Методическая разработка «Поддержка детской самостоятельности и инициативы в режимных моментах» (из опыта работы)

Методическая разработка из опыта работы «Поддержка детской самостоятельности и инициативы в режимных моментах»
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 153» г.о. Самара Давыдова Мария Петровна

Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.
Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняет ему большой вред, лишают его возможности научиться делать самому, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности у дошкольников.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, необходимо создать
условия для проявления этой самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи,
закрепить эти навыки в самостоятельной детской деятельности: игровой, двигательной, самообслуживании, познавательной, изобразительной.
Созданные условия для развития самостоятельности должны вызывать у ребенка положительные эмоции:
- например, в процессе умывания ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры,
- лучше будет намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, жидкое мыло;
- старательнее будет вытирать руки, если ему дать красивое, пушистое полотенце;
- быстро сложит игрушки в красивый ящик, стоящий в удобном и доступном месте.
Перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
- мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место; - одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы; - замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому; - своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; - пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом; - правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; - убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
Формируя навыки самообслуживания (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д.), необходимо наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь, объяснить рациональность действий (например, чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в гармошку)
Все обучающие действия очень важно сопровождать вопросами, направляющими внимание ребенка на их необходимость и способ выполнения: почему пуговки нужно застегивать, а шнурки завязывать, зачем руки надо насухо вытирать и т.д.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Мы использовали такие игры, как «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет»
Также используются специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания).
С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Наряду с этим применялись приёмы: чтение художественных произведений (К.И.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая») и использовались потешки и считалки в режимных процессах.
Развивая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
Педагогу очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Вот малыш говорит: «Я сам» - и пытается снять развязанные ботинки. «Хорошо Ванечка делает – сам ботинки снимает», - подбадривает педагог ребенка, незаметно помогая стянуть ботинок с ноги. Дети стараются из-за всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, добиваться результата.
Закрепление полученных умений и навыков происходит в разных видах детской деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, элементарном бытовом труде, самообслуживании и др. Только здесь уже нет руководства воспитателя, а есть похвала, оценка, решение проблемных вопросов и ситуаций.
Свое выступление я хочу закончить словами: «Все, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам!»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115