Конспект доклад на тему Моделирование как форма работы с детьми старшего возраста


Доклад на тему «Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель Маликова Татьяна Николаевна
Важнейшей задачей дошкольного воспитания в настоящее время является формирование экологического сознания. Началом формирования экологического сознания личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. (2слайд)
Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников.
Актуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного формирования личности. На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
В основу моделирования положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, предполагая:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в основном строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование и имитация. Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.
Цели моделирования: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. (3слайд)
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных; Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, бережное отношение к природе, понимать её уникальность, неповторимость. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов (например: насекомые – птицы – деревья, бабочки – цветы) подвести детей к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе; научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста модель используется как наглядно-практическое средство познания выполняя свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: (4слайд)
чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
простота и доступность для создания и действия с ней;
ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены;
облегчать познание
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами. Для успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы детям предлагались разные виды моделей (Предметные, предметно-схематические и графические)
Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. (5 слайд)
Например, наблюдения за моделью (птицы, рыбы, деревья, цветы и т. д.) дети сравнивали модель по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие.
Предметно-схематические модели, в которых представлены существенные признаки в виде предметов– макетов. (6 слайд)
Наиболее приемлемым и доступные является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о закономерностях происходящих явлений. Старшие дошкольники изображают небольшие детские рисунки-символы: веточка с листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.
Изобразительная деятельность детей широко используется при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. (7 слайд)
Графический тип модели передаёт обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений (Графики, схемы, планы). (8 слайд) Пример такой модели — календарь наблюдений, специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе, таблица фиксации продолжительности и т.п. . Можно отметить, что данные модели применяются в дошкольном учреждении и отражают те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.
Моделирование проводится поэтапно: (9слайд)
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача
На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап  самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
В работе с детьми используются следующие форма работы: (10слайд)
Проблемные ситуации беседа и обсуждение;
Экологические экскурсии;
Экологические сказки, игры-путешествия;
Природоохранные акции;
Экологические викторины, конкурсы, КВН,«Поле чудес»;
Коллективные работы листовки, плакаты, буклеты;
Кружки «Юный эколог», «Юный исследователь»;
Практическая деятельность в природе;
Экологическое творчество (выставки и экспозиции);
Ведение экологических карт, календари природы.
Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. (11слайд)
словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
метод наблюдения с подключением различных анализаторов, экскурсии.
проблемные ситуации, эксперименты проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»)
практическая деятельность и поисковая деятельность (экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
игровые методы и игра.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому стараемся ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. Учитывая, что детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании основ естественных и экологических представлений моделирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают  игры-путешествия, театр, сказки, викторины, дидактические игры, и т.д. (12слайд)
Например, экологические сказки дают детям представление о научном видении в занимательной форме, а музыкально-театрализованные постановки помогают раскрыть сложные явления в природе. Читая волшебные сказки старшие дошкольники сами сочиняют эпизоды при этом учатся составлять модель сказки.(13слайд)
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.(14слайд)
Организовывая игры-путешествия у детей формируются экологические представления, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление через модель игровой и доступной для детей форме.(15слайд)
В нашей группе вместе с детьми создан уголок моделирования с помощью которого решаются задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта. В уголке находятся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей), изобразительные средства.
Практическая деятельность в природе проводится через обучение детей осознавать бережное и заботливое отношение к растениям, животным и желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Дети прослеживают и начинают понимать зависимость жизни и состояния растений, животных от труда человека. (16слайд)
Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Организация календарного наблюдения за птицами и зимней подкормки, а также правильная организация детей старшего дошкольного возраста и их деятельность оказывает реальную помощь в сохранении видового разнообразия птиц. (17слайд)
Индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности является показатель сформированности у него экологических представлений.
Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе отведено опытам и экспериментам и пониманию природных закономерностей, безопасного поведения в окружающей среде. Для этого в группе оборудован уголок моделирования в котором проводятся эксперименты и опыты, решая задачи овладения средствами познавательной деятельности. (18 слайд)
Содержание уголка моделирования можно использовать, например: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твёрдые, жидкие и пр.); оборудование для экспериментов (воронки, ёмкости и др.); приборы (лупы, весы, часы и др.); элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо свойств, явлений).На территории дошкольного учреждения для детей создана экологические зона в виде модулей: экологический лес; наша клумба; искусственное озеро. (19 слайд) Дети старшего дошкольного возраста, играя в дидактические игры экологического содержания научились вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети применяют имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, развивая способность умения играть вместе. (20 слайд)
Организуемые ежегодно в ДОУ совместно с детьми и родителями природоохранные акции направлены на сохранение объектов природы.
Например:(20слайд)
«Чтобы деревья росли рядом с нами» (посадка деревьев осенью)
«Цветник» (создание цветочных клумб)
«Берегите природу» (Первоцветы)
«Поможем птицам» (изготовление кормушек и сбор корма для птиц в зимнее время)
«День чистоты» (порядок и уют на территории)
«Аптека для книжки» (уход и обновление) и т.д.
Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов.
Сотрудничество с семьями детей через моделирование по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Результаты показывают, что применение моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно: положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; формирует цельное представление об экосистемах и временах года.Дети научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада и города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр.(22слайд)
На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Таким образом, видно, что моделирование, как форма экологического воспитания детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.