Рабочая программа внеурочной деятельности Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Елисеевская основная общеобразовательная школа



Утверждена приказом № _______ от______
Директором школы: ______ (Вохмяниной Е.Н.)




Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время »
учителя химии, биологии
Богдан Елены Ивановны







2014-2017уч.г.

Пояснительная записка
В школе есть дети, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. И поэтому необходимо применять новые подходы, основывающиеся на педагогике сотрудничества, использовать различные виды работ по развитию способностей школьников, учитывать индивидуальные особенности ребенка, формировать и поддерживать положительные мотивы, привлекать его к активной деятельности, модернизировать формы, методы обучения и воспитания, создавать необходимые условия для развития личности.
Для подросткового возраста ведущими типами деятельности являются социально-коммуникативная и проектно- исследовательская деятельность как необходимое условие и средство для профессионального самоопределения.
В работе с одаренными детьми мной используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно: анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, анализ литературных источников, творческие работы, проектный метод, метод прогнозирования, метод исследования проблемы.
На основании выше сказанного можно использовать следующую программу работы с одаренными детьми.
Цель программы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Модель системы работы с одаренными детьми
Направления работы:
диагностика – изучение личности учащихся.
работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
внеклассная работа.
Методы работы:
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ литературных источников;
творческие работы;
проективный метод;
метод прогнозирования;
метод исследования проблемы.
Формы работы:
урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
факультатив;
кружковая работа;
организация временных групп;
свободное самообразование;
проведение предметных недель;
научно-практические конференции;
олимпиады;
интеллектуальный марафон.
Содержание программы
1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в приложении1)
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности (Приложение 2):
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (приложение 3);
задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.
Основной принцип работы – принцип “обогащения”.
Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии и химии.
Критерии эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии на школьном и муниципальном уровне.
План работы с одаренными детьми
на 2015/2017 учебный год


Мероприятия

Сроки

Результат

1
Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей

Сентябрь
Анкетирование уч-ся

2
Создание временных групп для подготовки детей к олимпиадам школьного этапа
Сентябрь-октябрь
Создание группы детей для подготовки к школьной олимпиаде

3
Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Октябрь-ноябрь
Участие детей в олимпиаде

4
Создание временных групп для подготовки детей к олимпиадам муниципального этапа
Ноябрь-декабрь
Работа с победителями и призерами для участия в муниципальном этапе

5
Подготовка и проведение недели науки
Январь-февраль
100% охват детей в подготовке и проведении Недели науки.

6.
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах
На протяжении года
Участие, выявление победителей и призеров.

7.
Подготовка и проведение Недели биологии в школе
Февраль-март
100% охват детей в подготовке и проведении Недели науки.

8.
Организация и участие в выездных районных мероприятиях по подготовке детей к олимпиадам
На протяжении года
Участие в работе районного мероприятия по подготовке детей к олимпиаде.

9.
Поощрение одаренных учащихся по итогам года
май
Ежегодное подведение итогов за год.

Результат:
Количество детей, выбравших биологию для сдачи экзаменов в 2015-2016г(100%)
Болгов С-«4».; Юркова К.-«3»; Павлов М.-«3»; Рябчиненко К.-«3»
Средний балл-21,3. Результат выше района на 2,8% (18,5%) и краевых на 2,4% (18,9%).
Результаты олимпиад школьного этапа по биологии, химии, экологии
2014-2015г
2015-2016г
2016-2017г.

1.Пархоменко А.
15б
призер
1.Кокарева Ж
58%
призер
1.Смирнова Д.(б)
призер







2.Мамонтова К.(б)
призер

2.Попов А.
13б
призер
2.Попов А.
71%
призер
3.Попов А.(Б)
победит







4.Коростелев К.(х)
призер

3.Залепина Л.
18б
победитель
3. Коростелев К.
68%
призер
5.Залепина Л.(б)
призер







6.Попов А.(х)
победитель







7.Бороздун Н.(э)
призер







8.Смирнова Д.(э)
призер







9.Попов А.(э)
победитель

Результаты олимпиад школьного этапа по химии и физике2016-2017г.
Химия
Физика

1.Коростелев К.
призер
1.Коростелев К.
призер

2. Попов С.
победитель
2. Залепина Л.
призер


Результаты олимпиад муниципального этапа 2014-2015г.
2014-2015г.
2015-2016г.

1.Попов Александр
54%
Победитель
1.Коростелев К.
призер

2.Залепина Лена
50%
призер










Результаты олимпиад школьного этапа по экологии
2015-2016
2016-2017

1.Попов С.
призер
1. Попов С.
победитель

2.Болгов С.
призер
2.Смирнова Д.
призер



3.Бороздун Н.
призер


Результаты олимпиад школьного этапа по химии
Попов Саша-52% призер
2014г.
1. Всероссийская дистанционная предметная олимпиада «Пятерочка» Зима. Участников олимпиады по биологии-11чел. от общего количества учащихся 5-9 кл.(один победитель).
2015год
1.«Мир вокруг нас. Птицы» - Дистанционный Всероссийский марафон.6 чел. участников(один победитель).
Болгов Сергей-9 кл. -3 место диплом
Коростелев костя-7 кл.-4 место –участник
Конкик В.-6 кл.-4 место –участник
Карабицына Арина-6 место –участник
Кокарева Женя -5 место -участник
Кокарева С.-5 кл.-7 место –участник
2.Общероссийская олимпиада по ОБЖ и биологии «ФГОСТЕСТ»- 7 участников.
2016г.
1.Дистанционный блиц-турнир по биологии «В основе-природа»- 8 чел. участников (один победитель).
2. Краевой турнир по физике -10 чел. участников.
Количество детей, выбравших биологию для сдачи экзаменов в 2016-2017г.(100%)

Работа с одаренными детьми
  Индивидуальная программа развития.
«Одарённые дети»
по биологии
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для проведения индивидуальных занятий с детьми 7-9 класса.
В ней предлагается материал, расширяющий базовые темы биологии основанный на знаниях, полученных при изучении этого предмета. Программа позволяет ученику сравнивать, анализировать, выявлять логические закономерности в заданиях разного уровня сложности, на основе которого впоследствии ученик может участвовать в олимпиадах и конкурсах по биологии.
Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя. Материал подготовленных заданий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий ученику расширить свои знания.
Цели программы:
Получение основных ЗУН по биологии
 Развитие творческих и умственных способностей ученика, привитие интереса к предмету, расширения кругозора ученика;
Задачи программы:
Заинтересовать учащихся, реализовать их смелые замыслы, нестандартное видение предмета.
Развить воображение и логическое мышление.
Получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в области биологии.
Данная программа направлена на развитие умственных способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.
          Содержание курса.
Программа рассчитана на 34 часа в 7 классе и 68 часов в 8-9 классе.
Учебно-тематический план по биологии

темы
Тема
Кол. часов



Теор.
пр

1
Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей
1
1

2
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
2
1

3
Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство бактерии. Царство грибы.
2
1

4
Царство растения. Роль растений в природе и жизни человека.
5
4

 5
Царство Животные. Роль животных в природе и жизни человека:
Подцарство простейшие;
Кишечнополостные;
Тип плоские, круглые черви, кольчатые черви;
Тип Моллюски;
Тип членистоногие;
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы;
Тип Хордовые. Надкласс Земноводные;
Тип Хордовые. Надкласс Пресмыкающиеся;

·Тип Хордовые. Класс Птицы;
Тип Хордовые .Класс Млекопитающие.
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

1

1
1
1
1
1

1

6
Всего 34 часа.
20
14

1
Сходство человека с животными и отличие от них
1


2
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие организма человека.
1


3
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.
1
1

4
Опора и движение
1
1

5
Внутренняя среда организма
1
1

6
Кровеносная система. Транспорт веществ.
1
1

7
Питание. Дыхание.
2
1

8
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела.
2
1

9
Органы чувств, их роль в жизни человека. Взаимодействие органов чувств.
1
1

10
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория поведения.
1
1

11
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
1
3

12
Влияние экологических факторов на организмы.
1
1

13
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира.
1
1

14
Умение анализировать результаты научных исследований, представленные в графической форме.
1
1

15
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.
1
1

16
Умение оценивать правильность биологических суждений.
1
1

17
Умение проводить множественный выбор
1
1

18
Умение устанавливать соответствие
1
1

19
Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
1
1

20
Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных.
1
1

21
Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму.
-
5

22
Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать).

5

23
Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
1
2

24
Умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания, обосновывать необходимость рационального и здорового питания.
1
2

25
Решение тестовых заданий, анализ допущенных ошибок.
10



Всего 68 часов



В программе каждый из разделов имеет следующую структуру:
1. В теоретической части кратко охарактеризованы основные понятия;
2. Затем приведены подготовительные задачи по степени возрастающей сложности;
3. После этого ученик выполняет упражнения на самопроверку.
В основу программы положен развивающий принцип обучения. Содержание курса соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке.
Работая с одаренными детьми больше времени отвожу на индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Совместно с детьми выбираем форму отчета по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. Анализ результатов работы вносим в таблицу.
Данный курс не является конечным, а наоборот служит основой для дальнейшей творческой и умственной работы, являясь как бы фундаментом.
Занятия проводятся 1 час в неделю.
Ожидаемый результат:
Развитие творческих и умственных способностей ученика,
Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
Участие в олимпиадах и достижение результата.
Работа с одаренными детьми
  Индивидуальная программа развития.
Срок реализации -2 года
«Одарённые дети»
по биологии
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для проведения индивидуальных занятий с учеником 8 -9 класса Поповым Александром
В ней предлагается материал, расширяющий базовые темы биологии, химии основанный на знаниях, полученных при изучении этого предмета. Программа позволяет ученику сравнивать, анализировать, выявлять логические закономерности в заданиях разного уровня сложности, на основе которого впоследствии ученик может участвовать в олимпиадах и конкурсах по биологии.
Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя. Материал подготовленных заданий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий ученику расширить свои знания.
Цели программы:
Получение повышенных ЗУН по биологии
 Развитие творческих и умственных способностей ученика, привитие интереса к предмету, расширения кругозора ученика;
Задачи программы:
Заинтересовать учащихся, реализовать их смелые замыслы, нестандартное видение предмета.
Развить воображение и логическое мышление.
Получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в области биологии.
Данная программа направлена на развитие умственных способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля., с использовнием компьютера
Психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Программа составлена для учащегося 8 -9 класса.
Этот ученик имеет высокую подготовку по биологии и проявляет устойчивый интерес к предмету, обладает логическим мышлением.
Саша обучается в данной школе с 1 класса, проявляет стремление к учёбе, имеет прочные знания по предметам. Ответственный, доводит данные ему поручения до конца, стремиться познать то, что ему ещё неведомо. Саша всесторонне развит, имеет огромное желание заниматься.
          Содержание курса.
Программа рассчитана на 68 часов.(2 года обучения)

Тема
теор
Пр.
Примечание.
(Результат)

1
Сходство человека с животными и отличие от них
1



2
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие организма человека.
1



3
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.
1
1


4
Опора и движение
1
1


5
Внутренняя среда организма
1
1


6
Кровеносная система. Транспорт веществ.
1
1


7
Питание. Дыхание.
2
1


8
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела.
2
1


9
Органы чувств, их роль в жизни человека. Взаимодействие органов чувств.
1
1


10
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория поведения.
1
1


11
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
1
3


12
Влияние экологических факторов на организмы.
1
1


13
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира.
1
1


14
Умение анализировать результаты научных исследований, представленные в графической форме.
1
1


15
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.
1
1


16
Умение оценивать правильность биологических суждений.
1
1


17
Умение проводить множественный выбор
1
1


18
Умение устанавливать соответствие
1
1


19
Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
1
1


20
Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных.
1
1


21
Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму.
-
5


22
Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать).

5


23
Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
1
2


24
Умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания, обосновывать необходимость рационального и здорового питания.
1
2


25
Решение тестовых заданий, анализ допущенных ошибок.
10




Всего 68 часов





В программе каждый из разделов имеет следующую структуру:
1. В теоретической части кратко охарактеризованы основные понятия;
2. Затем приведены подготовительные задачи по степени возрастающей сложности;
3. После этого ученик выполняет упражнения на самопроверку.
В основу программы положен развивающий принцип обучения. Содержание курса соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке.
Данный курс не является конечным, а наоборот служит основой для дальнейшей творческой и умственной работы, являясь как бы фундаментом.

План занятий с ребенком по химии, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Занятия проводятся 1 час в неделю.

Тема занятия
Дата

1
Строение атома. Электронные и графические формулы.
3.09

2
Виды химической связи.
10.09

3
Степень окисления. Постоянные и переменные значения.
17.09

4
Валентность. Структурные формулы веществ.
24.09

5
Оксиды. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи.
1.10

6
Кислоты. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи.
8.10

7
Основания. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи.
15.10

8
Соли. Номенклатура. Структурные формулы. Химические связи.
22.10

9
Простые вещества – металлы. Строение – свойства. Химическая связь.
29.10

10
Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. Свойства.
12.11

11
Решение задач на приготовление растворов заданной концентрации.
19.11

12
Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Классификация.
26.11

13
Решение задач по химическим уравнениям. Количество вещества. Молярная масса.
3.12

14
Скорость химических реакций. Зависимость скорости .
10.12

15
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
17.12

16
Растворы. Растворимость веществ в воде. Реакции ионного обмена.
24.12

17
Электролитическая диссоциация. Теория Сванте Аррениуса. Сильные и слабые электролиты.
14.01


18
Ионные уравнения.
21.01

19
Кислоты и основания в свете теории электролитической диссоциации.
28.01

20
Соли в свете электролитической диссоциации.
4.02

21
Оксиды, классификация и свойства.
11.02

22
Решение задач на содержание примесей.
18.02

23
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
25.02

24
Окислительно-восстановительные реакции.
4.03

25
Щелочные металлы. Строение и свойства.
11.03

26
Щелочно-земельные металлы. Строение и свойства.
18.03

27
Алюминий. Строение и свойства.
1.04

28
Подгруппа углерода.
8.04

29
Подгруппа азота.
15.04

30
Подгруппа кислорода.
22.04

31
Галогены.
29.04

32
Инертные газы.
6.05

33
Качественные реакции на ионы.
13.05

34
Решение задач на вывод формул.
20.05


Ожидаемый результат:
Развитие творческих и умственных способностей ученика,
Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
Участие в олимпиадах и достижение результата.
Успешная сдача ОГЭ.












Эђ Заголовок 115