Психолого-педагогическая поддержка развития личности студентов находящихся в группе риска


Психолого-педагогическая поддержка развития личности студентов находящихся в «группе риска»
Сидорова Т.Д.
Одной из проблем современной практической психологии является работа с трудными подростками, обучающихся в средних образовательных учебных заведениях. Происходит это потому, что число таких подростков с каждым годом растет. Часто они совершают правонарушения, не соблюдают законы, устав учебного заведения, в котором обучаются.
Остается открытым вопрос: кого мы считаем подростками группы риска или трудными? Они, как правило, обладают рядом внешних признаков, по которым учебное заведение может отнести их в данную категорию:
психическое здоровье (у подростка нет аномалий в развитии, которые бы требовали коррекции со стороны специальных заведений)
наличие проблем с учебной деятельностью и с поведением (отклоняющееся поведение, наличие проступков в прошлом);
отсутствие должного воспитания со стороны семьи, и, как следствие влияние негативных факторов (например, улицы);
сопротивление воспитательным мерам.
Таким образом, трудные – это здоровые изначально в психическом смысле подростки, с проблемами в учебной деятельности и в поведении, обусловленными отсутствием должного воспитания, а так же сопротивлением воспитательным мерам.
Подростковый возраст является сложным возрастом в развитии, так как направлен на поиск себя, и на самоопределение в жизни. Школы часто помогают подросткам с профориентацией, мотивируя их на ранее приобретение профессии и предлагая им поступить в колледжи. Таким образом, на среднее образовательное учебное заведение ложится особая ответственность в коррекции нарушений поведения и воспитания данной категории студентов.
Психологическая работа с трудными подростками – одно из важнейших направлений деятельности практического психолога колледжа. От своевременного выявления и адекватности помощи и коррекции зависит психологическое благополучие студентов в целом.
Существующие формы работы с трудными подростками, как правило, сводятся к наказаниям и лишениям. Проблема работы практического психолога колледжа состоит в поиске нестандартных решений, а так же индивидуального подхода к каждому конкретному студенту.
Какие же студенты чаще других попадают в «группу риска»? Мы привыкли думать, что чаще всего это подростки с трудностями в семье. Отсутствие одного или даже двух родителей, воспитание в интернате, криминальное прошлое – все эти факторы оказывают влияние на формирование личности подростка данной категории.
Проведенные в колледже психодиагностические мероприятия показывают что в «группу риска» могут попасть и подростки из внешне благополучных семей: оба родителя работают, семья обеспечена, студенты не имеют материальных трудностей. Однако, объединяет эти, казалось бы, разные категории студентов одно: им недостает тепла, элементарного общения и духовной близости со своими родителями, с теми, кто мог бы в нужный момент посоветовать, помочь выбрать правильный жизненный путь.
В сознании подростков группы риска формируются такие формы поведения, которые позволяют компенсировать отсутствие у них положительных качеств: подросток, как правило, озлобляется, пытается самоутвердиться в коллективе сверстников. Агрессивное поведение разрушает адекватное взаимодействие с социумом: подросток сильнее реагирует на критику, становится ранимым, склонным к обидчивости, эгоцентризму, наблюдается так же склонность ко лжи. Часто их поступки противоречат сами себе: с одной стороны они склонны к эпатажным, плохим поступкам, а с другой – понимают всю ответственность, которую несут таким поведением и часто очень открыто просят внимания и понимания. Основной проблемой поведения таких студентов является то, что оно трудно поддается прогнозированию. Установление контакта с таким подростком требует особой тщательности от практического психолога, необходимо войти в жизнь подростка как друг и товарищ, тогда возможно, что он откроется и согласится на дальнейшее взаимодейтсвие.
Работа психолога колледжа ведется по пяти основным направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование, психологическое просвещение.
На этапе психодиагностики важно выявить не только отрицательные стороны личности, но и положительные, которые составят, в дальнейшем, здоровый психологический потенциал.
Коррекция предполагает перестройку процесса воспитания с учетом положительных черт личности, на которые можно опираться в дальнейшем процессе воспитания, формирования новой мотивационной сферы подростка.
На данном этапе важно обеспечить включенность трудного студента в реальные социальные отношения, предоставить трудному подростку возможность более полно раскрыть себя во взаимоотношениях с окружающими.
Большое значение в колледже уделяется практике студентов. В качестве примера рассмотрим организацию и проведение практики специальности «повар-кондитер». Студенты проходят практику с первого курса в стенах колледжа. Замечено, что после прохождения нескольких профессиональных модулей практики выравнивается посещаемость, постепенно налаживается и успеваемость трудных студентов. Студенты, включенные в трудовые отношения, приобретают новые формы поведения (повышается ответственность, проявляется высокая работоспособность, гордость за свой труд). Студенты приобретают новые положительные способы привлечь к себе внимание, заявить о себе. Трудовая практика служит отличной базой для дальнейшего развития положительных черт личности трудных студентов.
Помимо практики, важную роль играет профилактика отклоняющегося поведния, а так же просвещение студентов. В Новороссийском социально-педагогическом колледже психологическое просвещение трудных детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
целенаправленную работу по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы с приглашением священнослужителей, индивидуальные консультации);
актуализацию всех источников нравственного опыта студентов – учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, коллективом преподавателей);
введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности студентов;
оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Принципами работы психолога являются:
принцип системности: непрырывный мониторинг посещаемости и успеваемости студентов.
принцип ориентации на позитивное поведение в характере трудного студента.
принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер
принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся;
принцип проживания успеха.
Важной составляющей частью работы является взаимодействие с родителями и кураторами учебных групп. Родителям необходимо показывать, какие положительные качества выявлены у подростка, на базе которых можно формировать полноценную личность.
Тесная связь с кураторами позволяет отслеживать изменения в поведении студентов, своевременно реагировать на появляющиеся проблемы.
Итогом всей работы является процедура совета профилактики, на котором решается вопрос о постановке и снятии студента с внутриколледжного учета.
Психолого-педагогическая поддержка развития трудных студентов – это сложный, многоплановый процесс работы всего педагогического коллектива.