросам №№ 3, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 21, 22.
Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)
Общение - №№ 2, 5, 7, 14, 19;
Развлечения - №№ 1, 8, 10, 12, 20;
Творческая деятельность - №№ 15, 16, 18, 21, 22;
Коллектив группы - №№ 11;
Организуемый взрослыми труд - №№ 3, 6;
Самовоспитание - № 13
С помощью качественного анализа определяется, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащихся или группы в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение активных и пассивных интересов.
График значимости различных сфер интересов учащихся:
Оценка значимости
40640010350500
5
4
3
2
1
45720010477500
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Сфера интересов
Графическое изображение облегчает анализ данных. После анализа индивидуальных данных по отдельным сферам интересов можно построить по такому же принципу график усредненных оценок всей группы.
Методика выявления социально – психологических связей учащихся
Инструкция для учащихся: ознакомиться с таблицей и оценить свои отношения в баллах, поставив их в соответствующую графу:
Критерии:
2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда.
Лица из ближнего окружения Советуюсь Дорожу мнением Могу довериться Уверен поймет Уверен защити Хочу подражать
Мама Отец Бабушка Дедушка Брат Сестра Родственники Друг (из класса) Друг (вне школы) Мать (отец) товарища Наибольшее количество баллов в какой-либо строке указывает на то, что эти лица наиболее авторитетны.
Количество баллов по вертикали означает уровень доверительности, близости общения, характеризует те или иные психологические связи.
Полученные данные можно проанализировать по параметрам: с кем общается, на каком уровне доверительности, это позволит классному руководителю более конкретно беседовать с членами семьи школьника, узнать референтных лиц.