Развивающий потенциал проекта интерактивного обучения «Больше, чем урок»


Кудрявцева Виктория Андреевна,
учитель английского языка,
ГБОУ СОШ №292 с углубленным изучением математики
Развивающий потенциал проекта интерактивного обучения «Больше, чем урок» (педагогическая инициатива)
В статье рассматривается идея взаимодействия учащихся и преподавателей для создания учебных проектов. Большой объем получаемых знаний породил избыток, перенасыщение информационной среды, из-за которого обучающиеся теряют интерес к изучаемым темам. К тому же современные школьники привыкли к тому, что образовательная среда ежедневно предоставляет им разнообразные «развлечения». Особенностью этих «развлечений» является то, что школьник в них является потребителем. Дать возможность учащимся моделировать собственную учебную деятельность – педагогическая инициатива, инновационность которой заключается в том, что школьники сами разрабатывают и организовывают увлекательный учебный процесс для более эффективного, качественного усвоения материала.
1С Федеральные государственные образовательные стандарты и Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"  наглядно продемонстрировали, что традиционные способы организации учебного процесса уже не отвечают требованиям времени и задачам современного образования.
2С Все исследования показывают, что от пассивного восприятия информации очень мало остается и активно используется в дальнейшем. Существует определенная закономерность: человек помнит 10% прочитанного; 20% — услышанного; 30% — увиденного; 50% — увиденного и услышанного; 80% — того, что говорит сам; 90% — того, до чего дошел в деятельности.
3С Эти 90% могут быть достигнуты при условии становления инновационного образовательного пространства, где образование – это сотворчество преподавателя и учащегося. Сущность заключается в том, что дети становятся активными участниками образовательного процесса, не только потребителями информации, но и ее создателями. Интерактивное обучение творчески развивает личность; формирует практические навыки и компетенции; самостоятельность мышления и деятельности».
3799205269875004С Слово «интерактив» английского происхождения (от «interact»). «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность означает взаимодействие.
Интерактивное обучение – это совместная деятельность учащихся и педагогов. Предполагается диалог, а не монолог, обсуждение, а не изложение. Активность преподавателя дополняется активностью обучающихся, даже их активность должна превосходить активность преподавателя, которому отводится роль «дирижера», а всю «пьесу» исполняют дети самостоятельно.
5С Цель проекта интерактивного обучения «Больше, чем урок» - это создание таких условий для обучения, когда учащийся может наилучшим образом применить и раскрыть свой интеллектуальный потенциал и почувствовать себя полноправным участником познавательного процесса, а не отсидеться на задней парте в мечтах о том, чтобы «не спрашивали». Создание учащимися собственных учебных проектов позволяет решить многие 6С задачи:
пробуждение интереса за счет активности учащихся;
эффективное усвоение учебного материала;
осуществление обратной связи;
формирование у учащихся собственного мнения;
формирование необходимых познавательных и деятельностных навыков, навыков общения и взаимодействия;
положительное изменение поведения;
7С Проект рассчитан на учебный год (количество учебных продуктов не ограничено), инициативная группа имеет временный состав и включает учащихся заинтересованных в конкретной изучаемой теме, на данный момент это учащиеся 5-6 классов. На добровольной основе группой руководит учитель английского языка Кудрявцева В.А., по желанию к работе могут привлекаться учащиеся разных возрастов, которые выбирают темы и проекты исходя из сложности и личной заинтересованности.
8С Создание нечто большего, чем урок реализуется в несколько этапов:
1 этап - обсуждение проекта с учащимися – проходит в форме беседы, обсуждения специфики создания учебного проекта;
2 этап – выбор творческой группы, класс проведения, темы, формы реализации и места проекта в урочно-тематическом планировании или внеклассных мероприятиях;
3 этап – создание проекта:
Игра;
Дискуссия, диспут, дебаты;
Кейсы;
Проекты;
Портфолио;
Круглые столы;
Презентации
Интерактивные лекции;
Спектакль
Наглядный, дидактический материал
Киноурок и т.д.
4 этап – обсуждение итогов учебного проекта, успешность реализации.
Ниже приведены примеры учебных проектов, разработанных учениками 5-6 классов школы №292.
13970-54991000
273367532956500Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Пример игры Х,О «Saint Valentine’s Day», разработанной учащимися 5-ых классов.
121920291465000-3581407302500Рисунок 2. Фото со спектакля «How the Grinch stole Christmas», поставленного учащимися 6-ых классов
Рисунок 3. Пример презентации для практики употребления косвенной речи, разработанной на внеурочной деятельности
2175510-18796000-396875-18415000Рисунок 4. Пример дидактического материала к киноуроку по книге “Alice's Adventures in Wonderland”
Работая над реализацией проекта, учащиеся могут столкнуться со следующими трудностями:
Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта, формы проведения, подбора материала особенно на начальном этапе
(для решения этой проблемы учителю желательно иметь “банк проектов”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта);
Технические трудности, в случае если учащиеся не умеют работать с некоторыми компьютерными программами ил приложениями
(в данной ситуации имеет смысл предложить сотрудничество учителю информатики для межпредметной связи);
Различные виды ошибок (грамматические, лексические, орфографические и т.д.)
(все разработки и материалы проверяются учителем-предметником, и выявленные ошибки должны быть разъяснены учащимся и исправлены)
Школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, сравнивать различные мнения, принимать обоснованные решения, участвовать в дискуссиях, общаться и высказывать самостоятельные суждения, работать в команде. Обобщая результаты работы, можно сказать, что проект универсален для любого образовательного учреждения и любой предметной области.