Методический доклад Комбинированный урок музыкальной грамоты в системе развития учащихся хореографического отделения музыкальной школы


Методический доклад
по теме:
Комбинированный урок музыкальной грамоты в системе развития учащихся хореографического отделения
музыкальной школы

Преп. Пономарева И.В.
(зав. отделением музыкально- теоретических дисциплин)
Республика Казахстан
г. Лисаковск
Музыкальная грамота – это предмет, изучаемый в нашей школе на отделении хореографии. Музыкальная школа не ставит своей задачей подготовку профессиональных артистов балета. Основная наша цель – это воспитание учащихся средствами искусства.
Предмет «Музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе дисциплин, дающих общее эстетическое образование, прививающих эстетический вкус, приобщающих детей к лучшим произведениям классического русского, казахского, зарубежного и современного искусства.
Учебный план рассчитан на 6 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю. Но существующая программа Н. С. Благонравовой (М-1988) предусматривает поступление в 1й класс девятилетних детей, поэтому содержание её перенасыщено. Например, музыкальный материал 1го класса содержит все основные жанры музыкального искусства, включая оперу, балет, концерт, симфонию; теоретические сведения – все размеры, вплоть до 6/8, пунктирный ритм и все ноты с точками, тональности с двумя знаками. В наших условиях, когда в класс набираются порой дети даже садовского возраста, данная программа не может служить даже опорным образцом. Кроме того, она не лишена идеологической составляющей советского периода, а потому нуждается в существенной коррекции.
В связи с вышеизложенным очевидна необходимость собственного подхода к предмету «Музыкальная грамота». На протяжении последних десяти лет преподаватели отделения Бурунчина Ж. Т. и Пономарева И. В. вели этот труд. В результате вырисовались основные задачи предмета и составляющие элементы урока. Он, по моему мнению, должен состоять из совмещения двух видов занятий – слушания музыки и собственно музыкальной грамоты.
Причём, эти разделы на хореографическом отделении имеют свою специфику. Наряду с общей музыкальной культурой учащиеся должны получить более глубокие знания о танцевальных жанрах. Ведь танцевальность в широком смысле слова пронизывает всё музыкальное искусство. Ещё в глубокой древности человек свою повседневную деятельность поддерживал ритмизованным сопровождением, которое регулировало одновременность усилий.
Постепенно вырабатывались самобытные песенно-танцевальные ритмы. Именно они, а не интонационные навыки должны стать основой курса «Музыкальная грамота». В связи с нехваткой времени на уроке учитель не сможет качественно научить детей-хореографов чистому интонированию, однако необходимо выработать у них точное восприятие и чёткое воспроизведение различных ритмов.
Эту работу нужно связать с историческими сведениями о национальной принадлежности тех или иных танцев. Необходимо объяснить детям, что многие танцы стали настолько типичными выразителями определённых образов, что сделались всеобщим достоянием, как польские мазурка и полонез, итальянская тарантелла, французский менуэт и австро-немецкий вальс.
Сведения о музыке различных стран могут не содержать подробные описания биографий композиторов и всесторонний анализ их творчества. Однако при изучении любого автора мирового значения возможно заострить внимание на танцевальной составляющей его произведений, тем самым решая две задачи. С одной стороны, учащиеся за 6 лет знакомятся с такими композиторами, как Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Григ, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский.С другой стороны, в их творчестве есть возможность говорить о «танцевальности» в общем смысле слова. Ведь не секрет, что даже в симфониях темы танцев часто служат основанием любой части цикла (особенно важен в этом смысле менуэт).
При изучении эпох и стилей (Барокко, Классицизма, Просвещения, Романтизма, Модернизма) можно рассказать детям и о том, что символом лирических тенденций, например, романтизма стал вальс, миниатюра, романс, пронизанные вальсовостью вообще. Композиторы многих эпох испытывали интерес к местному колориту, опираясь даже в крупных жанрах на танцевальность (рапсодии Листа, халлинги Грига, «Камаринская» Глинки, вальсы, мазурки и полонезы Шопена).
Непосредственное использование ритмоформул различных танцев на уроке музыкальной грамоты может и должно сочетаться с изучением теории музыки. Однако, по сравнению с курсом «Сольфеджио», материал, конечно, сокращён. Шестилетний объём знаний включает в себя тональности до четырёх знаков включительно, мажорные и минорные трезвучия и их обращения, основные аккордовые функции: T, S, D, а также доминантсептаккорд и уменьшённый вводный септаккорд в основном виде.
Практика показала, что постановщикам танцев в своей работе необходимы некоторые музыкальные знания. Всем известно, что знаменитые балетмейстеры XX века (а именно этот век сделал балет одним из ведущих музыкальных жанров) М. Фокин, А. Горский, А. Ермолаев и мн.др. (а в XIX в. таким всесторонне развитым балетмейстером был, например, Мариус Петипа) владели несколькими музыкальными инструментами, имели литературный дар. Такая всесторонняя образованность, безусловно, влияла на качество их постановок.
Мы не знаем, кто из наших учеников свяжет себя в будущем с этой профессией. Возможно, имея некоторый багаж музыкальных знаний, они станут играть на гитаре на студенческих вечерах, кто-то, может, будет петь в самодеятельной группе. Поэтому, помимо освоения разнообразных ритмов, на уроке музыкальной грамоты считаю необходимым изучение нот, как минимум трёх октав в скрипичном и басовом ключах, знаков альтерации, тональностей (со знаками в них), буквенной системы обозначения звуков. Начиная с 3го класса, все учащиеся хореографического отделения учатся подбирать простейший аккомпанемент.
Всё это в дальнейшем, надеюсь, будет способствовать становлению разносторонней, музыкально грамотной и образованной личности.