Доклад на тему «Изотерапия – как одна из эффективнейших форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей в школе 8 вида»


Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1»
ДОКЛАД
Тема: «Изотерапия – как одна из эффективнейших форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей в школе 8 вида»

Подготовила: Серебрякова Любовь Витальевна
Тьютор
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
На современном этапе для педагогов одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта. И здесь закономерно возникают вопросы:
Как помочь ребёнку с умственной отсталостью адаптироваться
и социализироваться в условиях массовой школы?
Как помочь такому ребенку открыть себя наиболее полно
в новых для него условиях?
Как создать благоприятные условия для динамики творческого роста такого ученика?
Как поддержать его пытливое стремление узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?
Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, как один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития любого ребенка. Часто изобразительную деятельность детей называют «изотерапией», так как она позволяет любому ребёнку, независимо от его интеллекта без слов выразить свои мысли, свои желания, мечты.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Много лет назад один мудрец сказал: «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею изобразительной деятельности. Поэтому, именно она очень важна для всестороннего развития и воспитания ребёнка с нарушением интеллекта.
Цель изотерапии:
Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Задачи:
создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим.
воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Для поддержания постоянного интереса у детей с умственной отсталостью к изобразительной деятельности и достижения наилучших результатов у них, необходимо использовать нетрадиционные техники рисования такие как:
-Марания - в буквальном понимании «марать» - значит «пачкать», «грязнить», при помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.;
-Штриховка, каракули; штриховка - это графика, изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.
-Рисунок на стекле - используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность;
-Отпечатки листьев Особенно приветствуется при изотерапии, когда ребенок изображает абстрактные понятия - "добро", "зло", "счастье", эмоциональные состояния и чувства - "радость", "гнев", "удивление" и пр. Подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
-Оттиск печатками из картофеля ("печатки")
Способ получения изображения. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка
-Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются и др. техники рисования; - рисование ладошками и пальчиками; - штамповка; - монотипия (от греческого «monos» - один, «typos» -  отпечаток;- ниткография(рисование нитками);- набрызг;
Кроме того, проведение таких коррекционно-развивающих занятий способствует, во-первых, снятию детских страхов, развивает уверенность
в своих силах, а также:- развивает пространственное мышление; - учит детей свободно выражать свой замысел; - побуждает детей к творческим поискам и решениям; - учит детей работать с разнообразным материалом; - развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятия цвета;
- развивает чувство фактурности и объёмности; - развивает мелкую моторику рук; - развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;- во время работы дети просто получают эстетическое удовольствие.
А главное, дети учатся общаться!
Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:
Изотерапия способствуют развитию критичности умственно отсталых детей, укреплению навыков их самоконтроля и повышению самооценки. С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Таким образом, изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с умственно отсталыми детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.