Методическая разработка по теме «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС»


Методическая разработка по теме «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС»
Цикл занятий
«Маленький эрудит»
Одаренность, одаренные дети, программы для выявления , обучения и развития одаренных…Все чаще и чаще звучат эти слова на страницах педагогической печати, в разговорах педагогов и психологов.
По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т.е 20%, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.
Предлагаемый цикл занятий «Маленький эрудит» имеет своей целью активизацию и стимулирование потенциальных возможностей учащихся этой категории.
Задачи:
1. Выявление психологических преград, влияющих на проявление и развитие способностей, а также психологических механизмов преодоления этих преград.
2. Стимулирование мотивационных факторов, побуждающих ребенка к развитию собственного потенциала.
3. Развитие у детей причинного и эвристического мышления.
4. Активизация психологических новообразований младшего школьника.
Цикл представлен 15 занятиями, формой проведения которых является групповая работа. Продолжительность занятия 35-45 минут. Количество участников 10-12 человек. Возраст учащихся 9-10 лет. В процессе предлагаемых игр, упражнений, заданий дети, имеющие особенности в своем развитии, поведении, учебной и социальной деятельности учатся общаться с «такими же, как они», решают общие задачи, обмениваются оригинальными идеями, выявляют свои собственные потенциальные склонности, способности и возможности.
Примерная структура занятия
1. Приветствие.
2. Разминка (упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков, на создание позитивного эмоционального настроя).
3. Основная часть (упражнения и задания на развитие внимания, памяти, логического мышления; на развитие мотивационных факторов, побуждающих ребенка к развитию собственных способностей; на развитие способности оценивать и принимать альтернативные стратегии и действия; на развитие возможности прогнозировать и оценивать последствия различных событий).
4. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 1
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Знакомство».
Цели: создание игровой атмосферы, выявление личностных особенностей детей, особенностей взаимодействия со сверстниками.
Материалы: бумага, ножницы, булавки, цветные карандаши.
Подготовка. Перед групповым занятием рекомендуется провести тестовую рисуночную методику «Автопортрет».
Процедура. Психолог просит каждого из членов группы сделать для себя «визитку», на которой написано не только его имя, но и нарисован автопортрет. Детям предлагается представиться по кругу.
3. Игра «Пальцы».
Цель: развитие концентрации внимания.
Процедура. Участники располагаются на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы, положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «стоп» прекратить упражнение. Длительность 5 минут.
4. Игра «Антонимы и синонимы».
Цель: развитие памяти, внимания, мышления.
Участники делятся на две команды.
Условия игры: ведущий называет прилагательное. Первая команда называет синоним, а вторая – антоним.
5. Упражнение «Учимся устанавливать» причинные связи между событиями.
Инструкция: «Отыщите связь между двумя, не связанными друг с другом событиями. Объясните, как все происходило».
(пример: Белка, сидя на дереве, упустила шишку – Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришел по назначению во время.
(собака погналась за курицей – школьники не смогли поехать на экскурсию), (молоко выкипело – самолет совершил вынужденную посадку).
6. Упражнение «Учимся разрешать противоречия».
А) Инструкция: «Помогите коту поймать мышь». Мышь съела невидимую таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь?»
Б) «Придумайте животное, которое никого и ничего не боится».
7. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 2
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Вопросы».
Цели: определение сферы интересов детей, их жизненных приоритетов.
Процедура. Психолог усаживает детей в круг и предлагает тему для обсуждения: «Как мы узнаем что – то о людях?». Затем предлагает детям задавать друг другу вопросы, стимулируя их репликами типа:
«Подумай, действительно ли хорошо ты знаешь всех участников?».
3. Игра «Украшаем слова».
Цель: развитие памяти и мышления. Участники сидят в кругу.
Условия игры: психолог предлагает какое – либо существительное, а каждый из участников по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры.
4. Игра «Составление предложений».
Цель: развитие логического мышления.
Предлагается 3-5 слов, не связанных между собой по смыслу.
Инструкция: необходимо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все эти слова. Время для выполнения задания 10 минут.
5. Упражнение «Учимся разрешать противоречия».
А) Предложите способы крепления частей одежды без ниток и клея.
Б) Ученые изобрели формулу абсолютного растворителя. Он может растворить все. Но сразу возник вопрос, как его хранить? (варианты ответов: в замороженном состоянии, в вакууме, в сильном магнитном поле)
6. Игра «Почему это произошло?».
Два события произошли по одной и той же причине. Найдите общую причину. (Пример: папа раскрыл книгу – комната наполнилась дымом. Возможные причины: папа захотел приготовить по кулинарной книге обед, загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом и папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера и т.д.)
Дворник взял метлу – мама вдела нитку в иголку. Котенок подошел к блюдечку – мальчик не выучил урок.
7. Ритуал прощания.
Занятие 3
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Задумай предмет»
Цели: создание позитивного эмоционального настроя, снятие «зажатости», развитие невербальных выразительных средств. Процедура: психолог предлагает каждому участнику группы задумать некоторый предмет и изобразить его с помощью жестов. Остальные члены группы пытаются угадать этот предмет.
3. Игра «Поиск общего»
Цель: развитие логического мышления, способности анализировать и обобщать
Предлагается два слова, мало связанных между собой. За 10 минут каждый участник должен написать как можно больше общих признаков для пары предметов.
4. Игра «Добрые слова».
Цель: развитие памяти и коммуникативных качеств учеников.
Участники сидят в кругу. Условия игры: ученики должны по очереди называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 секунды.
5. Игра «Да - нет». В игру можно играть парами или группой.
Один участник, выбранный детьми или по жребию, загадывает какое – либо существительное. Другие дети пытаются отгадать это существительное, задавая не более 15 вопросов, причем вопросов, на которые загадывающий может ответить либо «да», либо «нет».
6. Упражнения «Последствия событий»
а) представьте себе, что можете уменьшиться до размеров муравья, придумайте историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:
- какое бы у тебя было любимое занятие - чего бы ты опасался
- через какое время ты бы опять захотел быть большим и почему
б) представь, что ты можешь стать высотой 3 метра- какое бы у тебя было бы любимое занятие - что бы тебе не понравилось
- с кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось встречаться
- через какое время ты бы захотел снова стать нормального роста
7. Рефлексия.
Занятие 4
1. Приветствие.
2. Упражнение «Я больше всего люблю».
Цели: выявление собственных особенностей и ценностных ориентаций ребенка.
Процедура: ребятам предлагается изобразить жестами то, что они больше всего любят. Это может быть не только предмет, но и деятельность.
3. Игра «Зрительная память».
Цель: развитие внимательности, наблюдательности, зрительной памяти.
Условия игры: пусть кто – то из участников будет изображать свой собственный портрет. Участники разбиваются на две команды. Все члены группы под руководством психолога внимательно рассматривают этот портрет. Затем психолог просит детей отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды по очереди к портрету должны подходить игроки и, внося по одному изменению, должны привести его в исходное положение. Какая команда внесет больше поправок, та и выиграла.
4. Игра «Что лишнее?»
Цель: развитие мыслительных операций
Учащимся предлагается 3 слова. Из предложенных трех слов надо исключить «лишнее». Затем следует найти как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару.
1) птица, лисица, огурец 2) собака, помидор, солнце
3) корова, ботинки, трава 4) курица, пшеница, подушка
5) гусь, лягушка, тина 6) вода, ветер, стекло
5. Игра «Если бы…»
Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы…
- из крана на кухне полился бы апельсиновый сок
- из тучи вместо дождя стал падать изюм
- люди придумали таблетки от сна
На каждую ситуацию сочините рассказ до 7 предложений.
6. Игра «Вывод» (логические задачи)
7. Рефлексия. Прощание.
Занятие 5
1. Приветствие.
2. Упражнение «Дракончик»
Цель: физическая и эмоциональная разрядка.
Процедура. Психолог предлагает группе сыграть в веселую игру: «Давайте вместе изобразим Дракончика – веселого и доброго, который очень любит играть, но когда играть не с кем, то он играет со своим «хвостом». Дети выстраиваются один за другим. «Голова» Дракончика
Должна поймать «Хвост».
3. Игра «Алфавит».
Цель: развитие внимательности
Участники игры располагаются в кругу.
Условия игры: между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я, выбирается ведущий. Далее ведущий диктует какую – либо фразу, а ребята должны «написать» ее. Написание нужной буквы обозначается хлопком. Тот, кто ошибается, становится ведущим.
4. Игра «Слова по теме»
Цель: развитие вербальной памяти. Игра в парах или группах.
Инструкция: запишите как можно больше слов, относящихся к теме…(школа, математика (физика и т.д.), музыка, книга, искусство, времена года, спорт, композиторы, писатели, ученые
5. Упражнение «Мой рассказ».
Попробуйте составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выберите сами такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Вам помогут составить рассказ вопросы, которые задает этот предмет.
- что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом?
- как я попал в дом?
- что я могу делать или что со мной можно делать?
- кто меня больше всего любит, и кого я больше всего люблю?
- какие интересные истории со мной происходили?
- с какими предметами я дружу?
6. Рефлексия.
Занятие 6
1. Приветствие.
2. Упражнение «Роли»
Цели: развитие воображения, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Материалы: листы бумаги для рисования, набор цветных карандашей, фломастеры
Процедура: психолог предлагает детям задание: «Иногда мы мечтаем, и нам хочется быть кем – нибудь другим. Представьте себе свою мечту и нарисуйте, кем бы вы хотели быть». Рефлексия.
3. Игра «Кто больше запомнит»
Цель: развитие памяти
Участники сидят в кругу, первый ученик называет любое слово, следующий должен повторить это слово и назвать любое свое и т.д.
4. Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами».
Цель: развитие мыслительных операций
Называется какой – либо предмет. Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету.
5. Упражнение «Комбинируем частями предметов окружающего мира».
Наугад выберите из первого столбца цифр, из второго, третьего и т.д.
Например, из первого столбца выберем 1, из второго – 10, из третьего -13, из четвертого – 20 и т.д. У этой птицы клюв будет как у соловья, хвост, как у лебедя, голова, как у журавля, туловище, как у лебедя. Попробуйте нарисовать птицу, которая получится из этих элементов. Ответьте на вопросы:
- сможет ли она жить - чем она будет питаться - где она будет жить
- сможет ли она летать
названия птиц клюв хвост голова туловище шея крылья лапы
Соловей 1 6 11 16 21 26 31
Чайка 2 7 12 17 22 27 32
Журавль 3 8 13 18 23 28 33
Стриж 4 9 14 19 24 29 34
Лебедь 5 10 15 20 25 30 35
6. Игра «Признаки предметов»
Инструкция: «Назовите три предмета, которые могут сочетать 2 названных признака (например: яркий желтый - свет, лампа, солнце)»
- пушистый зеленый - прозрачный голубой - сильный добрый
- звонкий громкий - черствый черный - сладкий мягкий
7. Рефлексия.
Занятие 7
1. Приветствие.
2. Упражнение «Рисуем вместе».
Цели: выявление в группе неформальных лидеров и «ведомых», развитие навыков совместной работы
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши, ластик и пр.
Процедура. Ведущий предлагает участникам тренинга рисовать на листе «всем вместе» то, что они захотят.
3. Игра «Поиск предметов, обладающих cходными свойствами».
Цель: развитие мыслительных операций
Называется какой – либо предмет или явление. Время выполнения – 5 минут на одно слово. Задание: записать как можно больше предметов, сходных с названным.
4. Игра «Слова»
Цель: развитие мышления и памяти. Участники сидят в кругу.
Условия игры: психолог называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Первый называет слово, второй повторяет названное слово и говорит свое и т.д.
5. Игра «Хорошо - плохо»
Цель: развивать умение оценивать событие с разных сторон.
«Каждое событие можно оценить с двух позиций: с хорошей и плохой».
Ситуации: - отправление поезда (вылет самолета) задерживается на два часа
- твой костюм облили супом - учитель поставил двойку
- дома случайно выбросили твою игрушку - родителей вызывают к директору
6. Рефлексия. Прощание.
Занятие 8
1. Приветствие.
2. Упражнение «Оцениваем последствия»
Цели: диагностика особенностей развития логического мышления, возможности прогнозировать и оценивать последствия различных событий.
Процедура: психолог предлагает участникам две ситуации: одну приятную ( о которой он рассказывает с улыбкой), другую – неприятную. Учеников просят назвать как можно больше последствий каждой из ситуаций.
Вариант 1. Однажды произошло чудо, и все животные начали говорить как люди. В нашей стране всегда будет лето, тепло и безоблачно.
Все преступники перевоспитались и стали очень хорошими и добрыми.
Вариант 2. Из – за экологической катастрофы все люди на Земле ослепли.
Взрослые решили отменить каникулы. Изменился климат, и на Земле воцарила зима.
3. Игра «С одной буквы».
Цель: развитие памяти
Участники делятся на две команды. Условия игры: психолог называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, начинающемуся с этой буквы и находящемуся в комнате.
4. «Анаграммы»
Цель: развитие логического мышления
Задание: из приведенных ниже слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Примеры:
1) фа+жир (жираф) 2) липа+нота (антилопа) 3) рис+пика (кипарис)
4) перо+лад (леопард) 5) урок+тапка (куропатка) 6) фа+гном+ил (фламинго)
7) до+кролик (крокодил) 8) так+сук (кактус)
5. Игра «Определение»
Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка и т.д.
Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только жестикулировать.
6. Игра «Образуй слова»
1) Инструкция : образуйте как можно больше слов из букв слова. Буквы не должны использоваться дважды. Слова: электростанция, школьники, приключение
2) Инструкция: первое слово начинается с трех букв, каждое последующее на одну букву длиннее, если прочитать первые буквы слов сверху вниз, то получится слово… А теперь попробуйте составить такие столбики слов, чтобы их первые буквы составляли слова: корка, библиотека, яблоня, трактор
ПРИМЕР:
Лад Енот Снега Треска Напиток Источник Церемония Автомобиль
7. Рефлексия.
Занятие 9
1. Приветствие.
2. Упражнение «Продолжаем рисунок»
Цели: развитие воображения, навыков совместной деятельности
Материалы: листки бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, ластики.
Процедура: психолог рассаживает детей в круг и раздает материалы. Дети начинают рисовать без заданной темы. По хлопку ведущего каждый участник передает свой листок соседу. Сосед должен продолжать дорисовывать рисунок, и так далее, пока рисунок не вернется к своему «хозяину».
3. Игра «Пропусти число»
Цель: развитие внимания
Условия игры: психолог предлагает учащимся посчитать вслух по кругу, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать.
4. «Анаграммы»
Цель: развитие логического мышления
Из каждой пары приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название крупного города
1) Сом+ква (Москва) 2) Берн-ил (Берлин) 3) Вьюн+лис (Вильнюс)
4) Жар+пи (Париж) 5) Лани+босс (Лиссабон) 6) Мера+ноль (Монреаль)
5. Игра «Предложение»
Инструкция: «Напишите как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв»
1) Б…у…ж…б… 2) С…о…н…с… 3) К…е…л…к…
6. Игра «Придумай сказку»
Группа делится на две команды. Каждая из команд должна придумать сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк – добрый и доверчивый.
7. Рефлексия. Прощание.
Занятие 10
1. Приветствие.
2. Упражнение «Угадываем желания».
Цель: развитие логики и гибкости мышления
Процедура: каждому из участников предлагается загадать свое самое заветное желание. Группа должна угадать его, задавая вопросы, на которые загадавший может ответить только «да» или «нет».
3. Игра «Логически не связанный текст»
Цель: тренировка памяти
Для запоминания двадцати слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указаны и порядковый номер, и само число.
1.слон 2.стакан 3.старушка 4.сахар 5.праздник 6. брат 7.матрешка 8.телефон 9.велосипед 10.природа 11.урок 12. толокно 13.весна 14.автобус 15.ответ 16.игрушка 17. торт 18.книга 19.финиш
4. Игра «Числа».
Цель: развитие внимания
Условия игры: психолог предлагает участникам посчитать вслух по цепочке от 1 до 30, причем числа, содержащие 4 и делящиеся на 4, произносить нельзя, вместо этого надо сделать хлопок.
5. Упражнение «Проблемная ситуация. Посадка на Луну».
«Вы – капитан космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны. На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан без экипажа Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали. На борту корабля имеется определенное количество предметов. Вам как капитану нужно поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность для пути. У самого важного ставите цифру 1 , цифру 2 – у второго по значению и т.д.». Каждый член группы сидит отдельно и проставляет цифры самостоятельно. Затем все садятся в круг и устанавливают свой эталон. Затем психолог сообщает эталон для экспертов (они выбираются заранее) и предлагает высчитать разницу между эталоном группы и эталоном экспертов. 1 расхождение – 1 балл. До 30 баллов – спасение гарантировано, до 60 баллов – есть шанс выжить (30% выживаемости). Свыше 60 баллов – никто не выживает.
Список:
1. Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг.
2. 25 л воды
3. Звездная карта лунного небосклона (для ориентации на темной стороне Луны)
4. Приемопередатчик на солнечных батарейках (необходим для ориентации на светлой стороне Луны)
5. Пищевые концентраты (для поддержания сил в пути)
6. 20 м нейлонового шнура
7 Аптечка первой помощи
8. Шелковый купол парашюта (доп. средство для транспортировки)
9. Самонадувающая лодка
10. Коробка сухого молока
11.Переносной обогреватель на солнечных батарейках
12. Сигнальные ракеты (в условиях Луны бесполезны, т.к. без воздуха ракета гореть не будет)
13. Магнитный компас ( Луна лишена магнитного поля)
14.Коробка спичек (без воздуха гореть не будут)
Это эталон, в скобках - информация для экспертов, детям предлагается тот же перечень предметов, но в другой последовательности и без пояснений.
6. Рефлексия.
Занятие 11
1. Приветствие.
2. Упражнение «Две феи».
Цели: выявить влияние негативных факторов, воздействующих на развитие одаренности
Процедура: психолог, используя сказочную лексику и интонации сказителя, рассказывает детям о двух волшебницах, которые «приходят» к ним. Одна может сделать любого человека гениальным, но, к сожалению, не гарантирует получение житейских благ и известности, вторая, напротив, предлагает выполнение любых желаний, но не в состоянии наградить талантами. Ребенку предлагается выбрать, к какой из этих двух фей он предпочел бы обратиться и почему? Модифицированный вариант этого упражнения рекомендуется использовать как диагностическую методику в индивидуальном порядке.
3. Игра «10 слов».
Цель: тренировка слуховой памяти
Набор слов: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
Психолог произносит эти слова с интервалом в 1 секунду, а затем просит воспроизвести участников все запомнившиеся слова (в тетради)
4. Игра «Считаем вместе»
Цель: тренировка внимания
Условия игры: участники по очереди должны выполнять сложение или вычитание одно- или двузначных чисел.
1 участник – «23» 2 участник – «+» 3 участник – «18» 4 участник – «равно»
5. «Потерпевшие кораблекрушение» ( см.занятие 10)
«Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местоположение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго – западу от ближайшей земли».
Список:
1. Зеркало для бритья (для сигнализации спасателям)
2. Четырехлитровая канистра нефтегазовой смеси (для сигнализации)
3.Десятилитровая канистра с водой
4. Одна коробка с пищевыми концентратами
5. 20 м непрозрачной пластиковой пленки (для сбора дождевой воды, от стихии)
6. Две коробки шоколада (резервный запас пищи)
7. Рыболовная снасть (хотя нет уверенности в поимке рыбы)
8. 15 м нейлонового каната
9. Плавательная подушка
10. Репеллент, отпугивающий акул
11. Литр рома крепостью 80 градусов (антисептик)
12. Маленький транзисторный радиоприемник (без передатчика не действует)
13. Карты Тихого океана (бесполезны без доп.навигационных приборов)
14. Противомоскитная сетка (В Тихом океане нет москитов)
6. Рефлексия
Занятие 12
1.Приветствие
2. Упражнение «Воспоминание»
Цель: развитие мотивационных факторов, побуждающих ребенка к развитию собственных способностей.
Процедура: Дети садятся в круг, закрывают глаза руками. Психолог говорит о том, что все люди в своей жизни придумывают что – то новое: новую игру, песенку, стихотворение… Ребятам предлагается вспомнить и рассказать о том, что нового они придумывали или придумывают сейчас, какие чувства это вызвало у них самих и окружающих.
3. Игра «Пиктограмма».
Цель: тренировка памяти
Инструкция: «Сейчас я буду читать слова и словосочетания, ваша задача – внимательно слушать и сразу «рисовать» услышанное слово, можно нарисовать, что угодно и как угодно, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание». Через пять минут после окончания прочтения следует предложить учащимся по рисункам вспомнить заданные слова.
4. Игра «Кто внимательнее»
Цель: развитие наблюдательности
Условия игры: выбирается водящий, он должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем водящий отворачивается и должен назвать порядок расположения участников.
5. Игра «Робинзон»
Цель: учить оценивать и принимать альтернативные стратегии и действия.
«Вы оказались на необитаемом острове. Ваша задача – как можно скорее построить лодку. Вы можете очередной день посвятить строительству лодки в том случае, если на этот день у вас есть еда, одежда и жилье».
Ниже следуют нормы использования времени для каждого вида работ. Итак, через сколько дней вам удастся выбраться с острова? Выигрывает тот, кто затратит меньшее количество дней для того, чтобы выбраться с острова
Виды работ Время
Изготовление лодки 100 дней
Сбор фруктов Один день сбора обеспечивает Робинзона пищей на 3 дня (включая и день сбора)
Рыбная ловля Один день рыбалки дает пищу на 5 дней. Однако на изготовление сети требуется 10 дней, кроме того, 7 дней на ремонт сети через каждые 12 выездов на рыбалку
Охота Один день охоты дает еду на 15 дней. Но на изготовление орудий охоты требуется 22 дня
Организация фермы Строительство фермы и поимка коз – 20 дней. Один день работы на ферме обеспечивает Робинзона едой на 10 дней
Создание хижины Первоначальные затраты не требуются. Но на ее содержание необходимо отвести 4 дня в месяц.
Строительство дома Строительство дома – 19 дней. Через полгода жизни требуется 4 дня на ремонт. На содержание отводится 1 день в месяц.
Простая одежда Первоначальные затраты не требуются. На починку отводится 3 дня в месяц.
Набор одежды Изготовление – 5 дней. Починка требует 1 день работы через каждые 20 дней. Через каждые 3 месяца нужно 2 дня на ремонт одежды.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Занятие 13
1. Приветствие.
2. Разминка. Упражнение «Черные шнурки»
Цель: разрядка, возможность для проявления фантазии
Процедура. Дети сидят в кругу, психолог в центре. Предлагается поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача – всем найти себе место, в том числе и психологу.
3. Игра «Ищем возможные причины»
Цель: развитие творческого и логического мышления
Задание: как можно быстрее написать побольше причин какого – либо события, а также его возможных объяснений.
4. Игра «Замена функций предмета»
Цель: развитие творческого мышления
Задание: необходимо представить не совсем обычную ситуацию: «Нужно разжечь костер, а под руками только огурец, очки, ложка, тетрадь, ручка». Каждый должен искать свой путь решения данной проблемы.
5. Игра «Буквенный состав слова»
Придумайте как можно больше слов, которые бы начинались с комбинации букв Б и А (клетка 1)
Например: балка, банда, бар, абажур, абрикос и т.д.
Гласные буквы Гласные буквы Гласные буквы Гласные буквы Гласные буквы
Согласные буквы А О У И Е
Б 1 2 3 4 5
Г 6 7 8 9 10
Д 11 12 13 14 15
Ж 16 17 18 19 20
6. Рефлексия.
Занятие 14
1. Приветствие.
2. Упражнение «Мои особенности и преимущества»
Цель: формирование позитивной самооценки, внимания к собственной личности
Процедура. Рисунок на чистом листе на данную тему.
По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем.
3. Игра «Недостающие буквы».
Цель: развитие скорости протекания мыслительных процессов
Перечень слов – заданий:
П – ро к –м-нь п-и-а к—в-р м-н-с ф-г-ра ц-ф-а т-е-г-ль-к
4. Игра «Учимся выражать мысли другими словами»
Задание: необходимо предложить несколько вариантов передачи одной и той же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов предложения не должно использоваться в новых предложениях.
5. Упражнение «Бабочка - ледышка»
Цель: развитие воображения, внимания к тактильным ощущениям
Процедура. По кругу из рук в руки передается мячик, в зависимости от инструкции психолога, дети, вообразив предмет, названный психологом, передают его по кругу.
6. Игра «С одной буквы»
Задание: записать за пять минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.
7. Рефлексия.
Занятие 15
1. Приветствие.
2. Упражнение «Преодолей препятствие»
Цель: учить мобилизовать волю и силу к победе, постараться быстро и нестандартно мыслить
Процедура. Участники выстраиваются в линейку
Инструкция: «Представьте себе, что вы стоите на краю пропасти и вам необходимо преодолеть сложные препятствия». Препятствия представляют собой участники команды.
3. Игра «Узнаем зашифрованные предложения»
Цель: развитие мыслительных операций внимания
Предлагаются предложения из 10 слов, в которых слова так переставляются местами, что смысл предложения полностью теряется.
4. Игра «Преобразование слов»
Цель та же
Инструкция: «Вы должны одно слово преобразовать в другое, меняя только по одной букве» Пример: сено – соль (сено-село-соло-соль)
5. Задание для эрудитов
Как зачеркнуть, не отрывая ручки от бумаги, четыре точки квадрата прямыми линиями и вернуться в исходную точку?
6. Подведение итогов занятий. Рефлексия. «Чемодан в дорогу»
Каждому раздается лист бумаги, и психолог просит составить список того, чему дети научились на занятиях
Литература
1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига, 1992
2. Бабаева Ю.А. Психологический тренинг для выявления одаренности. Метод. пособие / под ред. В.И.Панова. – М.: «Молодая гвардия», 1997
3. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / под ред. Столина В.В., М., 1987
4. Богоявленская Д.Б. Одаренный ребенок / Д.Б. Богоявленская // Природа детской одаренности. – 2002. - №1. – с. 6
5.Матюшкин А.М. Загадки одаренности., М, 1993
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: «Академия развития», 1997
7. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. М.: Сентябрь, 2001
8. Симановский А.Э. Развитие творчества детей, Ярославль, «Академия развития », 1996
9. Субботина Л.Ю.Развитие воображения. – Ярославль: «Академия развития», 1996