Статья по математике на тему Система работы с одарёнными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Тема: Система работы с одарёнными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Выступление на районном методическом семинаре учителей математики.
Цель: показать систему работы с одарёнными детьми на уроках математики и во внеурочной деятельности, начиная с выявления признаков одаренности и до момента достижения ими высоких результатов в различных интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Актуализация
Благополучие страны, основа ее развития – в интеллектуальном потенциале общества. А он закладывается, формируется в школе. Мы должны выучить, воспитать, подготовить к жизни человека, который будет энциклопедически образованным, гуманным, стойким и мужественным творцом и созидателем.
Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно, сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в учреждениях образования условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению учащихся с признаками одаренности, основываясь на наблюдении педагога, на создание развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] современности.
Рекомендации по работе учителя с одаренными детьми на уроке математики и во внеурочной деятельности (на примере 5-6 классов).
Не так давно политики в области образования провозглашали идею, что все дети равны и в интеллектуальном, и в эмоциональном плане. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные задачи. Однако опыт школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны и нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам. Таких детей принято называть одаренными.
В Послании Президента к Федеральному собранию РФ сказано: «Одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности».
О смене приоритетов в сторону создания возможности для самореализации и развития личности ребенка говорится и в новом Стандарте образования, и в Федеральной целевой программе «Одаренные дети», и в Концепции развития математического образования.
Психологи выделяют несколько видов одаренности. Для обучения математике особенно характерна академическая (математическая) одаренность. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в математике, но при этом иметь плохие оценки по другим предметам.
Анализ нормативных документов и ФГОС приводит к выводу, что работа с одаренными детьми – это социальный заказ, а эффективность ее зависит от тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. В этих условиях организация системной работы с детьми, опережающими своих сверстников, становится актуальной уже в 5-6 классах.
Психологи и методисты в один голос утверждают, что в этом критическом возрасте наблюдаются качественные изменения в процессах внимания, памяти, мышления. В эмоциональной сфере появляется некритическое планирование будущего, стремление к экспериментам, потребность новизны во всем, и, как следствие, стихийное снижение познавательной активности. Такие изменения связаны с резкой переоценкой понятий «взрослость» и «самостоятельность». Именно поэтому необходимо начинать работу с одаренными детьми в пятом, а не в седьмом классе, когда время будет уже упущено.
В процессе педагогической деятельности появились рекомендации по работе с одаренными детьми, которые можно назвать «советами».
«Измени себя, чтобы изменились другие»
Работа с одаренными детьми начинается с изменения системы взглядов и убеждений учителя, так как эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. Известно, что личность педагога является ведущим фактором любого обучения, а дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе, который обладает следующими характеристиками:
четко осознает свои цели и задачи, обладает обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
разбирается в психологических особенностях одаренных детей, учитывает их потребности и интересы;
строит обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
доброжелателен и чуток, эмоционально стабилен, обладает чувством юмора;
имеет высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
стимулирует когнитивные способности учащихся.
Для развития этих способностей необходима высокая познавательная активность детей. Одарённые дети обладают обостренной чувствительностью. Поэтому занятия (групповые и индивидуальные) проводятся в доброжелательной обстановке и создается ситуация успеха. На таких занятиях дети ведут себя свободно, задают интересующие их вопросы.
«Учитель – тонкий психолог»
Педагогу необходимо заранее изучить психологические и возрастные особенности детей, с которыми будет проводиться работа. А также обратить внимание на тонкие моменты в поведении одарённого ребёнка, на плюсы и  минусы, которые нужно нивелировать:
Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
В такой ситуации учитель предлагает сильному ученику выслушать мнение других, акцентировав внимание на положительных моментах их ответов. Надо показать, что все дети разные, но каждый из них имеет свое мнение, свои идеи, которые ничуть не хуже идей других. Возможно, педагог предложит одаренному ребенку посетить несколько уроков в старших классах и соотнести свои знания со знаниями старшеклассников, для того, чтобы встать на место другого, более слабого. Все это будет способствовать развитию толерантности в отношениях между детьми.
Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
Данная проблема актуальна для учащихся 5-6 классов, когда еще не выработалась культура общения и уважения собеседника. Учителю предлагается путем кропотливой работы прививать детям коммуникативные компетенции. Главная роль в данном воспитании отводится внеурочной деятельности, которая обладает большим воспитательным эффектом, чем урок.
Перечисленные отрицательные черты характера одарённого ребёнка являются продолжением его достоинств, таких как хорошее теоретическое мышление, высокий уровень абстракции, развитая монологическая речь, умение провести логически выстроенное доказательство. В деятельности одаренных детей доминируют мотив самоопределения и потребность в новой информации.
Учитывая «плюсы» и «минусы», можно сделать вывод, что кардинальное решение - перевод одаренного ребенка в старший класс - приведет к разрыву дружеских связей, когда многие дети начинают чувствовать себя изгоями в новом классе. Сегодня можно избежать этого, если, опираясь на новые Стандарты, дать «ученику право на осознанный и согласованный с педагогом выбор целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов».
Исходя из вышесказанного, более эффективной для одаренного ребенка будет работа по индивидуальной образовательной траектории. Она составляется с учетом особенностей каждого ребенка. Роль учителя и методик обучения при этом такова: «Учитель – это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам».
«Умение задавать вопросы»
Одаренные дети не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. В обучении необходимо использовать особую технику постановки вопросов, которая предполагает гораздо больше открытых вопросов и выводит на обсуждения. Учитель тем самым провоцирует обучающихся выходить за пределы первоначальных ответов, а сам чаще пытается понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке. Это пропедевтика занятий «мозгового штурма», когда учитель или сильный ученик показывают, как происходит поиск идеи или как анализируются возможные пути решения.
Известно, что большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ ребенка. Работая с одаренными, педагог выступает как психотерапевт: избегает реагировать на каждое высказывание, а внимательно и с интересом выслушивает, но не оценивает ответы, находя способы показать, что он их принимает. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
«Индивидуализация и дифференциация»
Сложившаяся в России ситуация с уровнем обучения математики такова, что выделяются только два уровня: общеобразовательный и углубленный. Углубленный уровень реализуется в отдельных физмат - школах и организован на жестких принципах отбора. Большинство же детей учится в общеобразовательных классах, где рядом с высокомотивированным ребенком за одной партой сидит слабый ученик.
Нейтрализовать такое губительное соседство может только индивидуализация и дифференциация обучения, которой необходимо уделять должное внимание и во внеурочное время, выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми, соблюдая при этом принцип добровольности внеурочных занятий.
На кружковых занятиях, факультативах и в индивидуальной работе преподавание должно вестись на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. При этом ориентация идет на опережение уже достигнутого уровня способностей и положительную мотивацию.
Одаренные математически дети очень восприимчивы к нестандартным вопросам, готовы самостоятельно искать новые проблемы и пути их решения. В ходе подготовки к занятиям педагог учитывает необходимость серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка и формирует систему задач, тщательно отбирая их. Например, старинные задачи дают такой благодатный материал. Занимательны и нестандартны задачи комбинаторной геометрии (задачи на разрезание) или задачи на логику. Даже условие стандартной задачи можно переделать так, чтобы ее формулировка стала неординарной.
Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе, стремление к перепроверке фактов и утверждений, тяга к экспериментам - это также необходимо учесть при подготовке к занятиям.
«Проблема – исследование - открытие»
Занятия для одаренных детей особенно интересны тогда, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, где есть место импровизации и парадоксам. Необходимо использовать умение сильных детей выделять главное в проблеме и способность раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Наиболее полно эти умения раскрываются при использовании проблемного метода и проектно-исследовательской деятельности, что полностью согласуется с требованиями ФГОС о деятельностном подходе к обучению, так как активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема, а обучение носит творческий характер.
Выводом из многолетней работы стало осознание того, что одаренному ребенку в 5-6 классах необходимо привить вкус к серьезной творческой работе. А педагогу всегда помнить, что одаренные дети очень самолюбивы и ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж».
Основные направления работы на уроках
Очень важно ставить перед учащимися задания, требующие самостоятельного их поиска или создания, подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности. По возможности использовать для них материал, отвечающий интересам учеников, имеющий положительную эмоциональную окраску. При этом надо учить их при решении задачи переходить на абстрагированный уровень, отвлекаясь от конкретного содержания.
Общеизвестно, что каждая задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же в обучении математике главная цель задач – развивать математический стиль мышления учащихся, заинтересованность их математической деятельностью, способствовать развитию навыков открытия математических неочевидных истин.
Известно также, что достижение этих целей с помощью одних стандартных задач не возможно. Не случайно известный математик-педагог Д. Пойа в книге «Как решать задачу» писал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». С этой целью просто необходимо широкое применение, использование в текущей учебной работе разноуровневых дидактических материалов. Задачи нестандартные, повышенной сложности включаются в содержание тематических зачетов и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], периодически – в домашние работы. Перед учащимися ставится цель отыскать оригинальные, красивые решения. Такая работа развивает творческие способности учащихся.

Математические задачи может квалифицировать по уровням:
I уровень – низкий, минимальный (задания на различение, узнавание, припоминание, соотнесение, понимание на простом материале и на простейшие умения), при котором требуется узнать ситуацию применения простейших математических умений алгоритмического типа и использовать их, т. к. развитие ученика в процессе специально организованного обучения мы понимаем как постепенный его переход от низкого к среднему и затем высокому уровню обученности, познавательных процессов и других компонентов способностей, то многие необходимые для обучения типы задач для развития способностей, как задачи высокого уровня, могут оказаться трудными для большинства учащихся и должны быть, поэтому дифференцированы для начала работы.
II уровень – средний, обязательный (задания на различение, воспроизведение информации и понимание на более сложном материале, применение знаний по образцу и в типичных ситуациях).
III уровень – уровень возможностей (задания на применение обобщенных и системных знаний, на перенос знаний и приемов деятельности в неизученные ситуации).
Например, рассмотрим задачу, которая по уровням обученности и развития может быть представлена следующим образом:
I уровень.
1)На протяжении 155м уложено 25 труб. Определите длину одной трубы.
II уровень.
1) На протяжении 155м уложено 25 труб длиной по 5м и 8м. Сформулируйте вопрос к данной задаче. (Сколько уложено тех и других труб).
В 9 часов утра на расстоянии 155м строителями уложено 25 труб. (Исключите лишние данные в задаче).
Если длина одной трубы 5 м, то чтобы протянуть трубопровод длиной 155м необходимо использовать 25 труб. Установите истинность или ложность данного утверждения.
Составьте аналогичную задачу.
III уровень.
Придумайте задачу по следующим данным: 5 м, 8 м, 155 м, 25 штук.
Составьте задачу прямую и обратную данной: на протяжении 155м уложено 25 труб длиной по 5м и 8м. Сколько уложено тех и других труб?
Найдите ошибку в решении данной задачи: 1) 5 + 8 = 13 (м); 25 = 325 (м). Ответ: всего уложено 325 метров трубы, а не 155 метров.
I уровень, т. к. задача одношаговая; II уровень., т. к. задача требует размышления, обоснования; требует установить истинность или ложность данного утверждения; III уровень, т. к. требуется составить задачу по некоторым данным.
Творческие домашние задания.
Например, при изучении темы «Координатная плоскость» в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проводится несколько уроков, на которых ребята рисуют по координатам страуса, слоненка, коня, лебедя и т. д. После чего им предлагается домашнее задание: придумать свою картинку, нарисовать ее по точкам в координатной плоскости и записать координаты этих точек. Эмоциональный эффект такой работы переоценить достаточно сложно. Опыт показывает, что среди ребят, одаренных в математике, большинство испытывает трудности на уроках изобразительного искусства, а здесь, благодаря математике получилось то, что казалось невозможным. Через три года, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], при изучении квадратичной функции, ребята с удовольствием принимают предложение порисовать уже графиками функций, хотя эта работа требует хороших знаний, значительно более кропотливая и сложная.
При прохождении темы «Правильные многоугольники» в 9 классе учащиеся получают задания с практической направленностью: составить паркеты при помощи правильных многоугольников .
Учителя математики согласятся, что это тема «Геометрические преобразования графиков функций» из самых сложных в курсе 9 класса. Ребятам, которые хорошо зарекомендовали себя на уроках математики, было предложено придумать свои: дробно-линейную функцию, функцию, содержащую аргумент под знаком модуля, и функцию, содержащую аргумент под знаком корня, построить их графики и описать построение. После этого ребята, которые справились с заданием, с радостью помогали своим одноклассникам разобраться в теме, используя не те функции, которые предлагались в учебнике, а свои собственные.
Возможность решения одной и той же задачи различными способами демонстрирует непреложность выводов науки математики, подчеркивает красоту учебного предмета, здесь так же важны краткость доказательства или решения, неожиданный подход, наглядность, связь между различными темами школьного курса математики. Решение задач различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности.
Например, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на первом уроке изучения темы «Равнобедренный треугольник » проводился урок «Бенефис одной задачи»,на котором решение одной задачи проводилось несколькими способами.
Использование старинных задач на уроках математики – очень веский аргумент в пользу того, что математику нужно учить не только для того, чтобы сдать зачет, написать контрольную работу или успешно сдать ЦТ, а, прежде всего, для того, чтобы быть образованным человеком. Важно на практике решать различными способами и нестандартные задачи, самостоятельно искать новые идеи. Развитие исследовательских умений и навыков помогает учащемуся выйти на уровень теоретического мышления, развивать творческий потенциал, сформировать интерес к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения.
Прежде, чем рассказать о формах работы, которые используются для подготовки учащихся к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], необходимо отметить некоторые особенности математически одаренных ребят.
Так в 8 классе при изучении темы «Теорема Пифагора» класс разбился на группы, каждая из которых получила свое задание ,касающееся жизнедеятельности Пифагора. изучение различных способов доказательства теоремы Пифагора. Ребята защищали в классе свои работы. Например, названия работ: «Пифагор и музыка»,»Пифагор и космос», «Пифагор и его школа» и другие.
Теоретические зачеты для высокомотивированных ребят в форме мини-конференций.
Ребятам раздаются вопросы: основные определения по теме, доказательство теорем, анализ решения наиболее важных задач и т. д., по которым они должны подготовить небольшое выступление и сделать презентацию. Выступая перед классом со своей маленькой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учащиеся формируют свой первый опыт публичных научных выступлений. Ребята с большим желанием берутся за такую работу, несмотря на то, что она требует достаточно много времени при подготовке.
Например, при прохождении тем: «Движения» , «Подобие» в 9 классе.
Формы и методы работы, которые позволяют формировать творческую личность с высокоразвитым математическим мышлением, очень разнообразны. Задача учителя – выбрать наиболее оптимальные из них, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Но главная задача каждого урока математики должна заключаться в том, чтобы показать силу математической мысли, убедить учащихся в том, что «математика красива простотой своей», а умение находить простое решение сложной задачи – это искусство. И тогда ребята будут учить математику, прежде всего затем, «что она ум в порядок приводит»
Внеклассная работа
Проведение в рамках предметной недели математики массовых мероприятий математической направленности , командных соревнований, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] смотров знаний,организация и проведение работы с обучающимися по внедрению нестандартных задач,организация математических кружков,индивидуальных и групповых занятий,элективов.
Важной составляющей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] стало участие ребят во всех математических турнирах и конкурсах, Игра-конкурс «Кенгуру», «Авангард»,городов, олимпиады, различные командные соревнования, научные исследования – все это вызывало интерес, а желание побеждать «заставляло» трудиться все больше и больше.
Достижения учащихся
1.Диплом 2 степени межрегиональной заочной физико- математической олимпиады -2013 год.
2.Диплом 3 степени за участие в проекте «Ребус».
3.Диплом 2 степени за участие в проекте «Ребус».2015 г.
4.Участие в Международной олимпиаде по основам наук по предмету «Математика».2013-2014 г.
Особенности планирования уроков.
Особенностью планирования уроков, кроме, традиционного изучения и анализа стандарта математического образования, учебных планов, программ и учебников по математике для 5-6 классов требуется дополнительная работа по анализу развивающего потенциала математического содержания темы, изучению литературы, содержащей материал по развивающему обучению: задачи с развивающими функциями и методы их включения в учебный процесс. Планирование уроков с использованием подготовленных материалов состоит в определении последовательности действий учипланирование учебных и развивающих целей урока; 2) отбор содержания урока (не только математического, но и развивающего характера); 3) выбор методов обучения; 4) определение структуры урока и формы его проведения. Дадим 1) Характерной особенностью планирования развивающих целей урока, является их конкретизация на материале урока. Как показывают теоретические исследования, необходимо специально планировать на уроке формирование интеллектуальной активности учащихся – их внимания, восприятия, памяти, представления и воображения, мышления, элементов творческой деятельности, умения учиться. При этом мы используем основной элемент технологического подхода к обучению – постановку запланированных, диагностируемых целей, выраженных в действиях ученика. В приведенных примерах планирования уроков для первого урока показано планирование целей на всех трех уровнях, а для второго и третьего уроков – только на третьем уровне, т. е. целей развития одаренных способных, учащихся. Конкретизация обучающих целей урока определяется программой и стандартами образования, развивающих – возможностями материала темы урока и формой его проведения.
Если отбор математического содержания урока определяется тематическим планированием, то материал развивающего характера определяется необходимостью достижения запланированных развивающих целей урока. Наряду с задачами с развивающими функциями – это краткие сообщения учителя и учащихся, работа с дополнительной литературой, рефераты учащихся исследовательского характера, наглядное представление материала (таблицы, схемы, диаграммы, карты, рисунки и т. п.).
3) Закономерности выбора методов обучения одаренных детей, (игровые, наглядные, эвристические, практические, проблемные и исследовательские, развивающие мышление; метод решения нестандартных задач, развивающих тематические способности) представлены по этапам учебного процесса в виде таблицы 3.
4) Определяя роль и место различных форм обучения математике одаренных учащихся, мы ориентировались на развивающие формы обучения. Именно в одной системе с уроком и через урок осуществляется освоение в практике обучения новых организационных форм, их непосредственное использование в образовательном процессе и связанная с этим необходимость внесения корректив в образовательный процесс. Таким образом, использование урока с развивающими функциями в качестве главного связующего элемента в интеграции различных организационных форм для реализации методики развития одаренных детей при обучении математике становится реальным. Главные – интегративные функции отводятся уроку, который синтезирует в себе элементы и других форм изучения математики одаренными детьми.
План урока
1 этап – подготовительный: разминка, воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; используется коллективный поиск идей.
2 этап – основной: закрепление приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях; используется групповая работа и индивидуальные задания (в частности, отдельно для одаренных детей).
3 этап – постановка домашнего задания (в частности, отдельно для одаренных детей).
4 этап – подведение итогов урока.
Возможность реализации целей развития одарённых детей во внеклассной работе
Помимо возможности развития одаренных учащихся непосредственно на уроках математики, существует, также возможность реализации целей развития способных детей и во внеучебное время, во внеклассной работеОсновной формой внеклассной работы во время учебного года являются кружковые занятия. План занятий кружка составляется самим учителем, и, в зависимости от различных факторов, имеет свои особенности. Например, в сельских, провинциальных школах темы занятий, предлагаемые задачи могут иметь региональное содержание, перекликаться с обычаями и особенностями данной местности.
Прежде, чем начинать занятия, необходимо провести тестирование учащихся на математические способности и склонности (определение лево-, правополушарного способа мышления, уровень интеллекта, особенности внимания, памяти, восприятия и т. п.) Поскольку выбор методики проведения занятий и подбор задач напрямую зависит от вышеуказанных особенностей ребенка.
Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике
В последнее время от школы и учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех учащихся, но и научить ребят творчески распоряжаться ими. Современный учитель должен владеть технологиями обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности школьников. Поэтому необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять развитие учащихся и при этом учитывать возможности каждого ребёнка. Особенно это важно в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Нужно найти такие методы и формы организации деятельности учащихся, чтобы они могли заинтересовать учащихся в том, чтобы им хотелось решать тесты, чтобы они их не боялись решать и в дальнейшем могли успешно сдать ЕГЭ.
Вся система моей работы состоит из 3 этапов:
1.Подготовка к ЕГЭ на уроках математики.
2.Подготовка к ЕГЭ на элективных занятиях.
3.Индивидуальные консультации.
В ходе изучения новых тестов 2015 года, у меня сложились некоторые рекомендации по решению заданий тестов. Эти рекомендации я объединила в справочник, которым дети пользуются при решении тестов.]
1. С 2010 года в контрольно–измерительные материалы внесены определённые изменения. Экзамен теперь состоит из 2-х частей. В первой части 12 заданий с кратким ответом, во второй части 7заданий, в которых требуется записать полное решение. В задании 1 части увеличилось число практико-ориентированных заданий, а также заданий по геометрии. Проанализировав программу по математике в связи с изменением тестов ЕГЭ, я пришла к выводу, что уже с 5-го класса необходимо начинать подготовку. Изучая темы “Деление с остатком”, “Проценты”, я уже разбираю с детьми решения задач типа В1. В 6-м классе при изучении тем “Координаты. Координатная плоскость”, “Диаграммы” рассматриваются задания типа В2.
В 7–8-х классах при решении задач составлением уравнения включаю в урок задания типа 11.. А на уроках геометрии в 8–9-х классах при изучении тем “Площади”, “Теорема Пифагора”, “Синус, косинус и тангенс угла” рассматриваем задания типа В4, В6. В 10–11-х классах на уроках алгебры при изучении тем “Производная”, “Логарифмы”, “Показательные, логарифмические, иррациональные уравнения” разбираем решение задач типа В3, В10, В11. Часто простые задачи на вычисления, решения уравнений, включаю в устный счёт. А со 2 полугодия практически на каждом уроке (кроме лекций) включаю задания части В, где обычно повторяем материал по темам. Для этого использую задания открытого банка ФИПИ, различных сборников, тестов.
При работе в старших классах я использую блочно-зачётную систему преподавания алгебры и геометрии. Так как эта система позволяет обеспечить непрерывность обучения внутри каждого блока и сэкономить время для повторения пройденного материала, выделить время для самообразования учащихся. Здесь я использую уроки семинары для подготовки к ЕГЭ. На этих уроках мы разбираем более сложные задания по определённым темам, решаем задания части С. Дети часто не берутся решать геометрические задачи в ЕГЭ. На уроках семинарах по геометрии мы разбираем такие задачи, одновременно повторяем и пройденный материал. Предлагаю разработку такого урока семинара в 11-м классе по теме “Цилиндр. Конус”. .
2. Большую работу по подготовке к ЕГЭ я провожу на дополнительных занятиях. Подготовка ведётся как тематически, так и разбираем решение всего теста. При тематическом изучении я часто использую мультимедио . Дети не на слух воспринимают задания, а читают их, что позволяет быстрее и качественнее отрабатывать задания. Задания типа В2, В6, В7, В8 дети охотно решают, где можно по графику провести линию, провести высоту в геометрических фигурах, выделить основание, записать формулу, что-то заштриховать, показать точку на графике.
Некоторые занятия посвящаю решению всего теста, кроме заданий части С. Делаю анализ тестов, которые ребята решали из РИАЦ и диагностических тестов ФИПИ. Разбираем задания, с которыми дети не справились и в которых допустили ошибки. Также на дополнительных занятиях учимся правильно заполнять бланки регистрации и бланки ответов.
3. В своей работе по подготовке к ЕГЭ я провожу и индивидуальные консультации для детей. Учащиеся готовятся дома к ЕГЭ, решают задания из различных сборников, иногда берут тесты у меня, особенно после решения тестов и РИАЦ и ФИПИ. В 4 четверти я часто задаю на дом решать варианты тестов. У детей возникают вопросы при решении, с которыми они подходят на консультации, где мы их вместе с ребёнком разбираем.
В ходе такой системы подготовки к ЕГЭ к концу 11-го класса практически все дети решают минимум заданий.
Повышение качества знаний по математике посредством использования системы контроля при подготовке к ЕГЭ
 Зачет - это специальный этап в контроле, цель которого - проверить, достигнут ли учащимися уровень обязательной подготовки.
Введение зачётной системы для проверки достижения обязательных результатов обучения позволяет существенно повысить формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики. Когда учащиеся привыкают работать по зачётной системе, довольно резко меняется стимул учения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на добывание поставленной цели. Зачетная система определяет:
контроль на каждом этапе,
выявление и устранение пробелов,
повышение уровня качества знаний.
Первоочередная задача – индивидуальная работа с каждым учеником, анализ результатов каждого ученика. Все это позволяет сделать вывод о том, как усвоен материал всем классом, на что нужно обратить внимание.
Мы работаем в обычной общеобразовательной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.
Этим требованиям на наш взгляд, отвечает зачетная система преподавания математики, которую уже несколько лет используем в своей работе. Причем начинаем работать с 5-го класса. Перед учениками четко ставятся цели и задачи, которых они должны достичь, изучая определенную тему. Приступая к изучению темы, учащиеся получают задания зачета, с указанием предполагаемой даты сдачи (примерные сроки). Проводимые нами тематические зачеты являются открытыми. Зачет проводится в конце изучения темы.
Нами разработана система тематических зачетов по всем основным темам ЕГЭ. Это позволяет осуществлять мониторинг качества обучения на протяжении всего учебного года. В данной зачетной системе предусмотрено проведение зачетов по каждой теме курса ЕГЭ, причем так, чтобы в них были максимально полно учтены обязательные результаты обучения.
Несмотря на трудности в подготовке и проведении зачетов мы поддерживаем эту систему, т.к. она является эффективным средством, способствующим повышению качества обучения, возрастанию интереса учащихся к учебной работе, их активности. Реализация данной системы работы позволила успешно подготовить учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации.
Зачеты обеспечивают полную проверку на обязательном уровне каждого ученика по всем темам курса.
Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи. Сильным ученикам зачет тоже полезен, т.к. подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками.
Внедряя разработанную зачетную систему, проводим опрос учащихся. Изучаем полученные результаты опроса и на основании сделанных выводов усовершенствуем данную систему. Введение зачетной системы для проверки достижения обязательных результатов обучения позволяет существенно повысить эффективность контроля как управляющего звена в учебном процессе. Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и в случае необходимости провести их коррекцию, ученику – привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, с акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Когда ученики привыкают работать в данной системе, меняется стимул учения: над учеником уже не висит страх получения плохой оценки, он начинает учиться и планировать свою деятельность, видеть конечную цель своей работы, распределить свои силы на остаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели.
Одной из важных задач школы стала работа по профессиональному самоопределению учащихся. В школе ведется качественная подготовка.Средний балл по математике профильной повысился с 51,4 в 2015 году до 54,27 в 2016 г.Самые высокие показатели в 2015г 68б,в2016 г.78 баллов. При подготовке к итоговой аттестации школа работает по следующим направлениям:
1.Информационное обеспечение (информирование при помощи школьного стенда и стендов в предметных кабинетах, выставление информации на школьном сайте; информирование педагогов на совещаниях и семинарах;
организация работы «горячей линии»; информирование учителей об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по ОГЭ; выставка в библиотеке материалов по ЕГЭ, пополнение аннотированного указателя учебно-методической информации; оформление папок по ЕГЭ;проведение собраний для обучающихся и родителей; индивидуальное консультирование родителей).
2.Организационная работа (организация и проведение обучающих семинаров, практических семинаров и мастер-классов; оказание методической помощи, консультационная работа; составление методических рекомендаций, памяток; изучение, распространение опыта учителей, устойчиво обеспечивающих базовый и повышенный уровень обучения учащихся; организация работы межшкольных факультативах для слабоуспевающих и высокомотивированных учащихся выпускных классов.
3.Методическое, консультационное, научно-методическое (анализ учебно-методического сопровождения и результатов ОГЭ; создание базы данных педагогов, участвующих в подготовке учащихся к ОГЭ; анализ УМК, с которым работают учителя, с точки зрения эффективности подготовки учащихся к ОГЭ, формирование банка данных слабоуспевающих и высокомотивированных учащихся);
4.Диагностико – аналитическая работа (анкетирование учителей-предметников, учащихся выпускных классов с целью анализа и систематизация затруднений, связанных с подготовкой учащихся к ОГЭ; изучение и анализ системы работы педагогов по подготовке учащихся к ОГЭ; анализ, диагностика, мониторинг освоения учащимися учебных дисциплин; внедрение новых педагогических технологий с целью оптимизации подготовки к ОГЭ);
5.Контрольно-инспекционная работа (посещение уроков, изучение документации)
6.Психологическая готовность (работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно; педагог-психолог проводит индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам).
Система работы по подготовке к ОГЭ
Контроль уровня обученности учащихся- мониторинг качества образования (были разработаны единые диагностические карты)
Анализ ОГЭ предыдущего года, разбор характерных ошибок.
Изучение демонстрационных вариантов ОГЭ текущего года.
Учащиеся 9-11-х классов самостоятельно заполняют диагностические карты, в которых отражают результаты своих письменных работ. Старшеклассники выполняют работы не только в тестовых тетрадях, но и в бланках.
Папки-накопители учащихся
Проводится сводный мониторинг успеваемости учащихся по результатам краевых диагностических работ и работ, запланированных учителями.
Еженедельно на уроках, элективных и дополнительных занятиях отрабатываются темы, включенные в планы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на высокий результат.
Репетиционный экзамен
Проведение групповых занятий в 5-8-х классах и дополнительных в 9-11-х классах.
Разработка планов индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на высокий результат.
Организация работы межшкольных факультативов
В заключение хочу сказать, что благодаря заботе государства в школе происходит много положительных изменений, а наш педагогический коллектив делает всё возможное, чтобы упрочить имидж школы как образовательного учреждения инновационного типа, потому что запросы общества на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, патриота, инициативной творческой личности должны быть оправданы.
Желаю всем результативной творческой работы, высокого профессионализма!