Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми на уроках биологии Учитель биологии МБОУ «Лицей №2» г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края


Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми на уроках биологии
Учитель биологии МБОУ «Лицей №2» г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края
Поддержка талантливых детей-одно из направлений в национальной образовательной инициативе президента Д. А. Медведева «Наша новая школа». Одарённые и талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В рамках данного направления педагогами«должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности».
Каждое образовательное учреждение, в том числе и наша школа, активно работает в этом направлении, об этом говорят многочисленные победы в конкурсах различных уровней – от муниципального до Всероссийского. Но также все мы сталкиваемся с рядом проблем в работе с одарёнными учащимися. Особенно остро они стоят в сельской школе в силу специфики организации в ней образовательного и воспитательного процессов. Об этих проблемах и хотелось бы и поговорить.
Об одарённости, наверное, написано всё или почти всё. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, а для сельской школы особенно. Почему?
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей предполагает деятельность в самых разных направлениях: взаимная деятельность ребенка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.Особое место в работе с одаренными детьми, развитии их творческих способностей при обучении биологии, стоит отвести организации проектно-исследовательской деятельности. Ребята, под опытным руководством учителя, выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой творческий исследовательский проект.Работая с одаренными детьми на уроках биологии, учителю необходимо организовывать и активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им, проблемные вопросы и задания, заставляющие активно работать мысль, стимулировать познавательную потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то изучать (например, поведение животных, жизнедеятельность растений), придумывать собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты. Нужно учесть, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ.В ходе работы с одаренными детьми, учителю необходимо акцентировать внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на уроках биологии интересные и новые факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.Основная задача учителя, работающего с одаренными детьми, постоянно организовывать работу, направленную на развитие творческого мышления, включая в учебную деятельность решение различных видов развивающих заданий.Приведем примеры некоторых заданий, которые можно использовать для развития одаренности учащихся при обучении биологии:
Задания на нахождение закономерностей
Закон симметрии – один из законов развития живой природы, в результате простых наблюдений это несложно заметить, чтобы научить этому, необходимо предлагать учащимся решать следующие задачи:а) Найти в окружающей действительности и нарисовать объекты с одной осью симметрии;б) Подумать, что общее имеют: Млечный Путь, морская раковина, горный баран, последовательность чисел 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4.... и т. д.? (последовательность чисел описывает спираль). Попробовать найти примеры спиралей в природе и технике.в) Дорисовать вторую половину рисунка: частей тела, органов животного, растения и т. д.
Задания на конструирование. Например, сконструировать из бумаги или пластилина изображения животных или растений, схему цикла развития животных и т. д.
Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты, делая которые, люди пользовались аналогиями с живой природой.
Задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.
Задания на классификацию, нахождение сходств и различий при изучении объектов.
Задания, направленные на развитие речи и воображения. Например, придумать название к тексту, картине; написать письмо несуществующему животному, составить рассказ, используя понятия, изученные на уроке и т. д.
Таким образом, виды деятельности по развитию одаренности довольно разнообразны и хорошо, если они будут сочетаться между собой.Подводя итог ко всему выше сказанному необходимо отметить, что одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар.