Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с умственной отсталостью.


Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с умственной отсталостью.
При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:
Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Принцип индивидуального подхода – игры и пособия для проявления инициативы подбираются с учетом возможностей детей.
Принцип мобильности-дети всегда могут перенести материал для игры или деятельности в любое место в группе.
В группе созданы условия, необходимые для развития познавательной активности детей, учитывающие следующие факторы:
•предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;
•образовательная и игровая среда стимулирует развитие поисково- познавательной деятельности детей;
•содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
•родители информированы обо всём, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Но в связи с особенностями детей полноценной развивающей среды и условий не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Для детей с умственной отсталостью особенно важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.
Наиболее эффективными формами работы, для поддержки инициативы детей в группе являются:
•совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребёнком;
•совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей – опыты и экспериментирование;
•наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;
•совместная деятельность взрослых и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;
•создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития
Коррекционно-развивающие занятия. В процессе непосредственно организованной познавательной детской деятельности учитель-дефектолог поощряет любое проявление активности, инициативы и самостоятельности. Использует большое количество разных приёмов, соответствующих уровню психологического развития каждого ребёнка.
Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. Педагог вместе с детьми решают интересную проблему, проводят опыты с реальными предметами, делают выводы на основе самостоятельных практических действий.
Наблюдение и труд в уголке природы. Педагог активно вводят в образовательно-воспитательный процесс природные объекты и различную деятельность с ними. Это положительно сказывается на познавательной активности и общем психическом состоянии детей.
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. Педагог дает возможность детям самим придумать, как и из чего сделать поделку. При затруднениях, предлагают выбрать материал (напр. из 2-х и более) и показывают возможные способы действий, оставляя конечный выбор за ребёнком.
Самостоятельная деятельность детей. Педагог организовывают детскую самостоятельную деятельность так, чтобы каждый воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.
Сотрудничество с семьёй. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости,
любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Игровая деятельность. В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. В специально организованной педагогом игре воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Ребёнок учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.
Педагоги используют различные виды игр: подвижные, спортивные,
В группе содержательное наполнение предметной среды организовано правильно, используется ряд эффективных методов и приемов, происходит тесное взаимодействие с родителями, организуется совместная практическая деятельности взрослых и детей. Всё это является важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности