Статья: Педагогические технологии поддержки детской инициативы


Статья.
(Консультация для педагогов ДОУ.)

«Педагогические технологии поддержки детской инициативы»
(способы и направления)
    Какими компетенциями должен обладать педагог, основываясь на требования, предъявляемые ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования?
    Основными компетенциями, которыми должен обладать педагог при создании условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития, взаимодействие с родителями. Рассмотрим две компетенции: обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка и поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.
 
Умения педагогов
Компетенции


Обеспечение эмоционального благополучия
Поддержка индивидуальности и инициативности

Диагностические
Умение определить признаки эмоционального неблагополучия ребенка:
1. Ребенок боитсяоставаться в одиночестве, в темноте.
2. Ребенок боится сказочных персонажей (Баба Яга, Кащей, Бармалей, Волк).
3. Ребенок трудно засыпает, говорит или вздрагивает во сне.
4. Ребенок вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность, начинает плакать без видимой причины.
5. Обычно уравновешенный ребенок вдруг становится повышенно возбудимым.
6. Ребенок становится очень напряженным при выполнении каких- либо заданий на занятии или поручений в режимных моментах.
7. Ребенок избегает общения со сверстниками, выглядит отстраненным, не принимает участия в общих играх, избегает контакта глаз, не проявляет инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.
8. Ребенок не желает посещать детский сад.
9. Ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками- вспышки гнева, драки, отчаянная обида, негативизм по отношению к чужому замыслу, чужому мнению.
10. Ребенок становится упрямым, грубым по отношению к взрослым и сверстникам, немотивированно отказывается от любого предложения взрослого, несмотря на собственные желания.
 
Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности:
затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,
преобладает исполнительность,
не способны предложить новые способы выполнения поручений,
не задают вопросов.
Инициативные дети:
задают тон в игре,
неистощимы в придумывании сюжета,
инициативны в выборе видов и содержания труда,
демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы,
способны предложить свои варианты выполнения задания,
берут на себя лидерские функции.
Кроме наблюдения, для более глубокого исследования, поможет методика Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив».
Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.
Они выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- познавательная.
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Инициатива
Вид деятельности

Творческая
 
Конструктивная
Музыкальная
Игровая
Художественная

Целеполагания и волевого усилия
Трудовая
 

Коммуникативная
 
Общение

Познавательная
Познавательно - исследовательская
Восприятие художественной литературы

Двигательная деятельность

 

Проектировочные
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ прежде всего необходимо выявить причину, источник негативных эмоций.
1. Ребенок боится одиночества, темноты, сказочных персонажей.
Возможные причины:запугивание ребенка ради дисциплины, недостаток внимания, принятия и тепла со стороны взрослых, ребенок не чувствует себя защищенным, боится наказания.
Варианты взаимодействия воспитателя с детьми:личностно - ориентированное взаимодействие с детьми; непосредственное общение с каждым ребенком в течение дня; принятие ребенка таким, какой он есть; не использовать слишком много требований и запретов; использование психологических речевых настроек; игровая терапия; рисование страхов с последующим помещением рисунка на стенд «Уже не страшно».
2. Обычно жизнерадостный ребенок вдруг становится плаксивым, возбудимым, конфликтным.
Возможные причины: ребенок испытал стресс или испуг, связанные с конфликтами в семье, болезнью близкого родственника, просмотром чего-то страшного по телевизору
Варианты взаимодействия воспитателея с детьми: не фиксировать внимание на негативных сторонах поведения ребенка; чаще поддерживать ребенка ободряющими словами, жестами- приобнять, погладить по голове; проявлять чуткость, отзывчивость, выдержку при общении с такими детьми; неодобрения высказывать только доброжелательным тоном.
3. Испытывает негативные эмоции к посещению детского сада: плачет, когда приходит, долго не может успокоится, отказывается от различных видов деятельности, отказывается от еды, не желает общаться со сверстниками, становится напряженным при выполнении какого- либо задания, поручения.
Возможные причины:преобладание авторитарного стиля общения воспитателя с детьми; непоследовательность требований и оценок; жесткие ограничения воспитателем естественной детской активности; грубое пресечение детской инициативы; слишком высокий темп занятий; частые порицания, окрики.
Варианты взаимодействия воспитателя с детьми:встречать детей приветливой улыбкой, обращаться к ребенку ласково, по- домашнему, а не официально; пожалеть, посочувствовать, создать ощущение защищенности у ребенка; обеспечить реальный успех эмоционально неблагополучного ребенка в какой- либо деятельности: художественной, игровой, в труде; чаще хвалить ребенка, сравнивая его не с другими, а с собой, оценивая улучшение его собственных результатов; физический контакт- прикоснуться к руке, обнять за плечи; создать в группе эмоционально- комфортную обстановку: теплое слово, вопрос, улыбка, организация в группе «уголка настроения», «доски желаний»; использование технологии «Портфолио» для фиксации достижений ребенка.
4. Ребенок становится упрямым, грубым, не реагирует на просьбы взрослого или намеренно делает наоборот.
Возможные причины:ребенок не чувствует уважения к себе со стороны воспитателя или других взрослых; воспитатель ведет себя непоследовательно по отношению к ребенку (сегодня не обращает внимания на какой- либо поступок ребенка, а завтра наказывают ребенка за такой же поступок); воспитатель отвергает ребенка; воспитатель излишне контролирует ребенка или, наоборот, не уделяет ему внимания, в отличие от других детей; открытое недовольство результатами работы ребенка (рисунок, аппликация, дежурство по столовой); сравнивание детей между собой.
Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть последовательным, предсказуемым по отношению к ребенку (определить четкие границы, что можно, а что нельзя никогда); давать возможность ребенку на выражение своего мнения, уважать это мнение, не подавлять его своим авторитетом взрослого; не сравнивать детей между собой, принимать ребенка таким, какой он есть; чаще уделять внимание ребенку, подбадривать, хвалить его.
5. Ребенок застенчив, избегает общения со сверстниками и взрослыми, не принимает участия в детских играх, не проявляет инициативу в различных видах деятельности, избегает контакта глаз, боится задавать вопросы, попросить о чем-то, говорит тихо и невнятно.
Возможные причины:низкая самооценка ребенка, сформировавшаяся в результате предъявления завышенных требований к ребенку, постоянное концентрирование на слабых сторонах ребенка, приведение в пример более удачливых детей, прилюдные высмеивания взрослыми или другими детьми оплошностей, ошибок, проступков ребенка.
Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть внимательным к ребенку; разбирать совершенные ребенком проступки без присутствия посторонних людей; не повышать голос; не одергивать ребенка; отношение мягкое, теплое, поддерживающее; не допускать пренебрежительных высказываний по отношению к такому ребенку («Эх ты, опять тебя обидели!»); не торопить ребенка при выполнении какой- либо работы, задания; не проявлять пристального интереса к его действиям, т.к. это заставляет ребенка еще больше волноваться; спокойная уверенность воспитателя в отношении такого ребенка- лучшая линия поведения; обязательно хвалить ребенка за достигнутый результат; постепенно приучать к выполнению поручений (от разовых переходить к постоянным, например, поливка цветов); задания давать лучше не ему одному, а «на пару» с более активным ребенком.
Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности:
1. Трудовая деятельность:
- выбирать оптимальный уровень нагрузки на ребенка (перегрузка вызывает отрицательное отношение к труду, а недостаточная нагрузка вызывает привычку трудиться без должного напряжения).
- систематически, а не время от времени, приобщать ребенка к труду.
- нацеливать ребенка на положительный результат в труде.
- педагог должен выражать уверенность в будущем успехе ребенка.
- положительно оценивать промежуточные результаты детей, т.к. труд может быть отсрочен во времени.
- поощрять проявление инициативы.
- вовремя оказать косвенную помощь, подсказать желаемое действие, но не брать инициативу на себя.
2. Общение:
- педагогическая технология О.М.Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы (такие, как ситуации общения, игровые обучающие ситуации, творческие мастерские, интегрированные занятия с элементами кооперации).
- развивать у детей умения сотрудничать, слушать, высказываться при помощи игровых заданий и упражнений, которые можно использовать на занятиях и в ходе режимных моментов.
- создание ситуаций в повседневной жизни, заставляющих детей вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
- большую роль играет пример воспитателя: воспитатель использует в речи этикетные формулы- приветствие, прощание, благодарность и т.д.; воспитатель устанавливает контакт с детьми при помощи слов и жестов; выражает свое настроение в общении с детьми и окружающими; воспитатель внимательно относится к собеседнику, как ко взрослому, так и к ребенку. Постепенно дети перенимают манеру общения воспитателя, используют те же вербальные и невербальные средства общения.
- поощрять и не прерывать деловое общение детей между собой.
- принимать и поддерживать ребенка в его стремлении общаться.
3. Игровая деятельность
- создание в группе условий для свободного выбора игры.
- не препятствовать выбору партнеров для игры по своему усмотрению.
- предоставлять детям самим распределять роли в игре.
- при необходимости изменять сложившиеся между детьми неблагополучные отношения, действовать как равный партнер (например, предложить распределение ролей жребием, считалкой).
- игре с правилами необходимо научить детей (несколько раз проигрывается при участии взрослого, а потом дети по своей инициативе выбирают данную игру).
- давать детям пример «расшатывания» игровых стереотипов (показывать новые правила игры, а позже дети сами научатся придумывать свои правила в уже знакомой игре).
- увлекать детей игрой с незнакомым им материалом, занимая позицию «не знающего правил» («Мне дали игру, а не сказали, как в нее играть»).
- технологии Н.Михайленко и Н.Коротковой: «Организация сюжетной игры в детском саду»,
«Как играть с ребенком», «Взаимодействие взрослого с детьми в игре».
- основной метод руководства детской игрой- метод проблемных ситуаций (по ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, готовить условия для ее достижения, усваивает новые способы действий. Если ребенок не проявляет познавательной активности, то он не может выйти из проблемной ситуации. Игровые проблемные ситуации постепенно усложняются, дети с удовольствием их решают, проявляя максимум инициативности и самостоятельности.
4. Познавательно- исследовательская деятельность:
- создание предметно - пространственной развивающей среды в группе, направленной на развитие познавательной деятельности (организация мини- лабораторий, внесение материалов для свободного экспериментирования детей. Дети должны находиться в постоянном поиске ответов на свои вопросы. И не нужно давать эти ответы в готовом виде, нужно давать детям возможность отыскать их самим).
- учить ребенка сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания (например, ребенок знает, что железо в воде тонет. Но ведь корабль из железа, а плавает! При организации соответствующих опытов, можно поразмышлять над тем или иным вопросом).
- использовать метод проблемного обучения (знания даются не в готовом виде, а в виде проблемы. Тогда обучение становится творческим поиском, оно становится интересным, пробуждает инициативу и жажду познания).
- поощрять активность ребенка в процессе деятельности.
- широко используется метод проектов, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
- для развития инициативности в познавательной деятельности воспитателем предлагаются различные ситуации (реальные события- предстоящий Новый год, специально смоделированные события- воспитатель приносит в группу предмет, дети хотят узнать, что это и что с ним делать).
- отдавать предпочтение групповым формам работы (ребенок учится сопоставлять свое мнение с мнениями других).
5. Конструктивная деятельность:
- учить детей использовать различные виды материалов для конструирования.
- материалы должны быть доступны для ребенка и находится в поле его зрения.
- чтобы ребенок научился конструировать сам, по собственной инициативе, важно показать ему основные принципы работы с материалами. Усвоив общие способы действия, ребенок научится использовать их в самостоятельной деятельности.
- важно дать детям общее представление о предмете, отображаемом в конструктивной деятельности( о его признаках, отдельных частях, их формах и т.д.).
- воспитатель учит детей коллективно работать, вместе обсуждать замысел, мотивировать свои предложения).
6. Художественная деятельность:
- использование наглядности в работе с детьми.
- воспитывать интерес к результату, к продукту деятельности.
- поощрять проявление творчества в работах детей.
- создание условий в группе для самостоятельного выбора материалов для художественной деятельности (обустройство в группе детской мастерской).
- обновление материалов в зоне художественного творчества.
- поддерживать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- учить детей действовать не только по указанию воспитателя, но и без его помощи.
- использование метода формирования самостоятельных действий («Подумай, как нарисовать дремучий лес»- «Деревья должны стоять тесно, ветки на них густые, темные».
7. Музыкальная деятельность:
- оборудование музыкального уголка в группах с достаточно частым обновлением атрибутов.
- создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям.
- создать в ДОУ обстановку, максимально наполненную музыкальными интонациями (прослушивание музыки во время занятий и в режимные моменты- физкультурные занятия, зарядка, утренний прием детей и уход домой сопровождаются музыкальным фоном, организация музыкальных праздников, инсценировок с музыкальным сопровождением).
- побуждать детей оказывать помощь друг другу в освоении новых музыкальных инструментов.
8. Восприятие художественной литературы:
- прививать детям любовь к художественной литературе: больше читать детям
- обустройство в группе уголка для чтения (удобство, изолированность от других зон, предполагающих физическую активность детей, разнообразие книг, журналов, варианты разных изданий одного и того же произведения).
- выразительное чтение произведений воспитателем, чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка.
- использовать понравившиеся детям литературные образы в других видах детской деятельности: художественной, музыкальной, игровой.
- учить бережному отношению к книге.
- завести в группе традицию отмечать праздники, связанные с книгой (24 марта- 1 апреля - Неделя детской книги; 21 марта - всемирный день поэзии и т.д.).
9. Двигательная деятельность:
- использование игровых образов при освоении основных видов движений.
- оборудование спортивного уголка дети свободно используют в сюжетно- ролевых играх.
- предоставлять детям на занятиях больше свободы, создавая тем самым предпосылки проявления самостоятельности, инициативности, творчества.
- давать детям возможность самим придумывать двигательные задания.
- придумывание детьми новых подвижных игр по картинам, по иллюстрациям знакомых детям литературных произведений.

Исполнительские
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду обеспечивается через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- понимание потребностей каждого ребенка;
- установление доверительных отношений с каждым ребенком.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
- Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.

Коммуникативные
Для обеспечения эмоционального благополучия:
- Общение воспитателя с детьми должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества;
- Каждый воспитатель должен уметь хвалить, ободрять, поощрять («Отлично справился с заданием!», «Ты сегодня нам очень помог, без тебя бы мы не справились», «Завтра получится еще лучше!»- в зависимости от ситуации);
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития («Сегодня у тебя получилось гораздо лучше!»);
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы, дать ему возможность высказаться
(не прерывать высказывания ребенка фразами «Спросишь позже, я еще не закончила», «Не перебивай меня»);
- Не обсуждать неправильные поступки ребенка при других детях, не унижать ребенка;
- Инструкции даются в форме предложения, а не распоряжения, приказа (не «Сегодня мы с вами будем делать», а «Давайте сегодня»);
- Порицания должны относится не к личности ребенка, а к его поступкам (не «Ты обманщик», а «Мне было очень неприятно узнать, что ты сказал неправду»)
Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы:
- Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку.
- поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности.
- проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка.
- чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах.
- в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах.

Рефлексивные
Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:
- правильно ли были подобраны способы установления контакта с ребенком, имеющим проблемы в эмоциональной сфере?
- правильно ли я определил причину эмоционального неблагополучия ребенка?
- правильно ли я общался с ними?
- достиг ли я положительного результата в работе?
- что мне удалось/ не удалось?
- какой способ общения нужно выбрать, чтоб достичь положительного результата?
Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:
- Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности?
- проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности?
- какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?

 

15