Способы поддержки детской инициативы

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3-4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка.
Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу.
Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей.
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
4 – 5 лет
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку.
Создавать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр?
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.
Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
5 – 6 лет
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет
Приоритетная сфера инициативы – научение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
Создавать ситуации позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
Обращаться к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.