Развитие музыкальных навыков учащихся в современной школе. На примере деятельности преподавателя музыкального отделения МБОУ«ЦО № 22- Лицей искусств» Крючковой Т.Ю.


Крючкова Тамара Юрьевна
Преподаватель по классу
Фортепиано, руководитель
Ансамбля «Весёлые ложки»
Зав. Музыкальным Отделением
МБОУ «ЦО №22-Лицей искусств»
Почётный работник общего
Образования РФ
Развитие музыкальных навыков учащихся в современной школе. На примере деятельности преподавателя музыкального отделения МБОУ«ЦО № 22- Лицей искусств» Крючковой Т.Ю.
Уважаемые коллеги, вы, конечно, знакомы с утверждением психологов, что творческие люди живут более интересно. Они до глубокой старости способны сохранить ясный ум, доброжелательный настрой к окружающим, хорошее эмоциональное состояние. Все творческие люди, как правило, очень мотивированны. И их стремление добиться успеха исходит из внутренних побуждений, а не из-за желания получить статус.  Не имея творческого начала в современном мире (в современной школе) невозможно быть интересным учителем для детей, тем более невозможно развивать их музыкальные навыки! Я уверена в том, что Борис Михайлович Теплов был творческим человеком, это прослеживается из его биографии. Изучая врождённые задатки и развиваемые способности детей, он написал докторскую диссертацию «Психология музыкальных способностей» и защитил её перед Великой Отечественной войной в 1940году. За это его благодарят и будут благодарить потомки. Наверное, каждый педагог, набираясь опыта в своей работе, задумывается именно о РАЗВИВАЕМЫХ способностях своих учеников. А что мы имеем право развивать? Конечно музыкальный слух и ритм, конечно музыкальную память. Это основы музыкальности и приобщения деток к искусству музыкального исполнительства и даже просто слушания музыки! Очень важно понимание с раннего возраста, что музыкальные навыки развиваются у всех неодинаково. Поэтому всегда говорю своим ученикам: Каждый человек неповторим и сравнивать себя с другими нет смысла. Выбирайте свой путь!
Ещё раз напомню одну из главных истин и для педагогов: без любви к детям и тому, что ты делаешь, не возможно никакое развитие музыкальных навыков учеников в любой школе, в любое время. Все эти истины приходят с опытом, а он требует постоянного творческого личностного роста учителя, совершенствования педагогического мастерства и поиска новых форм музыкально-исполнительской деятельности.
Работая в МБОУ «ЦО №22-Лицей искусств» и преподавая предметы музыкального цикла, я поставила перед собой задачу, созвучную общей концепции обучения в Лицее: раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка, которые заложены в нём с рождения, но находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Для выполнения этой задачи, я должна разжечь у ребёнка интерес к творческой деятельности, дать необходимые знания, научить приёмам практической работы в области исполнительства. Эффект обучения может быть достигнут тогда, когда и учитель, и ученик работают творчески, а это творчество выражается в каком-то конкретном продукте (изучении и исполнении классической, народной, современной музыки как соло, так и в ансамбле; сочинение собственных пьес, песен; подбор по слуху и импровизация).
Чтобы заинтересовать ребенка, надо чтобы и педагогу было интересно. А мне нравится вести поиск новых средств выражения мыслей.
В своей работе я отталкиваюсь от потребности ребёнка в познавательной деятельности. Интерес к новому я стараюсь поддерживать у детей на своих занятиях. Задачи, которые я ставлю перед ребёнком при обучении, не должны иметь одного решения. Это даёт возможность проявиться неповторимости личности и реализовать духовный потенциал. Каждый ребёнок должен открыть в себе потребность к музицированию. Для этого важно, чтобы развитие музыкальных навыков строилось на естественном процессе творчества, т.е. чтобы каждый ребёнок проходил весь путь от возникновения идеи до исполнения произведения через эмоционально-образное художественное решение.
На занятиях кружка «Весёлые ложки» предусмотрена такая форма работы, которая помогает сдружить учеников не только разной музыкальной отзывчивости и способностей, но и деток разного возраста. В современной школе мне пришлось добавить к своей специализации преподавателя по классу фортепиано дополнительные занятия.
Немного предыстории. Моя педагогическая деятельность началась в 1982 году в Бородинской музыкальной школе Тульской области после окончания Тульского музыкального училища им. А. С. Даргомыжского. Уже тогда мне было ясно, что главным условием продуктивных занятий с младшими школьниками является занимательность для детей изучаемого материала, высокий эмоциональный фон урока, создание для каждого ребёнка ситуации успеха, веры в собственные силы и возможности. Для раскрытия музыкальности своих учеников я создала кружок любителей музыкального театра, где мы вместе с ребятами младшего, среднего и старшего возрастов составляли сценарии, сочиняли спектакли; были и режиссёрами, и композиторами, и поэтами, и исполнителями.
Вовлечение детей различного уровня развития музыкальных навыков в творческую деятельность очень полезно для их общего музыкально-художественного развития. Вполне естественно для ребёнка и полностью отвечает его потребностям и возможностям. Пластические, ритмические, музыкальные, словесные импровизации должны стать доминирующими в педагогическом процессе.
Обогащая свой педагогический опыт как педагог пианист, я получила высшее образование в МГУК. И вновь новое увлечение- психология! Затем работа в школе №27, которая пережила несколько изменений аббревиатур. Нас, как и многие другие школы, сделали центром образования, объединив со школой №23 и детским садом №10. Вновь новые экстремальные условия. По приказу директора мне дали возможность вести кружки фортепиано и ложкарей. А теперь самое интересное! В школе нет фортепиано! Я написала две новые программы, отобрала деток. Спасибо, что в моей практике есть учебно - методические пособия – рабочие тетради «Первые шаги в мир музыки». Первая часть развивающая, где ребёнку предоставлена возможность заниматься и без инструмента. Вот мы развиваемся, ждём, что нам привезут пианино и музыкальные способности раскроются в полной мере. Кружок «Весёлые ложки» было легче сотворить. После долгих ожиданий я поехала и купила инструменты в магазине «Лира», компьютер «выбила» у зам.директора. Помещение к ноябрю отстояла. Это школьный музей. До этого занимались в маленьком классе зам.директора по ДО. Сегодня мои детки, солисты кружка «Весёлые ложки», продемонстрируют свои музыкальные навыки исполнительства на ложках и трещотках. Уточню важную деталь. Ребята из разных классов: 2д, 2е, 3д. Они стремятся приобрести социализирующие навыки, которые формируются при работе в кружке «Весёлые ложки»: умение работать в команде, тайм-менеджмент, целеустремленность, самостоятельность и умение общаться. В музыкальной школе никто никогда из деток не занимался, только у одного мальчика есть со стороны мамы музыканты. Детки разных национальностей, разного уровня общего развития. Но у нас на первом этапе развития музыкальных навыков одна цель: приобретение начального музыкального опыта и знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения! В дальнейшем игра в ансамбле «Весёлые ложки» предполагает активизацию музыкального воспитания детей, способность развития музыкальной памяти, координации движений мышц и мозга, быстроты реакции, тонкой моторики, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков. Дети должны: иметь устойчивый интерес к игре на ложках в ансамбле и индивидуально; уметь эмоционально исполнять ритмический аккомпанемент музыкальных произведений; освоить технику игры на ложках всеми приемами игры; использовать игру на ложках в самостоятельной деятельности и участвовать в концертах.
Ребята за 2 месяца занятий подружились и со мной, и друг с другом. Для Вас мы исполним произведение, которое назвали «Весёлые ложкарята». Это импровизация на русские народные мелодии. Режиссёр и постановщик номера я.
Список литературы.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М., 1968;
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.,1976;
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий – М.,1961;
Теплов Б. М Способность и одаренность. Избр. труды в 2-х томах; т.1, - М., 1985