Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса


Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процессаВведение:
Под образованием в настоящее время понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определённого ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Обеспечить учащихся необходимыми знаниями и умениями, развить творческий потенциал ребёнка, усилить познавательную и исследовательскую активность учащихся, подготовить детей к жизни.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Математика является основой для изучения всех предметов естественнонаучного цикла. В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыков. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Урок, проведённый с наглядными и техническими средствами, ярче, богаче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используются на уроках дидактические игры.
Я бы хотела, чтобы современный ученик учился с интересом, умел самостоятельно добывать знания, смог адаптироваться в современном обществе.
Учитель должен быть компетентным в содержании своего предмета, методологии обучения, демократичным, понимающим ученика. Строить работу на основе мотивации учащихся.
Система работы учителя
Актуальность:
Происходящие в обществе социально – экономические изменения предъявляют к школе совершенно новые требования. Поиск новых форм и приёмов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. В свободной школе, к которой мы идём, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности в условиях гуманизации образования, существующая теория и технология должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, личности саморазвивающейся и самореализующейся. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Выпускники должны быть социально активными, а так же ответственными людьми, обладающими определённым жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.
Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Данный опыт отвечает социальному заказу на общественно-активную творческую личность.
Научно методическое обоснование опыта:
В основе опыта лежит творческий подход к организации учебного процесса, изучение интересов школьников. Мне кажется, что данная концепция может дать учащимся необходимые практические знания и умения, и сформировать у школьников необходимый общеобразовательный уровень культуры.
Изучив работы А.А. Гин « Приёмы педагогической техники», С.В. Кульцевич, Т.П. Лакоцениной «Современный урок», В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики», Т.Д. Гавриловой «Занимательная математика» я пришла к выводу, что нужно использовать различные приёмы, методы, чтобы повысить интерес к предмету, повысить качество обучения.
Уровень творческой новизны:
Проблемно – поисковый уровень. Определился умением самостоятельно найти и сформировать проблему в привычной и нетипичной ситуации.
Условия, в которых создавался опыт:
7 «а» класс – класс обычного обучения, ученики активные, любознательные. В основу работы положено дифференцированное и разноуровневое обучение. Уроки проходят интересно, эффективно, в классе царит атмосфера доброжелательности и уважения. Для различных учащихся характерна разная степень или интенсивность их активного познания. Однако учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной. Как сделать так, чтобы каждый учился с желанием, занимаясь «по силам». Для этого и используются активные формы работы.
Динамика становления и перспективы развития опыта:
Становление происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы, апробирования известных методик и своего опыта. На предварительном этапе учитель проводит диагностику обученности школьников, разрабатывает задания для выявления уровня усвоения знаний. Ведёт наблюдения за степенью познавательной активности учащихся.
Изучался уровень развития логического мышления у школьников – 5 класса, анализировалась и в соответствии с условиями корректировалась имеющаяся научно – методическая база по данному вопросу.
Начала работать по данной теме в 2010 году. Первый год наблюдала за учениками, выявляла и делила учащихся по степени познавательности. Второй год разрабатывала требования к разным уровням познавательной активности, подбирала материал применительно к каждому уровню и начала работу по разным уровням. В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме.
Результативность:
Прежде всего результат выражается в повышении интереса к изучаемому предмету, практически отсутствуют пропуски занятий. Дети раскрепощаются в процессе обучения, идёт развитие творческих способностей школьников. С желанием участвуют во внеурочных мероприятиях. Повышается успеваемость и качество обучения.
Трудоёмкость опыта:
Заключается в поисках дополнительной методической литературы при подготовке к урокам. Надо разрабатывать и печать много карточек-заданий. Все затраты несла сама. Требуется много бумаги для печатания карточек.
Доступность опыта:
Опыт позволяет любому учителю дать возможность проводить занятия более живо, интересно, результативно и может использоваться на разных предметах.
Для каждого ученика глубокие и прочные знания - задача, требующая постоянного совершенствования собственных знаний учителя и серьезного продумывания всех элементов учебного процесса. Все усилия учителя, однако, могут оказаться бесплодными, если первым помощником в решении этого вопроса не будет сам ученик. Основной стимул учения - интерес к знаниям, и он должен систематически развиваться у каждого ученика. Однако главным условием формирования познавательной активности школьников является содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроках, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить интерес учащихся к изучаемому материалу и поддержать его как можно дольше. Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и к уроку вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в тоже время не злоупотреблять трудолюбием ребят.
В 5-6 классах важно не только дать детям твердые знания, но и не отпугнуть школьников холодной твердостью, строгостью царицы наук, увлечь их этим предметом. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости. Хороший настрой на работу показывает организационный момент, проведенный в виде математической зарядки. Для этого учитель заранее готовит карточки с решенными примерами, примеры даются с ответами. Они простые и обычно решаются устно. На одних карточках ответы верные, на – других неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает карточки с решенными примерами, а ученики дают ответ определенными движениями. Например, если ответ верный – руки вперед, если ответ неверный – руки вверх. Сначала дети не могут сосредоточиться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются и темп игры – зарядки убыстряется. В результате 2-3 минут мы получаем класс, полностью подготовленный к работе. Зарядка может состоять из 2-3 упражнений и проводится по самым разным темам. Очень помогает активизировать учащихся во время урока диктанты. Учитель читает: «Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно … »; «Дробь равняется нулю, если …»; « Равенство, верное при любых значениях переменной, называется …»; « Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство, называется …» и др. Задания даются разной трудности: сначала предлагаются очень легкие, а затем все сложнее и сложнее.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим необходимо вести поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботится о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка и игнорировали ее на уроках, так как возможности дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались.
Сказывается отсутствие личного времени учителя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Поэтому учителя математики не так уж часто допускают игру на уроке. Между тем я считаю, что просто необходимо привлекать в учебный процесс элементы игры.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с « серьезным » учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Я думаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой « легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но просто необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В термине « дидактическая игра » подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Дидактическую игру можно использовать на различных этапах урока и с разной целью.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра может носить различные цели на уроке. Например, игра может быть контролирующей, обучающей и обобщающей. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, они направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Участвуя в обучающей игре, дети приобретают новые знания. Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего класса и свои лично. Вместе с тем процесс игры, а затем и ее результаты заставляют некоторых учащихся задуматься о пробелах в знаниях и путях их ликвидации.
Во время игры учитель может применять прием передачи своих функций на школьника. Например, он может поручить ученику проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем. Конечно, такой прием усложняет работу учителя, так как требует гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп (команд) и их руководителей, организации эффективного общения на уроке.
В чем же состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игры вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Рассмотрю подробно структурные компоненты дидактической игры. Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.
Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств оборудования (диапозитивов, диафильмов). Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, схемы, модели, дидактический раздаточный материал.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам умственное удовлетворение, а для учителя является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без какого-либо элемента игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить сценарий игры, указать временные рамки, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания,
активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При угасании интереса ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра потеряет свое развивающее значение. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются очень охотно, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если разговаривать с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях трудно сохранять у детей желание слушать, смотреть, участвовать в игре, уроке. В этом случае игра не приносит никакой пользы и вызывает только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии учащихся и воспитании интереса их к математике.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Для устного счета подбираются такие задания, которые быстро и эффективно настраивают ребят на продуктивную работу в течение всего урока.
Можно провести игру « Обгонялки ». Для этого класс делится на две команды. Учащимся задаются примеры на устное вычисление, кто первый ответит, получает 1 балл. Побеждает та команда, которая набрала большее число баллов. Примеры можно дать такого содержания:
60*30= 27:3=
5*25= 17*3=
75:3= 400-17=
120:4= 12*30=
100*0,1= 22:11=
Игра « Лучший счетчик».
По просьбе учителя каждый ученик дома придумывает 3-4 примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», защищающий честь своего коллектива. Члены других команд предлагают ему свои примеры до тех пор, пока он не собьется. Тогда его сменяет следующий «счетчик» из той же команды. Побеждает та команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров.
Игра « Молчанка».
Каждому ученику дается сигнальная карточка, с помощью которой он высказывает свое мнение (молча) об ответе на заданный вопрос.
Игра « Кодированные упражнения».
Все учащиеся делятся на две команды и каждой группе предлагаются
кодированные задания следующего типа:
1)х-132=а
2)а:12=в
3)в+72=с
4)с*11=
Вычислить при х1=240, х2=360, х3,х4 и т.д. Значение х для каждого варианта выбираются кратным 12 и большим, чем 132. Побеждает та группа, которая раньше всех выполнила задание с наименьшим количеством ошибок.
« Магические квадраты».
Каждая команда должна составить свой «магический» квадрат, используя следующие данные:

457200-508000342900-508000342900-5080003886200-5080003200400-5080003543300-508000800100-508000114300-508000 4 1 4
32004001333500011430013335000
11430015748000
320040067310001143006731000
Перед объявлением заданий учащимся следует показать несколько «магических» квадратов типа:
18288007429500251460074295002514600742950021717007429500
1828800825500
182880014668500
Проверить их правильность («магичность»), несколько раз обратить внимание на «магическую» сумму, но не открывать того факта, что число на пересечении диагоналей в три раза меньше «магической» суммы.
Играть можно в процессе закрепления, обобщения и проверки знаний. Например, после изучения темы « Тождества сокращенного умножения» (7 класс) для закрепления и проверки знаний учащихся можно предложить игру « Смотри не ошибись! ». На доске записано несколько примеров по данной теме:
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
5.______________________________

6._____________________________
7._____________________________
8._____________________________
9._____________________________
10.____________________________
Правила игры: Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше закрывается вначале первая часть тождества и требуется воспроизвести левую, затем наоборот. Далее игра усложняется: закрываются все записи, и требуется по памяти воспроизвести их. Игру ведет учитель. К доске вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием лишает команду 3 очков.
Можно предложить поиграть учащимся 8 класса при усвоении теоремы « Сумма внутренних углов выпуклого п-угольника ». Для этого предлагается игра « Диалог », направленная на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний. По правилам игры каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации для решения поставленной проблемы. В игре учитель как бы не желает выдавать информацию, а ученики умело поставленными вопросами вынуждают его к этому. И если в таком диалоге при минимальном числе вопросов у учеников наступит «озарение», то можно сказать, что учитель выполнил задачу по развитию творческого мышления учащихся.
Игру можно использовать, когда объем материала достаточно большой. После изучения нескольких разделов возникает необходимость повторить теоретический материал, проверить, как учащиеся усвоили правила, формулы, определения. Обыкновенный опрос скучен и не вызывает должного интереса. Тогда можно организовать игру «Математическая перестрелка». Такую игру можно считать теоретическим зачетом, игровым повторением. Заранее определяются те вопросы, которые будут главным содержанием игры. Эти вопросы вывешиваются в классе. Класс делится на 2 команды. Каждому игроку присваивается личный номер. По жеребьевке определяется начинающий игрок. Он имеет право задать вопрос любому игроку из команды соперницы. Через 5-7 секунд должен быть дан ответ. Если участник верно ответил на вопрос, то очередь задавать вопрос предоставляется ему. Если же участник не смог выполнить задание, он выбывает из игры, команда теряет игрока и очко. А игрок команды соперницы отвечает на свой вопрос и имеет право задать новый вопрос другому игроку. Игру оценивает жюри. Выигрывает та
Команда, которая меньше потеряла игроков.
Эффективно активизирует деятельность учащихся на уроке метод создания проблемной ситуации. Я в своей педагогической практике часто использую данный метод. Перед учащимися ставится маленькая проблема типа: «Что бы это означало?» - и совместно с ними стараемся ответить на поставленный вопрос. Этот метод я заимствовала из методической литературы, где опытные педагоги делятся своими находками и у меня есть основание полагать, что он действительно помогает в усвоении учебного материала. В понимании детей – учитель это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решения. Я стараюсь показать, что учитель обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю на доске:
(3х+7)*2-3=17
(3х+7)*2=17-3 умышленная ошибка
(3х+7)*2=14
3х+7=14:2
3х+7=7
3х=7-7
3х=0
х=0
При проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. Среди учеников – ажиотаж. А далее я предполагаю: «А, может быть, я допустила ошибку?» В результате все увлеченно решают пример еще раз самостоятельно и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.
В преподавании математики очень важно добиться от учащихся сознательного и обоснованного решения задач, побуждать школьников опираться в решении задач на изученные определения, теоремы, законы, чтобы приобретенные ими знания неразрывно связывались с практическими навыками. Чтобы работа учащихся была успешной целесообразно предварять ее коллективным обсуждением сущности задания, обсуждением возможных путей решения, обсуждением ожидаемых результатов. Например, ученикам 5 класса при закреплении приемов решения задач с помощью уравнений дается задание: «Изобрази графически число легковых и грузовых машин автопарка, если легковых машин в 4 раза меньше, чем грузовых. » Каждый ученик должен в своей тетради изобразить отрезок в 1 клетку (число легковых машин) и в 4 клетки (число грузовых машин). Учитель, просмотрев рисунки в тетрадях, продолжает чтение задачи: «Найдите сколько легковых и сколько грузовых машин в парке, если всего машин было 525?»
Учащиеся записывают:
х+4х=525
5х=525
х=525:5
х=105
4х=420
Повышение активности может быть достигнуто рассмотрением новых задач, полученных из только что разобранной задачи. Например: «В автопарке грузовых машин на 420 или в 4 раза больше, чем легковых. Сколько грузовых и легковых машин имеет автопарк?» Учащимся сначала предлагается рассмотреть, что изменилось в условии задачи, а затем решить ее самостоятельно.
Можно использовать на уроках нетрадиционные задачи. Решение творческих и нетрадиционных задач разной степени трудности обеспечивает всем детям развитие мышления. Так, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свои творческие способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивости. А дети слабоуспевающие, решая задачи нестандартные, но относительно легкие, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану.
Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают иные планы. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются успешными и верными, а другие – неуспешными, ошибочными. Помимо намерения добиться успешного результата появляются познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности школьника. Устойчивость этого интереса – залог положительного и активного отношения учащихся к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
Большое значение для активизации обучения математики имеет выполнение учебных заданий на материале иллюстраций и записей учебника, демонстрационных обучающих средств (таблицы, диафильмы, макеты, плакаты и др.) Класс не представляет собой однородную массу. Безусловно, имеются учащиеся, у которых интерес к математике зародился еще до ее изучения. Таким ученикам нужны разнообразные и более сложные задания. Например, в 8 классе при изучении темы: «Степень с целым показателем » применяются обучающие карточки. В них три блока:
1.Опорная формула, написанная сверху
2.Решенные примеры
3.Р.С. – реши сам
Ученики получают чистый лист на который накладывают свою карточку, знакомится с формулой и разнообразными примерами, затем решает сам.(см. приложение 1) На таком уроке все учащиеся активно работают, даже те кто имеет пробелы в знаниях, все заняты посильным трудом. При составлении карточек учителю следует учесть уровень подготовленности учащихся. Более сильные ученики получают карточки с заданиями повышенной трудности.
Заинтересованно, активно работают учащиеся 6 класса при изучении координатной плоскости. Им предлагается провести конкурс
художников. Все учащиеся получают карточку, на которой даны координаты точек. Если верно отметить точки на плоскости, то получится рисунок того или иного предмета. Эта работа требует от учащихся знания изученного материала, вырабатывает у них внимание, интерес. Рисунки могут получиться самые разные: самолет, парусник, гриб, лебедь и др. (см. приложение 1)
Изучение теории – один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Дело в том, что обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. При этом учащиеся ничего не осмысливают, отвлекаются, занимаются посторонними делами. Перед учителем встает вопрос: «Как подвести учащихся к изучению нового, как заинтересовать, как привлечь их внимание? » Особенно трудно приходится учителю на уроках геометрии, так как изложение в учебнике по необходимости краткое: объясняется теорема, следом идет доказательство. Как же подвести учащихся к изучению теоремы? При доказательстве теоремы весь материал следует рассматривать поэтапно:
1)Подготовка учащихся к изучению теоремы (повторить изученный материал, изготовить модели и т.д.)
2)Выдвижение гипотезы, открытие учащимися некоторого свойства. Составление и уточнение формулировки теоремы.
3)Работа над формулировкой теоремы (что дано, что требуется доказать, выполнить чертеж)
4)Совместный поиск доказательства
5)Осуществление доказательства, обоснование каждого шага
6)Анализ своей деятельности в процессе поиска доказательства (составить план, сделать выводы)
7)Построение схемы связей данной теоремы с предыдущей. Рассмотрение обратных теорем
8)Получение следствия, решение задач на примере теоремы
9)Сообщение исторических справок
10)Самостоятельное изучение теоремы учащимися
Например, при доказательстве теоремы о равенстве треугольников нужно убедиться, что ученики хорошо владеют понятием «равенство треугольников». Ученикам предлагается рассмотреть два треугольника АВС и АДС (см. приложение 1)
Они равны?
Нет.
Объясните почему.
АВ и АД не равны.
Но у них сторона АС общая?
Ну и что. Должны быть равны все соответствующие стороны и углы.
При таком подходе теорема « не сваливается сама с потолка», а возникает естественно как бы сама собой. Анализ теоремы, выделение приемов доказательства помогают в отдельных случаях найти другой способ доказательства теоремы. Например. Чтобы доказать, что сумма углов треугольника равна 180 градусам, можно использовать такие приемы рассуждений: показать, что сумма углов треугольника может быть сведена
1)к сумме двух односторонних углов при параллельных прямых
2)к сумме смежных углов
3)к сумме углов, составляющих развернутый угол
Все эти обоснования делаются силами учащихся. Учащиеся ищут способ доказательства, а учитель играет роль направляющего и корректирующего.
При доказательстве теорем учитель может направлять деятельность учащихся постановкой соответствующих заданий для самостоятельной работы, проводит контроль за этой деятельностью и дает необходимые консультации. Рассмотрю изучение теоремы Пифагора: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.»
-Нарисуй прямоугольный треугольник. Обозначь катеты этого треугольника а, в и гипотенузу с.
-Постройте квадрат, сторона которого равна (а+в)
-На стороне квадрата отметь по одной точке, делящей эти стороны на отрезки а и в так, чтобы к каждой вершине квадрата примыкали отрезки а и в.
-Соедини отрезками точки, расположенные на соседних сторонах квадрата. Посмотри, на какие фигуры при этом разобьется исходный квадрат. Покажи, что полученные треугольники равны исходному прямоугольному треугольнику. Укажи признак равенства треугольников.
-Чему равны стороны полученного внутреннего четырехугольника? Чему равны углы этого четырехугольника? Какой из этого вывод о внутреннем четырехугольнике можно сделать?
-Рассмотрим теперь вопрос о том, как связаны между собой площади полученных треугольников и квадратов. Обозначьте: S – площадь исходного квадрата, Sт – площадь исходного треугольника, Sк – площадь внутреннего квадрата. Учитывая, что исходный квадрат составлен из 4 равных треугольников и внутреннего квадрата, установите связь между их площадями и выразите S через Sт и Sк.
Бит - урок.
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество бит - урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.
Урок – аукцион.
До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.
«Мозговая атака».
Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончанию отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются предложения и команды меняются ролями. Предоставляется учащимся на уроке возможность предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к учителю, но и делает обучение «комфортным».
Урок типа «Что ? Где ? Когда ?»
Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются орбиты.
4. Игра «Что ? Где ? Когда ?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово учителя.
Уроки – деловые игры.
Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.
Урок – экскурсия.
Или заочное путешествие (может очное).
План проведения.
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки и сувениры на память.
Уроки типа КВН.
1. Приветствие команд.
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание.
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.
Урок «за круглым столом».
Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.
Урок семинар.
Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итого урока, и нацеливает учащихся на подготовку к уроку – зачету по данной теме.
Урок – зачет.
Проводить его можно в разных вариантах. Первый – когда экзаменаторами выступают свободные от уроков преподаватели. Второй - экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце каждого урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый пример решает консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.
Интегрированные уроки.
Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по математике, физике, информатике и т.д.
Урок – лекция.
Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции нежелательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть монологичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащихся. Например, лекция по теме «Декартовы координаты в пространстве»:
1. Введение декартовых координат на плоскости.
2. Введение декартовых координат в пространстве.
3. Жизнь и деятельность Р. Декарта (учащиеся).
4. Формула расстояния между двумя точками.
5. Формулы координат середины отрезка.
6. Преобразование фигур в пространстве.
7. Использование декартовых координат в других науках.
Использование учащихся для контроля.
Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записываются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего задания, оценивают работы после математического диктанта, самостоятельной работы, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадами повышают интерес и познавательную активность учащихся.
Математический бой; уроки взаимоконтроля и т.д.
Некоторые учёные определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Игровые моменты. Обязательны игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. Их можно применять в пятом классе, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение, и дети смогут более продуктивно работать дальше.
Игровые приёмы. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнений, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, группы игр на обобщение предметов по определённым признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Использование игровых приёмов – забота каждого учителя. Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.
Игровые формы. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
Интеллектуальная игра – эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьёзные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок игровых приёмов и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Игровые формы занятий обеспечивают активное участи в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Игра – самостоятельный вид развивающей деятельности детей разных возрастов, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения, в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношения людей. Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.
Игра всё ещё имеет большое значение в жизни учащихся и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для ученика. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование интеллектуальных игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Ряд учёных рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
Познавательная активность отражает определённый интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширению кругозора.
Причины низкой активности школьников:
- утомление в результате однотипной работы;
- учебный материал слишком сложен и непонятен ученикам;
- учитель предъявляет слишком жесткие требования, у детей возникает чувство страха;
- нет занимательности в изучаемом материале;
- нет проблемности в подаче учебного материала;
- материал слишком легкий для учащихся;
- неудачные речевые выражения учителя, которые способствуют снижению у школьников учебной мотивации.
Методы заинтересованности на протяжении всего урока:
- материал подавался проблемно;
- были подобраны занимательные факты, вызывающие интерес у учащихся;
- учитель использовал смену видов деятельности;
- использовал игровые методы, состязательность;
- поощрял учащихся при возникновении неудач и трудностей, помогал тем, кто не справлялся с работой;
- поощрял проявление интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся;
- предлагал достаточно трудные, но посильные задания;
- оценивал ответы учеников, подчеркивал, что у них лучше;
- показывал конкретные и доступные для учащихся пути улучшения учебных результатов;
- удачные речевые выражения учителя, которые способствовали поддержанию учебной мотивации.
Большую роль в развитии познавательной активности учащихся играют внеклассные занятия, нетрадиционные формы проведения уроков. Широкое применение на практике получили уроки-соревнования, уроки-КВН, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-сказки и т.д. (см. приложение 1).
В данной работе я попыталась показать, что математика не является наукой скучной и сухой, попыталась рассмотреть основные факторы, позволяющие активизировать деятельность учащихся на уроке, делать восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Активизация учебной деятельности учащихся положительно влияет на повышение качества знаний, умений, навыков школьников, развивает умственную деятельность. Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-познавательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому учителю необходимо работу на каждом уроке организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица ребят, когда же ученики работают азартно, увлеченно, то учитель испытывает удовлетворение от своей педагогической деятельности. Умение увлечь учеников работой и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство к которому нужно стремиться.
В процессе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать вышеизложенные методы и приемы. Многие задания уже опробированны и дают положительный результат.
Литература:
1. Ю.К. Бабанский Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва «Просвещение» 2005
2. Т.Д. Гаврилова Занимательная математика. Волгоград «Учитель» 2008
3. А.А. Гин Приёмы педагогической техники. Луганск «Учебная книга» 2011
4. В.Г. Коваленко Дидактические игры на уроках математики. Москва «Просвещение» 2000
5. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок. Ростов-на-Дону «Учитель» 2010
6. С.С. Татарченкова Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург «Каро» 2005
7. В.В. Шоган Технология личностно ориентированного урока. Ростов-на-Дону «Учитель» 2003