Доклад На тему: «Социально-педагогическая поддержка подростков находящихся в трудной жизненной ситуации»


Мамлютская средняя школа №3 им. Х.БектургановаДоклад
На тему: «Социально-педагогическая поддержка подростков находящихся в трудной жизненной ситуации»
Выполнила: Семенихина И.Ф. – социальный педагог

Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Трудную для человека жизненную ситуацию можно определить как временную, объективно или субъективно создавшуюся ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; как ситуацию, объективно нарушающую привычную жизнедеятельность.Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
-                 дети без попечения родителей;
-                 дети – инвалиды;
-                 дети с ограниченными возможностями здоровья (недостатки в физическом и умственном развитии);
-                 дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий;
-                 дети из семей беженцев и переселенцев;
-                 дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
-                 дети – жертвы насилия;
-                 дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
-                 дети, проживающие в малоимущих семьях;
-                 дети с отклонениями в поведении;
-                 дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Важным моментом деятельности школы выступает организация психолого-педагогической службы: -- оказание социально-психологической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; -- осуществление мер, направленных на социальное развитие семьи и ее членов;-- обучение культуре здорового образа жизни и достижения оптимального уровня адаптивных возможностей семей; -- профилактика алкоголизма и наркомании;-- профилактика проявления насилия в детском коллективе;-- оптимизация детско-взрослых отношений.Виды работ по поддержке подростков находящихся в ТЖС
Профилактическая работа с несовершеннолетними заключается в проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятий, направленных на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития несовершеннолетних. Большую работу в реабилитации с несовершеннолетними проводит педагог-психолог учреждения, который определяет степень психического здоровья ребенка, уровень развития познавательных процессов, уровень эмоционального, волевого развития. Большое внимание уделяется занятиям по профилактике наркомании, табакокурению.
Обеспечение возможности творческого и интеллектуального развития, через организацию активной жизнедеятельности подростков в школе. Вовлечение в разнообразную деятельность дает шанс подростку попробовать себя в тех видах деятельности, которые он, возможно, в силу трудных жизненных обстоятельств, никогда раньше не пробовал. Параллельно происходит поиск такого дела, в котором он будет успешен. В школе большое внимание уделяется разностороннему развитию подростков. Постоянно работают спортивные секции. Они изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, активно участвуют в праздниках и конкурсах. При этом совместная деятельность является основой интеграции ребят из различных социальных групп, в процессе которой они естественным образом вступают в контакт друг с другом, что дает возможность почувствовать собственную значимость, «нужность».
Организация летнего отдыха. Ежегодно в летнее время детям выделяются из фонда «Всеобуч» путевки в оздоровительный лагерь «Искра». В этом году работа в лагере разбита на 5 сезонов. Из нашей школы в лагерь были отправлены…. детей, из них…. находятся в трудной жизненной ситуации. Благодаря работе лагеря, эти дети заняты весь летний период. Там они развиваются и получают поддержку сверстников и воспитателей.
Таким образом, создание особых социально-педагогических условий способствует расширению возможностей своевременного оказания помощи подросткам, оказавшимся в ТЖС, и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.