Самообразование Воспитательный потенциал уроков иностранного языка






«Воспитательный потенциал
уроков иностранного языка»


Выполнила
Шполтакова Н.В.
учитель английского
языка
МБОУ СОШ №1









Педагогический процесс – целостное явление, нераздельно включающее как обучение, так и воспитание. Принцип воспитывающего обучения был введен в педагогику педагогом и психологом И.Ф.Гербартом, который утверждал, что «из мыслей вытекают чувствования, а из них – принципы и поступки». И что воспитывать можно тем же способом, что и учить.
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.
Урок – ключевой элемент воспитания. Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность.
Важно очертить наше представление о воспитании: что оно такое?
Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее таким новообразованиям в структуре личности, как: знания о мире; умение взаимодействовать с миром; ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается поднятья на уровень культуры, и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.
Социальная сущность иностранного заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Мы рассматриваем более подробно лишь первый компонент, а именно: воспитательный компонент, цели которого заключается в следующем:
-в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
-в воспитании культуры общения;
-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
На уроках иностранного языка есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память.
Воспитание личности предполагает:
1.развитие психики личности;
2. формирование мировоззрения;
3.формирование чёрт характера;
4. развитие эстетических взглядов;
5. развитие способностей и склонностей;
6. развитие потребностей к самообразованию.
Все эти задачи решаются одни предметом «иностранный язык». При обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется как средство приобщения к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения в процессе общения. Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают материал, который демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности поведения, связанные с народными обычаями, традициями, суевериями, социальной культурой общества, этнической принадлежностью. Прежде всего, это происходит с помощью аутентичных материалов(оригинальных текстов, аудиозаписей, видеофильмов), которые являются информативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию. Культура общения участника коммуникации выходит на более высокий уровень, который требует от него терпимости к непохожести собеседника; уважение к культуре партнёра по общению; принятие различий в стиле жизни, одежде, образе мышления; преодоление стереотипов в отношении другого народа и культуры; проявление интереса к собеседнику и его стране.
Методическое решение проблемы развития и воспитания школьников на уроке иностранного языка реализуется в целостности учебно-воспитательного процесса. Именно системный подход позволяет использовать наиболее полно факторы обучения, несущие воспитательный потенциал. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии личности, они выступают как составные элементы мировоззрения личности, отношения к другой стране, к другим нациям и народам. Особую значимость имеет использование краеведческого материала при обучении иностранному языку «История города Архангельска», «Праздники в России», «Природа Архангельской области», «Экологическая ситуация в моём родном городе». Всё это способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор учащихся и развивает их познавательный интерес. Учащиеся должны знать как страну изучаемого языка, так и свою страну.
На уроках иностранного языка мы формируем правосознание и воспитываем гражданскую ответственность, путем воспитания у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
Возможные мероприятия по реализации этой программы на уроках английского языка:
«Мой режим дня». Учащиеся составляют режим дня. Беседуем, как они соблюдают дня. (6, 4 кл.)
«Кто я?», «Какой я?», «Мое хобби».
3)Профессиональное самоопределение. (9 – 11 кл.)
4) «Гигиена».
5) «В здоровом теле – здоровый дух». Спорт, здоровье.
Не оставляем без внимания при обучении иностранному языку и такой аспект как формирование гражданского отношения к своей семье. Возможные мероприятия: «Я и моя семья» 2-5 кл.( рассказы о семье, коллажи по темам, поздравление мам и бабушек, пап и дедушек, изготовление открыток), «Я и мои родственники». 9-11 кл. (сочинение), «Фотографии семейного альбома». 3-5 кл.
Несомненно, мы можем и должны воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. И помогают нам в этом на уроках иностранного языка инсценированные сказки стран изучаемого языка, изучение народных праздников (Рождество, пасха), знакомство с жизнью ти творчеством известных художников, музыкантов, писателей и поэтов страны изучаемого языка.
Нужно не забыть и о формировании у учащихся гражданского отношения к школе: формировать осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья. При этом помогут сочинение «Мой школьный дом», проекты «Наша школа в будущем», конкурс сочинений «Моя любимая учительница»
Уроки иностранного языка помогают нам сформировать у учащихся гражданское отношения к планете Земля: воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой; формировать эстетическое отношение к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Например, подготовить доклад «Природа Севера в опасности», проект «Береги природу – наш дом».
Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует развитию всех указанных выше черт личности. Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения.





Список литературы

Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.
Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.
Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
Бим ИЛ. Обучение иностранным языкам : поиск новых путей. // Иностр.яз.в школе, 1989,- М. - С.19-26.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр "Академия", 2009.С-59.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы.-М.: Просвещение, 1978.-159 с.