Воспитательный потенциал урока иностранного языка


Воспитательный потенциал урока английского языка
Пустовалов Сергей Владимирович, преподаватель английского языка Астраханский базовый медицинский колледж, 414052, Россия, г. Астрахань АБМК, ул. Н.Островского 111, e-mail: serz2008@rambler.ruАннотация на статью: «Воспитательный потенциал урока английского языка»
В статье рассматривается воспитательный потенциал урока английского языка. Актуальность темы обусловлена необходимостью уделять повышенное внимание духовному и нравственному воспитанию молодёжи на уроках английского языка.
Статья предназначена для преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов, специалистов в области образования.
Ключевые слова: духовные ценности, воспитательный компонент образования, чувство патриотизма.
Summary on article: "Educational potential of a lesson of English"
Pustovalov Sergey V., teacher, Astrakhan basic medical college, 414052, Russia, Astrakhan, N. Ostrovskiy St., e-mail: serz2008@rambler.ruIn article the educational potential of a lesson of English is considered. Relevance of a subject is caused by need to pay special attention to spiritual and moral education of youth at English lessons.
Article is intended for teachers of the highest and average educational institutions, students, experts in the field of education.
«Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.
Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь».
Л.Н.ТолстойKeywords: cultural wealth, educational component of education, feeling of patriotism
Социально-экономические и политические изменения в последнем десятилетии XX века в нашей стране повлеки за собой резкое снижение уровня ценностных ориентиров у молодежи на нашем, так называемом, постсоветском пространстве. В молодежной среде, в том числе и у студенчества, в течение многих лет проявлялось неверие в социальный прогресс, наблюдалась некоторая моральная ущербность. Отсутствие социальной и моральной стабильности в обществе постоянно подпитывало в молодых такое качество, как неуверенность.
Все эти и многие другие проблемы диктуют необходимость уделять повышенное внимание духовному и нравственному воспитанию молодежи - через знания и убеждения, через формирование устойчивой нравственной позиции, то есть через усиление воспитательного компонента образования.
Вот почему основной задачей является формирование у студентов общечеловеческих и духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, патриотизм, гражданственность. Одним из важнейших принципов моей работы стал принцип ориентации студентов на Отечество как на ценность, поскольку именно чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Переосмысливается судьба изменившегося Отечества, его прошлое, настоящее, будущее.
«Воспитать человека интеллектуально,  не  воспитав его нравственно – значит    вырастить угрозу для общества» - Теодор Рузвельт. Педагогический процесс – целостное явление, нераздельно включающее как обучение, так и воспитание. Соотношение обучения и воспитания, безусловно, вневременная фундаментальная педагогическая проблема. Принцип воспитывающего обучения был введен в педагогику педагогом и психологом И.Ф.Гербeртом, который утверждал, что «из мыслей вытекают чувствования, а из них – принципы и поступки». И что воспитывать можно тем же способом, что и учить. Стержнем системы образования всегда выступал процесс воспитания гармонично развитой личности.
Главная задача преподавателя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Но особую актуальность данная проблема приобрела в условиях кардинальных политических, идеологических и социокультурных трансформаций общества и государства, характеризующей быстрой сменой фундаментальных ценностей и парадигм.
И современное обучение должно опираться на новое понимание содержания школьного образования, в состав которого входит не только «знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности», не только «опыт осуществления известных способов деятельности», но и «опыт творческой деятельности», и опыт «эмоционально-ценностного отношения к миру, к действительности»  (М.Н. Скаткин, В.В.Краевский).
Это означает, что механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо выработать на этой основе у обучающихся способность к практическому использованию знаний на благо человека и общества. Поэтому сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующего опыта обучения, приводящего к формированию у студентов определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности.
Россия – многонациональная страна. В ней проживают более 160 народов. А это значит, что система образования страны является  многоязычной. В этой связи встает еще один вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в наших условиях. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы учебных заведений, которая учитывала бы не только фундаментальные российские традиции воспитания подрастающего поколения, но и традиции и ценности народов мира. 
Урок  - это  основная  организационная  форма  обучения.  Он является  не   только    важной   организационной,   но   и,   прежде   всего, педагогической   единицей   процесса     обучения    и    воспитания. Урок  иностранного  языка отличается особенной  спецификой,  которую преподаватель не может  не  учитывать.  
 В  настоящее  время  глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к  иной  культуре  и участие  в  диалоге  культур
 Эта  цель  достигается   путем   формирования способности    к   межкультурной    коммуникации.  
Обучение английскому языку способствует формированию индивидуальных наклонностей, развитию природных задатков, культуры чувств, способностей. На всех этапах обучения английскому языку поощряются любознательность, инициатива, самостоятельность, усваиваются принятые в обществе социокультурные правила и нравственные нормы, осуществляется накапливание учебного материала с целью дальнейшей его систематизации и обсуждения.
Развивающее значение иностранного языка было вскрыто впоследствии со всей глубиной академиком Л.В. Щербой и его последователями. Он писал, что при правильной постановке преподавания английский язык развивает логическое мышление, совершенствует уже сложившиеся мыслительные операции и формирует умение логично строить высказывание.
Успешность воспитательного процесса зависит от нескольких фактов, главными из которых являются: 1)содержание используемых материалов; 2) методическая система обучения и 3) личность преподавателя и его стиль поведения.
  Значимость английского языка как учебного предмета состоит в том, что в ходе обучения изучению подлежат разнообразные темы, затрагивающие всевозможные стороны жизнедеятельности человека. Значительное внимание акцентируется на  культурообразующем характере содержания образования, в котором наряду с ценностями духовной и материальной культуры, познавательной культуры в области основных наук, ведущих сфер искусства, экономической культуры и культуры труда, политической  и правовой культуры.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. В силу своей специфики английский язык обладает в этом аспекте гораздо  большими возможностями, чем другие предметы.
Изучение мировой культуры как ценности позволяет воспитать дух интернационализма, чувство причастности к мировой истории, памятникам литературы и искусства, философии и науке. Интернационалист – это человек, который, владея определенным уровнем языка и культурой другого народа, использует его на благо обоих народов, для укрепления международных связей.
На мой взгляд, для реализации воспитательного потенциала урока английского языка должны быть использованы такие принципы, как:
•  принцип гуманизма,
•  принцип социального закаливания,
•  принцип сотрудничества и
•  принцип ценностной ориентации.
  Принцип гуманизма как признание ценности студента с его сильными и слабыми сторонами ориентирует преподавателя на признание за студентом права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый студент, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.
Принцип социального закаливания  ориентирует преподавателя на включение студентов в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета.
Принцип сотрудничества ориентирует преподавателя на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей.
Принцип ценностной ориентации ориентирует преподавателя на организацию аксиологического общения студентов, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".
Английский язык как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать сегодня для решения многих воспитательных задач, среди которых приобщение студентов к осознанию культурного наследия своего народа и народа других стран, поддержание стремления студентов к осуществлению межличностного общения.
Изучение английского языка позволяет осуществить социокультурное обогащение мировосприятия изучающих язык в процессе совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции. Положительное отношение к другому языку, культуре другого народа, говорящего на этом языке, понимание иностранного языка, потребность пользоваться им как средством общения способствуют приобщению студентов к общечеловеческим ценностям, помогают осознать свою планетарную принадлежность. В настоящее время все более осознается  и все больше внедряется в практику коммуникативный подход в обучении английскому языку. На уроках английский язык приобретает практическую направленность, становясь средством общения студентов с преподавателем, и друг с другом. В процессе обсуждения разных вопросов, связанных с темами занятий, студенты учатся технике общения, его операционной стороне, учатся, например, вести диалог-расспрос типа интервью, проявляя инициативу в запросе информации, учатся обмениваться  мнениями, суждениями. Студенты приобщаются  к чтению иноязычных  текстов. В процессе чтения, они овладевают  приемами работы с книгой, коммуникативными умениями, связанными с поиском информации  в тексте, с проникновением в подтекст для выявления основной мысли, идеи отрывка и т.д. Они учатся выражать свою оценку прочитанного, обосновывать своё мнение, проявлять интерес к мнению других, т.е. овладевают культурой общения, приобщаются к социальному опыту предшествующих поколений, к опыту своих зарубежных сверстников, овладевают современным иноязычным этикетом, что обогащает их речевую культуру. Овладение приемами культуры общения не только способствует развитию практических речевых умений, но и помогает раскрыться разным  сторонам личности студентов.        Обучение английскому языку, организованное путем    межличностного общения на этом языке,  помогает формированию  личности в коллективе и через коллектив, способствует развитию ее самопознания, проявлению разных склонностей и способностей, превращает учение в радость.
Поэтому наша задача - воспитать у студентов не просто любовь к Родине, а показать значимость бесспорных ценностей - семьи, родителей, отчего дома, города, села, в котором живешь. Определяющей целью любого учебного заведения должно стать воспитание человека более совершенной формации, отличного в положительном смысле от человека предыдущих культурных ступеней. "Эта идея, - по мнению И. А. Ильина, - должна быть государственно-национальная, государственно - патриотическая".
 Таким образом, с помощью английского языка осуществляется комплексный подход к нравственному  воспитанию студентов, к их всестороннему гармоническому развитию.
А преподавателям очень важно превратиться в союз единомышленников, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству и следовать  высказыванию В.Г.Белинского: «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность…»
Список литературы
1. Андреев В И  Педагогика:  учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. -2-е  изд. Казань: Центр  инновационных  технологий, 2000/ -608c.
2. Закон РФ "Об  образовании" № 3266 - 1 ( в ред. от 10. 07. 92)  // С.3. -1992
3.Пассов Е.И. Концепция  высшего  профессионального  педагогического  образования  на примере  иноязычного  образования  / Е.И. Пассов. Липецк, 1988- 67 c. 
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка – М. «Просвещение», 2011. – с.31-33.
5. Чарней Р. Педагогика / Педагогика / Р.Чарней. -2007.. -№ 3. -С.51
6. Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with Strangers. – Boston, 1997. – 444 p. 
References
Andreev V.I. Pedagogika: uchebniy kurs dlay tvorcheskogo samorazvitiay/ Andreev V.I.- 2-e izdanie. Kazan: Chentr innovatzionnich technologiyZakon RF “Ob obrazovanii” №3266-1(v redaktzii ot 10.07.92
Passov E.I. Kontzeptzia visshego proffesionalnogo pedagogicheskogo obrazhovaniya na primere inoyazhichnogo obrazhovaniya/Passov E.I. Lipetzk, 1988-67s.
Passov E.I. Urok inostrannogo yazhika –M, „Prosvezenie“,2001. –s.31-33.
Charney P. Pedagogika/Pedagogika/Charney.-2007-№3.-S51
6. Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with Strangers. – Boston, 1997. – 444 p.