Внеурочное занятие по чтению по хрестоматии Соловушка, В.Фесенко Жаворонки.


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» города Курска
Внеурочное занятие по чтению
Тема: Знакомство с хрестоматией для чтения в начальной школе «Соловушка».Виктор Фесенко « Жаворонки»
Учитель: Демидова Наталья Евгеньевна
Курск, 2017
Внеурочное занятие по чтению (курская хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка»)
Тема: Знакомство с хрестоматией для чтения в начальной школе «Соловушка».Виктор Фесенко « Жаворонки»
Цель: познакомить с новой книгой, с стихотворением В.Фесенко, создать условия для формирования коммуникативной компетенции , учить умению работать с книгой и умению анализировать стихотворение. Предметные результаты:
Учащиеся научатся анализировать стихотворение, узнают интересные сведения о жаворонке, о празднике, который с этой птицей связан.
Личностные результаты:
Готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные УУД:
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книге.
2. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты , понимать прочитанное.
Ход занятия
1. Мотивационный этап .-Здравствуйте, гости и ребята! Сегодня на наше занятие я попросила принести новую книгу для нас. Мы с вами заканчиваем нашу первую книгу «Азбуку», и на уроках чтения у нас появится новый учебник. На занятиях по внеурочной деятельности и на внекласном чтении мы будем работать по этой книге для чтения.Вам хотелось бы узнать поподробней ,что это за книга?
2.Актуализация знаний учащихся
-Прочитайте ,как она называется.( Соловушка).
-Как вы думаете, где эта книга напечаталась, судя по названию?
-Правильно, в Курске. Соловей считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.
-Кто авторы произведений в этой книге? (курские писатели)
-Это сборник одного автора или нескольких?
Ребята, давайте посмотрим, кто составил эту хрестоматию.(учителя нашей школы)
-Где мы можем посмотреть ,какие произведения здесь есть?
-Правильно, откройте содержание. Посмотрите, какие здесь есть разделы. Прочитайте. Посмотрите, перед содержанием есть словарь непонятных слов, сведения об авторах.
3.Открытие новых знаний.
-Наше первое знакомство я предлагаю начать с произведения на с.25(вверху). Давайте прочитаем, кто автор этого стихотворения. (Виктор Фесенко)
-Где мы можем найти информацию об этом авторе? Давайте вернёмся назад, найдём нашего автора (с.138).Учитель читает сведения об авторе.
-Что интересного узнали об авторе?
-Вернёмся на с .25
4.Выдвижение гипотезы
-Прочитайте заголовок и остановитесь! (Жаворонки)
-Сформулируйте для себя, о чём пойдёт речь в стихотворении.( о птицах, о весне…)
-Вспомните всё ,что вы уже знаете на эту тему.(ответы детей)
-Я попросила Мишу приготовить сообщение о жаворонке.(Ученик рассказывает кратко о жаворонке)
-Давайте послушаем песню жаворонка и посмотрим, как выглядит эта птица.(1 мин )5.Проектирование ожидаемого результата деятельности
-А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.
-Давайте приступим к чтению, читая , подчеркните карандашом непонятные слова.
1. Дети читаю первый раз про себя, подчёркивая слова.
2.Учитель читает вслух
Виктор Фесенко
Жаворонки
С весной всё выше солнце,выше,Наступит день пригожий самый –В  подобье  жаворонков  пышекНам испекут на праздник мамы!Так перелётных птиц встречали,Преданье     бережно  хранили –На ветвь сажали, вверх бросали,Из    мелкой  лужицы   поили...И   свет  в очах,  и нам  наука,И  не найдём  вернее средство,Чтоб  к нашим  искушённым    внукамВернулось   солнечное Детство.
-Давайте, выясним значение непонятных слов
Словарная работа
Пригожий –
1) нар.-поэт. Красивый, миловидный, с привлекательной внешностью.2) Ясный, теплый, солнечный (о погоде).3) устар. Такой, как требуется.Преданье - Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче
Искушенным - хорошо знающий что-н., опытный в чем-н.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
-А говорится ли в стихотворении о жаворонке, их описание есть, повадки? (нет)
-Что в стихотворении называется жаворонками, птицы ли? (Пышки)
-Кто –нибудь знает ,что это за преданье ,встречать жаворонков и выпекать пышки ,булочки ,похожие на этих птиц.
Рассказ учителя с показом слайдов.
На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи.
На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.
В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами.
Пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны.
-Давайте послушаем, какие песни-заклички пели, чтобы весна наступила быстрей.
Дети выходят с обрядовым деревом (один ученик вносит обрядовое дерево с ленточками, другие держат на палочках с лентами картинки с жаворонками.Ученик рассказывает у доски про обрядовое дерево.1 ученик. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
2 ученик.
Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам!
3 ученик.
Жаворонки, прилетите!Студену зиму прогоните!Теплу весну принесите!Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела!
4 ученик.
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам
Принесите к нам
Лето теплое,
Унесите от нас,
Зиму холодную,
Нам зима холодная,
Надоскучила,
Руки ноги отморозила!
5 ученик.
Ой вы, жавороночки, жавороночки!Летите в поле, несите здоровье:Первое – коровье,Второе – овечье,Третье – человечье!
-А ещё люди играли в обрядовые игры.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Люди становились парами, брались за руки и поднимали  их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение, музыку ведущий входил  в ручеёк и брал  себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Если останется время
-Давайте вернёмся к стихотворению и к нашим предположениям.
-Что вы предполагали? Что в стихотворении будет говориться о птицах, их повадках, а в итоге стихотворение о древнем славянском празднике.
-Какие эти стихи: весёлые , грустные ,задорные? Или это стихотворение размышление, воспоминание? (автор вспоминает своё детство)
-А вы слышали, что иногда на человека могут сказать ,что он жаворонок. Что люди имеют в виду?
Издавна подмечено, что есть люди, которым ранний подъем доставляет удовольствие, они утром бодры и энергичны, готовы горы свернуть. Таких людей и называют жаворонками, а людей, которые поздно ложаться и поздно встают называют совами.
-Наше занятие подходит к концу. Я вам предлагаю на наше дерево посадить птичек, которые у вас лежат на партах.
6.Рефлексия «Дерево настроения»
Ученики в конце занятия прикрепляют птиц на дерево ( зелёные - материал занятия заполнили, на занятии работали активно, красные – материал не запомнили, работали мало)
-А на память о нашем занятии (хотя ещё рано это делать) я хочу вас угостить жаворонками.