Психолого-педагогическая поддержка младших школьников с ОВЗ (из опыта работы)


Баженова Ольга Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов, город Улан-Удэ, республика Бурятия
Психолого-педагогическая поддержка младших школьников с ОВЗ
(из опыта работы)
«Каждая проблема имеет решение.
Единственная трудность заключается
в том, чтобы его найти».        
    ( Эвви Неф, американский журналист)
Новым и важным аспектом понимания качества образования признана необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Доминирующий акцент теперь делается на создании личностно- ориентированного процесса обучения, т.е. таких условий, при которых каждый ребенок нашел бы в нем свое место и свой путь.
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие отклонений в развитии.
Гуманистическая направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.
Неоднородность состава учащихся начальных классов ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом.
В России за последнее десятилетие достаточно резко изменились характеристики нового поколения, идущего в школу. Все большее беспокойство вызывают проблемы, связанные с резким ухудшением показателей здоровья учащихся. На первый план выходит низкий стартовый ресурс физического и психофизического здоровья; расширяющийся диапазон форм и проявлений различных отклонений от нормы. Увеличивается количество детей с ограниченными возможностями в физическом развитии и социализации, и, как следствие этого, возникают устойчивые формы школьной дезадаптации.
В школу все чаще приходят дети, которые плохо запоминают и удерживают то, что преподносится им на уроках, усваивают материал медленно и не полностью; их знания недостаточно прочны и четки. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата.
На протяжении многих лет я работаю с детьми, которые имеют отклонения в развитии ( в том числе и ЗПР, ОНР) и испытывают серьезные трудности в учении.
Дети характеризуются неустойчивостью внимания и восприятия; фрагментарностью восприятия при установлении сходства и различия предметов; слабостью запоминания, особенно логического; трудностями аналитико-обобщающей мыслительной деятельности; недостаточным уровнем речевого развития и слабостью регулирующей функции речи; низкой познавательной активностью и неразвитой саморегуляцией; недоразвитием эмоционально-волевой сферы в целом. Этим детям с нарушенной познавательной сферой трудно получить удовольствие от активной интеллектуальной деятельности.
У них наблюдается отставание словесно-логического мышления от возрастной нормы и преобладание наглядно-действенного мышления. Они испытывают трудности и в овладении речевой формой мышления. А речь, по мнению Т. А. Власовой и М. С. Певзнер, — важнейшая психическая функция, которая имеет огромное влияние на формирование других психических функций ребенка, его развитие в целом.
Как правило, эти дети ежегодно проходят МППК. По рекомендации комиссии часть детей продолжает обучение по АООП, а часть уходит в специализированные коррекционные школы. Но все это время они испытывают сильнейший стресс от несоответствия между уровнем их обучаемости и требованиями общеобразовательных программ. Особенно это касается детей 2-4 классов, когда начинается отметочная система оценивания.
Уже к концу дошкольного возраста дети должны были овладеть следующими знаниями и умениями:
различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, многоугольную;
измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки;
различать основные цвета и оттенки;
выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом);
ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
знать дни недели, последовательность частей суток, дней недели; времена года.
В силу разных причин этим детям в дошкольном возрасте не были созданы благоприятные условия для развития восприятия, поэтому связанные с ним психические процессы формируются в замедленном темпе. А это затрудняет освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Таким детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий педагога и психолога. Коррекционные занятия — это специальная пропедевтическая работа, нацеленная на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают эти дети в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в развитии, не охваченных общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Специально организованное (коррекционное) обучение имеет первостепенное значение для формирования познавательной деятельности и личности ребенка в целом, а также исправления недостатков их развития. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Коррекционная работа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников данной группы, их потенциальных возможностей.
Для работы с детьми мною составлена комплексная программа.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком объектов окружающего мира дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаком его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действии;
снятие эмоционального дискомфорта.
Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Данные занятия ни в коей мере не подменяют коррекционную направленность всего процесса обучения. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала.
Структура коррекционно-развивающей работы включает:
Структурный элемент Назначение
1. Занятия по коррекции
(2 раза в неделю)
Коррекция и развитие психических функций (внимания, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы
2. Коррекционно - развивающие упражнения в структуре каждого урока
Коррекция психических функций (внимания, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы
3. Занятия с психологом
консультации психолога родителям, учителю, помощь ребенку по необходимости
4. Развивающие игры в семье по рекомендации учителя, психолога
5. ЛФК. Хореография. Бассейн
развитие общей моторики психомоторных функций
6. Хор
развитие темпо-ритмической стороны речи
7. Дополнительные занятия -ИЗО
развитие мелкой моторики, воображения, коррекция эмоционально-волевой сферы
8…. По результатам диагностики составляется индивидуальная комплексная программа. В качестве примера рассмотрим систему работы с Сергеем Ш.
ТАБЛИЦА1
Матрица параметров учебного успеха Сергея Ш.
знаю могу умею хочу
обученность Внимание
память модальность полушарие Коммуникативные ОУУН Организационные ОУУН Мыслительные ОУУН объем распределение концентрация устойчивость Слов.-логическ. Наглядно-образн. эмоциональная Монологич. речь Активное слушание Работа в группе планирование Рабоч. место, оформл. самоанализ Анализ, синтез логика сравнение вывод Уровень мотивации
МППК,
АООП н н н н н
н н К Пр н н н н с н он он он он н
Условные обозначения: Н-низкий уровень; С- средний уровень; ОН- очень низкий уровень;
К- кинестет; Пр- правополушарный
Анализ результатов диагностики:
По результатам диагностики можно сделать вывод, что у ребенка не сформированы необходимые интеллектуальные умения и навыки, отсутствуют многие знания, необходимые для успешного усвоения школьной программы. Это объясняется особенностями психики детей с задержкой психического развития (ЗПР): импульсивность, неорганизованность, необдуманность ответов и действий, утрата инструкции, трудности в планировании, плохая общая осведомленность, слабо развитые познавательные интересы и др. Несформированность указанных умений и навыков препятствует овладению чтением, письмом и другими сложными видами деятельности. В связи с этим содержание коррекционно-развивающей работы с Сережей планируется с учетом рекомендаций, данных в методических письмах «Коррекционное обучение детей с пониженной математической готовностью», «Расширение знаний об окружающем мире как средство активизации познавательных процессов и речи детей». Кроме этого, подобрана система упражнений для индивидуальных занятий по коррекции чтения, по коррекции и развитию психических функций (внимания, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы. В связи с тем, что у ребенка легкая форма ДЦП, вводятся занятия по развитию сенсомоторики.
ТАБЛИЦА 2
Комплексная коррекционно-развивающая программа Сергея Ш. в структуре учебно-воспитательного процесса
Компонент системы Механизмы реализации Источник Цели адаптации Средства адаптации компонента системы к ученику
1.Учебные занятия
Индивидуальные уроки по расписанию Базисная часть учебного плана Требования государственных программ Адаптированные государственные программы классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы
Развивающие технологии, технология индивидуального обучения
Методическое письмо «Коррекционное обучение детей с пониженной математической готовностью»
Методическое письмо «Расширение
знаний об окружающем мире как средство активизации познавательных процессов и речи детей»
Технологические карты к программам каждого курса с содержанием коррекционной работы с учетом возможностей каждого предмета
2.Уроки адаптации
Уроки с группой детей
Школьный компонент учебного плана Социализация личности
Организация социального опыта через реализацию программ к урокам адаптации
(внеклассное чтение, ИЗО, ознакомление с окружающим миром)
3.Индиви-дуальные занятия Уроки коррекции
Занятия по коррекции несовершенного навыка чтения
Занятия с логопедом Школьный компонент учебного плана
Более высокий уровень индивидуального развития
Организация индивидуальной помощи ребенку (СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ)
Программа по коррекции чтения
Программа логопедических занятий с уч-ся

4.Система воспитательных воздействий и реализация коррекционно-развивающих программ учителя
Классные часы (включены в расписание)
Различные формы учебно-воспитательного процесса по плану классного руководителя По функционалу классного руководителя
Формирование общественного и индивидуального сознания.
Культура отношений к объектам окружающего мира. Организация работы по следующим направлениям:
-воспитание нравственности;
-развитие творческих способностей;
-оздоровительная работа;
-работа с родителями.
(см. воспитательный план)
Серия классных часов
Выполнение проектов
- «Я путешествую по родному краю»
- «Моя семья»
- «Удивительное рядом»
5. Занятия в системе ДО Групповые занятия :
-в клубе «Малышок»;
-в бассейне;
-в хоре
Индивидуальные и групповые занятия в группе ЛФК, в хоре По функционалу педагогов дополнительного образования
Развитие мелкой моторики, воображения, коррекция эмоционально-волевой сферы
Развитие темпо-ритмической стороны речи
Развитие общей моторики психомоторных функций
•Авторские программы педагогов дополнительного образования
Комплексная программа коррекционных занятий включает в себя следующие разделы:
ТАБЛИЦА 3
Раздел Методическое обеспечение Где реализуется
Развитие психомоторики и сенсорных процессов детей Адаптированная программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
(с приложением дидактических игр) Динамические паузы
Упражнения с родителями
Интеграция в содержание всех предметов начальной школы
Развитие и коррекция познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младшего школьника Авторские разработки коррекционных занятий
Занятия по коррекции (индивидуальные или групповые)
Профилактика трудностей в освоении чтения и письма, коррекция несовершенного навыка чтения.
Программа по коррекции несовершенного навыка чтения
(с упражнениями по предупреждению ошибок)
Русский язык
Литературное чтение
Обучение грамоте
Кроме этого используются материалы по обобщению собственного опыта:
1.Моделирование в начальных классах
2.Программа развития ключевых умений читательской деятельности (адаптирование программы Лебединцева В.Б.)
3. Система занятий по развитию речи с детьми с ЗПР (1-4 класс)
4. Разработки уроков с учётом требований новых Стандартов
5. Формирование оценочной самостоятельности младших школьников
6. Современный подход к контролю и оценке знаний учащихся в образовательном процессе» (особенности оценки результатов обучения детей с ЗПР)
Все разделы программы занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий ежедневное решение разных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.). Планирование индивидуальных (или групповых) коррекционных занятий составляется с перспективой не более чем на 1 месяц.
Фрагмент технологической карты коррекционной работы
ТАБЛИЦА 4
№ недели Дата Занятия по коррекции Динамические паузы Математика Обучение грамоте Окружающий мир Упражнения с родителями
1 1-7
сент Диагностика Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении Упражнения в раскатывании пластилина.
2 8-14 сент Диагностика Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
Игры с крупной мозаикой
3 15-21 сент Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) Формирование чувства равновесия («дорожка следов») Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
Различение речевых и музыкальных звуков
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, , шум шин). Прослушивание музыкальных произведений
4 22-28 сент Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
При этом коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, дополняется на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для каждого учащегося. Поэтому в рамках комплексной программы реализуются индивидуальные программы, системы упражнений, проекты. И уже вновь использовать эту программу с другими детьми без корректировки и внесения изменений невозможно.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности, в процессе которых и решаются коррекционно-развивающие задачи.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия. Все необходимое изготавливается и приобретается силами родителей, учителя, а также используется школьное оборудование.
Немаловажным фактором успешной реализации программы является профессиональная компетентность педагога. Поэтому я изучаю опыт коллег, новейшие достижения в данной области, преломляю эти материалы через призму развития своих воспитанников, составляю индивидуальные программы, по необходимости корректируя их в процессе работы.
Своеобразие комплексной программы заключается в том, что воздействия коррекционно-развивающей направленности осуществляются не только на занятиях по коррекции 2 раза в неделю, а предусматривает ежедневное решение комплекса задач. Таким образом, достигается необходимая для данного контингента частота воздействий, решение разнообразного круга задач.
Программа рассчитана на весь период обучения ребенка в начальных классах школы 60 (от 1 года до 5лет)
ВЫВОДЫ
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Своевременная психолого-педагогическая помощь является необходимой предпосылкой успешного обучения.
Хотя возможности развития детей данной группы ограниченны, все же в условиях коррекционного обучения возможно их поступательное развитие.
В результате целенаправленной деятельности в рамках данной программы возможно:
-восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
- ослабление или исправление имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Представленные разработки пополнят профессиональную копилку коллег, окажут помощь учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ для проведения индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в учебе; будут интересны родителям, которые оказывают психологическую поддержку своему ребенку.
Для удобства самостоятельного выбора пользователем материалов все программы, комплекс упражнений, игр с методическими рекомендациями дается в приложениях.
ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980г.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002г.
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя/Н. Л. Галеева, Е.С. Гостимская, Г.Ю. Евдокимоваидр. — М.: 5 за знания, 2008. — 128 с. — («Методическая библиотека»).
Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003г.
Корешкова С.В. Мотивация учения и система оценивания учебных достижений школьников как педагогические условия развития обучающихся// Нач. шк., 2006г. №10
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 216с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших
школьников. — М., 2000г.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей. М., 2009г
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988г.
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей
ребенка. — М., 2000г.
Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников. Самара, 2003г.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 136 с. — (Коррекционная педагогика).
.