«Поддержка детской инициативы детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Методическая разработка
«Поддержка детской инициативы детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Необходимость поддержания и развития познавательной активности, инициативы детей дошкольного возраста и недостаточность разработок, методических подходов, педагогических технологий по данному вопросу в развитии дошкольников в условиях ДОУ ведет к возникновению противоречий.
Данное противоречие обозначило проблему педагогической деятельности, которая заключалась в поиске оптимального содержания форм, методов, средств, направленных на поддержание познавательной активности, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.
Поэтому возникла необходимость обогащения образовательного процесса проектной и нормотворческой деятельностью, технология которых была создана под научным сопровождением Н. Е. Веракса, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой социальной психологии развития МГППУ и А.И. Булычевой, кандидатом психологических наук, директором Психолого-педагогического учебного центра
· им. Л. А. Венгера «Развитие» (г. Москва).
Проектная деятельность характеризовалась нами как деятельность, направленная на создание по инициативе ребенка совместно со взрослым социально значимого продукта. Суть проекта в том, что дети, самостоятельно преобразовывая окружающую среду, решали исследовательскую задачу, представленную в форме привлекательной проблемной ситуации.

Обеспечение организационно-содержательных условий

Результатом работы на данном этапе являются:
организация предметно-пространственной развивающей среды группы
Для этого в групповом пространстве был выделен центр проектной деятельности, включающий:
- копилку вопросов;
- алгоритм («напоминалку») пошаговой работы над проектом;
- выставку проектов детей;
- героя (игрушку) от лица которого будут проходить встречи в проектной
мастерской.

отражение проектной деятельности в режиме дня группы
В связи с появлением нового направления работы с детьми педагогами пересмотрена сетка организованной деятельности, в которой обозначилось место и время для организации проектной деятельности. Проектная деятельность была включена в алгоритм планирования воспитательно-образовательной работы с детьми

обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках проектной деятельности
На данном этапе важно создать условия для вовлечения детей и родителей в проектную деятельность.

Овладение детьми 5-го года жизни
структурой исследовательской проектной деятельности

Содержание работы с дошкольниками было направлено на:
- обучение детей правильно формулировать вопросы, строить гипотезы;
- формирование умения ориентироваться в окружающем мире;
- активизацию познавательного интереса, развития поисковой деятельности;
- развитие монологической речи.
Учитывая, что социальный опыт детей 5-го года жизни и опыт проектирования еще не велик, основная работа по активизации познавательной деятельности ребенка проводилась на тематических прогулках, беседах, играх, объединенных одной темой.
Цель этой работы заключалась:
- в побуждении детей задавать вопросы;
- в поиске выхода из проблемных ситуаций.
В практике работы с детьми среднего дошкольного возраста прочное место заняли кратковременные проекты.