ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Общественно-политические, экономические, социальные преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время, требуют изменения подходов в образовательном процессе в современной школе. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации общества признается свободная и образованная личность, способная жить и творить, принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира. В данном контексте особую важность приобретает проблема воспитательного потенциала урока.
Каков воспитательный потенциал урока иностранного языка? На какие виды воспитания нам следует обратить внимание в своей работе? Какие методы, способы и приемы использовать в воспитательных целях?

Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока  иностранного  языка.  Воспитательные возможности заключены в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец, в личности учителя и его поведении.
Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. Пожалуй, только история и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.




Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старших классах, звучат многие актуальные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, экологические проблемы. Социальная сущность иностранного заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоцио-нально–ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека [2, с.87].

Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4–х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:

– в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

– в воспитании культуры общения;
– в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
– в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности [3, с.118].

Таким образом, изучая иностранный язык, ученики приобщаются к культуре стран изучаемого языка, учатся реагировать на реплики носителей языка, использовать формулы речевого этикета. Невозможно представить себе человека, вступившего в диалог культур и оставшегося на той же ступени личностного развития. Культура общения участника коммуникации выходит на совершенно иной, более высокий уровень, который требует от него:
– уважения к культуре партнёра по общению;
– принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;
– преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры;
– проявления интереса к собеседнику и его стране; поддержание интереса к своей Родине

[1, с.8].
Таким образом, обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, историeй, литературой других народов. Это создаёт плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся.


Список литературы

Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка/М.И. Евдокимова//Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С.7-9.

Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: учеб, пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/ Б.Т.Лихачев.- М.: Просвещение, 1982. 192 с.

Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе/Е.И.Пассов. - М.: Просвещение, 1988.159 с.

Щекатурова Е.А. Воспитательная работа на уроках английского языка. Режим доступа: http://nsportal.ru/ shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/vospitatelnaya-rabota-na-urokah-angliyskogo.













15