Современные танцы, как средство развития творческого воображения и успешной социализации ребенка обобщение опыта работы преподавателя хореографического отделения Артеменко Анастасии Николаевны


Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств
с. Баган

Современные танцы, как средство развития творческого воображения
и успешной социализации ребенка
обобщение опыта работы преподавателя
хореографического отделения
Артеменко Анастасии Николаевны
методист МКУ ДО ДШИ с.БаганГордичук Ольга Ивановна


Баган 2015
преподаватель хореографического отделения
Артеменко Анастасия Николаевна: педагогический стаж работы составляет 8 лет. С 2007 года педагог дополнительного образования в Муниципальном казенном учреждении образования детей Баганском Доме детского творчества, где являлась руководителем Образцового хореографического ансамбля «Вдохновение», там же основала ансамбль «Элегия». В 2005 г. окончила Новосибирский Областной Колледж Культуры и искусств специальности социально-культурная деятельность и народное художественное творчество. В 2015 году была аттестована на высшую квалификационную категорию по должности "педагог дополнительного образования". В настоящее время преподаватель хореографических дисциплин в муниципальном казённом образовательном учреждении дополнительного образования детей Детской школе искусств села Баган
( классический, народный, современный, историко-бытовой и бальный танец) , руководитель образцового народного хореографического ансамбля "Элегия", преподаватель ритмики на ранне-эстетическом отделении. Кроме основной преподавательской деятельности занимается постановкой танцев для учащихся ансамбля бального танца "Мечта", и танцевального сопровождения для вокального ансамбля " Синяя птица", " Серебряный дождь" , "Забава", " Капельки".
На протяжении своей педагогической деятельности преподавателя хореографических дисциплин Анастасия Николаевна выделила для себя как основную, исходя из которой она строит свою работу, следующуюцель: -«Современные танцы- средство развития творческого воображения и успешной социализации обучающихся ». Эта цель определяет направления её работы:- создание условий для всестороннего развития личности ребёнка средствами хореографии, получение общего хореографического образования, способствующего воспитанию эстетического вкуса, творческих возможностей ребёнка.
Более ста лет в США, затем в Западной Европе и в других странах мира развивается современный танец различных стилей , манер и направлений.
Танец неотъемлемая и безусловно очень важная часть культуры. В современном обществе большой популярностью пользуется направление танца джаз. Обучение этому направлению я взяла за основу в своей преподавательской деятельности.
Обучение джаз-танцу совершенствует координацию движений, прививает пластику, элегантность, гибкость, развивает творческое мышление у детей , дает возможность импровизировать. Современный танец позволяет овладеть множеством техник, например, полиритмия- умение двигаться в различных ритмических рисунках, независимых друг от друга; изоляция, полицентрия, импульс и управление. Эти техники дают возможность детям научиться владеть своим телом, выражать свои эмоции в танце, развивает силу мышц и их пластичность.
Огромную роль в джаз- танце играет его эмоциональность. Выразительность поз и движений дает возможность сделать танец «говорящим», что немаловажно в психологическом развитии школьника.
Классический танец, который является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин и неотъемлемой частью начального образования, также занимает особое место среди других специальных предметов, являясь фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высокой исполнительской культуры, в том числе и для исполнителей не классического профиля.
Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.
В процессе обучения хореографическому искусству у ученика формируются следующие черты и качества характера:- профессиональное внимание, быстрота запоминания учебных заданий, движенческая память, исполнительская воля, самокритичность, самоконтроль, умение работать в ансамбле с другими исполнителями, целеустремленность, широкий кругозор в области искусства. У детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
В процессе работы над темой «Современные танцы, как средство развития творческого воображения и успешной социализации обучающихся» Анастасия Николаевна выделила и успешно решает следующие задачи:
•Освоить новые педагогические технологии в преподавании современного танца и использовать их в проведении занятий и организации концертной деятельности.
•Продолжить активное внедрение ИКТ в образовательный процесс.
•Создать для детей комфортную среду, способствующую как творческому, так и физическому развитию личности. Знакомить ребят с программой современных танцев разных направлений, с основой классического танца.
•Организовать коллективную творческую деятельность на основе взаимной поддержки, дружелюбия, умения договариваться и находить общий язык и интересы, создать сплочённый хореографический коллектив со своими традициями.
Работа над данной темой неразрывно связана с реализацией
цели её педагогической деятельности – развития личности ребенка через занятия хореографией. И последовательным решением основных задач, таких как:
1.Реализация образовательных программ.
2.Использование здоровьесберегающих технологий.
3.Становление и развитие детского коллектива.
4. Развитие техники исполнения, эмоциональности, музыкальности.
Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности и физического развития.
Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
Образовательную деятельность Анастасия Николаевна осуществляет по разработанным ею дополнительным образовательным программам «Будем танцевать», «Современный танец», «Палитра танца», « В ритме джаза».
Образовательная программа « Будем танцевать», рассчитана на один год обучения для детей 5-7 лет. Занятия по данной программе проводятся в группах ранне-эстетического отделения школы искусств. Дошкольники учатся реагировать на музыку, исполнять простейшие движения и танцы, с которыми они принимают участие в праздниках, проводимых в садах и в концертах детской школы искусств.
Образовательная программа «Современный танец», рассчитана на четыре года обучения. Целью данной программы является воспитание детей средствами хореографии, формирование культуры поведения в обществе, формирование физической и эстетической красоты, умения общаться со сверстниками и старшим поколением. Анализ реализации данной программы показал, что на 11% повысилось количество обучающихся освоивших программу на оптимальном уровне.
Реализация и разработка большинства программ неразрывно связана с деятельностью хореографического ансамбля "Элегия". На данный момент в нем занимаются 40 человек. Ансамбль состоит из младшей, средней и старшей группы. В состав старшей группы входит 10 человек, с которыми Анастасия Николаевна занимается на протяжении 7 лет. С этим составом ансамбль неоднократно становились лауреатами на областных и всероссийских конкурсах. Уровень мастерства старшей группы ансамбля сравним с профессиональным, поэтому специально для них составлена дополнительная образовательная программа индивидуального обучения «Палитра танца». Цель программы «Палитра танца»: совершенствование исполнительского мастерства одаренных детей в современном танце. Особенность ее состоит в том, что она ориентирована на одного или нескольких воспитанников, для углубленного изучения современного танца. В 2013-2015 учебном году по этой программе занимается старшая группа ансамбля «Элегия». Помимо программы специально для них Анастасия Николаевна разрабатывает лексически наполненные, идейно сложные постановки ,были поставлены номера «Фламенко», «Короли ночной Вероны», «Ветер» "Девичья плясовая", "Хава"(Приложение4).
В течение двух лет Анастасия Николаевна проводит занятия в ансамбле современного и бального танца "Мечта", занимается классическим танцем с младшей, средней и старшей группой, а также постановочной деятельностью.
Большую роль в постановке номеров и проведении занятий Анастасия Николаевна уделяет подбору качественной музыки, нередко используя метод компонавания при создании фонограммы. Ежегодно проводит диагностику освоения программ, которая показывает положительную динамику развития эмоциональности, умения работать в коллективе, знаний техники исполнения движений, музыкальности.
Что, по мнению Анастасии Николаевны, дают занятия хореографией?
«Младшие школьники. Развиваю: внимание, собранность, зрительное восприятие, трудолюбие, ответственность (благодаря специальной методике обучения и коллективным выступлениям на сцене). Это положительно сказывается и на обучении в школе.
Средний школьный возраст. Кроме названного: развитие логики, пространственного мышления (сценические композиции). А также: памяти (большой объем информации), целеустремленности, что также помогает в учебе в школе.
Старшие школьники. Кроме названного: развитие творческого потенциала ребенка (сюжетные композиции, требующие актерского мастерства и фантазии) помогает в гуманитарных предметах. А умение анализировать (логика танца) и наличие пространственного мышления - в точных науках.
И конечно, укрепление здоровья ребенка.
При систематических занятиях в возрасте 7 - 15 лет осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь!»
Коллектив ансамбля "Элегия" активно участвует в концертных программах Районного дома культуры и сотрудничает с общеобразовательными школами района при подготовке школьных мероприятий и выпускных вечеров. За время существования ансамбля "Элегия" его узнали, полюбили, часто приглашают принять участие в концертах. Дети успешно выступают в районных, зональных и областных смотрах. Ребята изменились за время занятий в студии: они стали более уверенными, повысился их статус в школе, они стали более дружелюбны друг к другу. Выступления учащихся в постановках Анастасии Николаевны пользуются постоянным успехом у зрителей. профессионализм выступлений ансамбля "Элегия" по достоинству был оценен жителями района и области. Их совместное творчество не раз освещалось в периодической печати, на сайте администрации района и в юбилейных сборниках. Как молодой преподаватель, Анастасия Николаевна стремится наполнить жизнь детей яркими, значимыми событиями, совместно осваивая социокультурное пространство и концертные площадки района и области, организуя их участие в концертах, флешмобах, хореографических конкурсах регионального, областного и всероссийского уровня: "Салют Победы", "В ритме танца", " Жизнь в движении", "Сорока" и др. Также активно участвует в молодёжных программах и региональных проектах: «Я лидер!», «Отличник 2015», «90летие пионерского движения», «Баган-Качиры территория дружбы» , «Быть здоровым это модно» и др.
Особое внимание Анастасия Николаевна уделяет развитию творческой инициативы и самостоятельности обучающихся. Ежегодно проводит открытые занятия для родителей и преподавателей.
Анастасия Николаевна о работе педагога:-«Я считаю, что педагог должен быть достойным примером для своих учеников, прививать любовь не только к танцам и необходимые исполнительские навыки, но и к общечеловеческим ценностям, нравственным и этическим нормам поведения в обществе, способность к сопереживанию, умению радоваться успехам своих товарищей, поэтому считаю нужным и обязательным участие самого педагога, как в качестве солиста-исполнителя, так и в составе ансамбля в концертных программах ДШИ и в различных мероприятиях района. В процессе работы я учитываю, что у учащихся, как правило, может и не быть в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, и поэтому стараюсь максимально реализовывать их творческие задатки и способности в самом процессе обучения за время пребывания в школе искусств. В дальнейшем мне также хотелось бы продолжать активную концертную деятельность, участвовать в новых интересных проектах с целью пропаганды хореографического искусства и поддержания творческой активности и профессионального уровня своего хореографического ансамбля. Посредством занятий хореографией добиваться повышения двигательной активности детей, укрепления их здоровья, повышения работоспособности, а следовательно, их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности, психического и физического развития».
Основные результаты работы Анастасии Николаевны по теме «Современные танцы- средство развития творческого воображения и успешной социализации обучающихся »:
1.Устойчивый интерес воспитанников к занятиям танцами, стабильно высокий уровень успеваемости и сохранность контингента моих учащихся.
2. Неизменный успех танцевальных номеров в исполнении моих воспитанников у зрителей.
3.Успешное участие воспитанников ансамбля «Элегия» во всех концертных мероприятиях Баганского района и хореографических конкурсах различного уровня.
Приложение 1
Достижения учащихся и преподавателя 2011-2016год.
1.Диплом за участие в 1 туре областного конкурса балетмейстеров (2011)
2.Диплом победителя в 1 областном конкурсе национальных танцев(2011)
3.Диплом лауреата 3 степени в 1 областном конкурсе национальных танцев (2011)
4. свидетельство о подтверждении звания «образцовый самодеятельный коллектив» хореографический ансамбль «Вдохновение»(2011)
5.Благодарственное письмо ДОО «Олимп Баганского района Новосибирской области» за сотрудничество в реализации социально- значимого проекта « Я- Лидер» (2012)
6. Диплом 2 степени в областном фестивале хореографического искусства «В ритме танца» (2012)
7. Диплом 3 степени в областном фестивале хореографического искусства «В ритме танца» (2012)
8. Диплом участника в областном фестивале детского и юношеского творчества « Юные таланты Сибири» (2012)
9. Диплом 1 степени районного конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»(2012)
10. Диплом лауреата 3 степени в 3 открытом всероссийском конкурсе танцевального искусства «Жизнь в движении» (2012)
11.Диплом лауреата 1 степени 3 открытом всероссийском конкурсе танцевального искусства «Жизнь в движении» (2012)
12. Почетная грамота Главы Баганского района(2012)
13.Диплом 3 степени в областном фестивале народной музыки и танца «Сибирские мотивы» (2013)
14. Диплом 2 степени в областном фестивале народной музыки и танца «Сибирские мотивы» (2013)
15.Диплом победителя в межрегиональной молодежной арт-школе «Искусство и творчество»(2014)
16.Грамота главы Баганского сельсовета за активную творческую деятельность, воспитание подрастающего поколения.(2014)
17.Диплом участника территориального этапа фестиваля «Салют Победы» (2015)
18.Диплом участника в региональном фестивале-конкурсе любительского хореографического искусства «В ритме танца»(2015)
19. Диплом 3 степени в региональном фестивале-конкурсе любительского хореографического искусства «В ритме танца»(2015)
20.Благодарность «Управления образованием Баганского района» за помощь в организации 1 слета отличников Баганского района.(2015)
21.Благодарственное письмо главы Баганского района за активное участие в подготовке и проведении мероприятий , посвященных 50-летию Баганского района(2015)
22. Диплом победителя третьего районного конкурса талантов «Минута Славы»(2014)
23. Грамота от администрации МОУ Баганской СОШ №1 за работу с одаренными детьми.
24. Благодарственное письмо ДОО «Олимп Баганского района Новосибирской области» за сотрудничество в реализации программ ДОО «Олимп Баганского района Новосибирской области».(2012)
25.Свидетельство о публикации методической разработки «Образовательная программа по хореографии «Будем танцевать»» на сайте infourok.ru (2015)
26. Свидетельство о публикации методической разработки «Образовательная программа по хореографии «В ритме джаза»» на сайте infourok.ru (2015)
27.Сертификат активного участника областной акции «Культурная столица Сибири 2015»
28. Благодарности Комитета ГД ФС РФ по образованию(2016)
29. Благодарности Губернатора Новосибирской области(2016)
30.Приказ о итогах регионального смотра о присвоение «Образцовый самодеятельный коллектив» коллективу ансамбля «Элегия»(2016)

Приложение 2




Приложение 3

В процессе работы с детьми мы постоянно отслеживаем результаты освоения учебного материала,  при необходимости, корректируя  учебный план и индивидуальную работу с детьми.  В результате уровень успеваемости повысился на 11%.
Динамика уровня обученности воспитанников
Учебный год %  успеваемости
 высокий уровень % успеваемости
 средний уровень
2011-2012уч. год 65 % 35 %
2012-20113уч. год 69 % 31 %
2013-2014 уч. год 76 % 24 %

Диагностический материал по освоению программы
«Современный танец»
№ п\п Показатели уровня усвоения программы. Оценка уровня
Низкий
2 Средний
3 Хороший
4 Отличный
5
1 Эмоциональная отзывчивость на разучиваемые танцы - - 40% 60%
2 Умение самостоятельно исполнять выученные танцы - - 27% 73%
3 Творческие проявления на занятиях современным танцем - - 35% 65%
4 Теоретические знания и техника исполнения движений - - 17% 83%
5 Умение держаться на сцене - - 24% 76%
6 Артистичность и сценическая культура
- - 22% 78%
7 Музыкальность исполнения движений - -
15%
85%
9 Умение работать в коллективе - - 33% 67%
Приложение 4
Наши танцы .
«Весёлый полтергейст»

«Вестерн»

«Привет»

«Девичья плясовая»

«Ветер»

«Фламенко»


Ю