Потенциал работы с жанрами фольклора как средство воспитания и образования гражданина.


Международный семинар « Миссия Университетских Округов в развитии отечественной культуры»

Отечественная культура и перспективы сохранения интеллектуального потенциала нации.
« Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях - и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Афоризм немецкого и французского философа, гуманиста, музыканта и врача, лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера отражает современный принцип образования.
Культура - универсальное понятие, используемое, как научный термин. Но и широко используется в обыденной жизни, в искусстве, в философии. Обычно под культурой понимается все достижения человечества, всё созданное человеком.
Уже в I веке до н.э. Цицерон применил понятие « культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. С течением времени термин « культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества.
Важнейшая цель современного образования и приоритетная задача общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. На современном этапе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ( ФГОС) основным результатом деятельности школы должна стать не сама система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в интеллектуальной, гражданской, правовой, коммуникативной областях деятельности человека.
Общество, человек и культура неразрывно связаны между собой. Корни культуры глубоки. Они отражают особенности жизни людей, её связь с природой. Культура народа красочна, многомерна, уникальна. Эта неповторимость определяет необходимость бережного отношения к ней. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире, передавать её из поколения в поколение. Это память человечества. Сегодня объём знаний стал слишком необъятен. А значит стать универсальной личностью весьма трудно. Но и возможности стать культурным человеком возросли: знания и компетенция, объём и глубина, которых значительна, умения и мастерство, нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.
Культуру никак нельзя создать искусственно или только с помощью науки. Она возникает на основе жизнедеятельности – труда, общения, обычаев. Основным принципом модернизации современной школы является развитие самостоятельности учащихся, формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основных норм, готовность к сотрудничеству, эффективно использовать полученные знания для решения проблем различной сложности.
Развитие способностей детей – путь к повышению интеллектуального потенциала нации. Учебная деятельность современного школьника направлена на исследование. Ребёнок в поисковой деятельности находит знания. Возможности для поиска информации в наше время велики. Современная культура- культура информационного общества. Уровень овладения ею зависти от степени доступа к СМИ, Интернету, книжной продукции.
Коммуникативная функция культуры осуществляется с помощью языка, как главного средства общения. Будучи неотделим от культуры, язык проходит вместе с ней все изменения. Для развития этой связи в работе с учащимися с самого начала школьного образовательного процесса использование фольклора, вовлекает ребят в решение нравственных проблем. Конкретная логическая и образная форма пословиц, поговорок и загадок помогает задуматься над очевидным, увидеть вечное в будничном. Стремление к истине, красота родного языка и жизнь, как способ делать добро. Практическая деятельность учащихся с первого класса направлена на поиск противоречий в нравственной культуре. Добро и зло, глупость и ум. Нравственность – это уважение прав, свобод, достоинства личности. Издавна нашему народу были присущи доброта. Сердечность, доброта, умение сострадать.
Развивая речь на уроках русского языка и литературного чтения с помощью пословиц, поговорок, народных примет, соблюдение календарного и тематического принципа, помогает обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. В последнее время наблюдается интерес людей к народным обычаям, обрядам и приметам.
В народных праздниках, обычаях и приметах сплелись языческие обряды и христианские праздники. Ярким примером подобного слияния можно считать празднование масленицы, которое завершает проводы зимы. Учащиеся с удовольствием участвуют в проведении этого праздника. Подготовка костюмов, работа с фольклорными произведениями, проведение игр, в которые играли наши предки – сохраняет приоритет человеческих ценностей. Принципы уважительного отношения к человеку, любви к окружающей природе реализуются в проведении обрядовых мероприятий.
Обрядовая поэзия сохранила и донесла до нас черты далёкого прошлого. Весь цикл жизни наших предков был связан со временами года. Сочетание фольклорных произведений с литературными произведениями классиков и авторов современной поэзии продолжает работу над культурным развитием учащихся. Создание собственных страничек, посвящённых временам года, развивает кругозор учащихся, обогащает их словарный запас, знакомит с наследием предков.
Творческая функция культуры раскрывается в создании новых ценностей, умении ориентироваться и различать добро – зло, прекрасное - безобразное. С давних времён ребёнку помогает разобраться в этих вечных вопросах сказка. Сказка всегда опирается на вымысел. Зная, как строится сказка, различая добро и зло, современные школьники создают новые произведения. Помимо известных сказочных персонажей дети придумывают своих героев современного фольклора. Работа над сочинением сказок, их постановкой для зрителей вызывает интерес к народной сказке, быту наших предков. Развивает коммуникативные и творческие способности детей.
Опорой нравственности и культуры является семья. Уважительное отношение к браку, укрепление чувства долга, уважительное отношение к старшим, обязательства по отношению к старикам и детям – один из принципов образования. Все наши родственные связи напоминают дерево. Многие дети считают, что у них мало родственников. Они знают маму, папу, бабушек, дедушек. Совместная работа детей с родителями над составлением дерева родословной сплачивает семью. Дети знакомятся с родственниками. А зачастую и взрослые узнают что – то новое о своей семье.
Работа над речью и словом в отдельности даёт широкие возможности для развития творческой деятельности. Эта проблема актуальна, работа по её решению ориентирована на формирование языковой и коммуникативной активности учащихся. Использование культурного наследия в работе по формированию целостной личности, обладающей богатой речью, способной проводить научно – познавательную и исследовательскую деятельность – это способ сохранить культурные ценности страны и развивать интеллектуальный потенциал нации. Потенциал всегда связан с ожиданиями. От современного поколения школьников мы ожидаем внесения в исторический процесс развития страны нового, того что даст предпосылки к движению вперёд. Бережное отношение к культурному наследию и традициям сохранит уникальность страны.

Литература:
1. Л. Г. Алёшина «О вежливости, о такте, о деликатности...» Лениздат,1990
2. А.С. Жданова « Календарь народных примет, обычаев и обрядов» М,: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008
3. Э.В. Соколов « Основы нравственной культуры», статья