Система работы учителя-словесника по подготовке к ГИА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Березняговка
Усманского района Липецкой области





Выступление на районном методическом объединении
учителей русского языка и литературы
«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА»

Ларюшкина Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы












2013г.

Содержание
Введение.
Система работы учителя по подготовке к ГИА.
1.1 предметно-содержательный анализ как одно из условий успешной сдачи ГИА;
1.2 система подхода по подготовке к ГИА;
1.3 система упражнений по формированию ключевых компетенций.

III. Вывод.
Литература.



Введение.

ГИА глазами пессимиста
Вот снова у меня девятый класс.
Так мало грамотных средь них!
Я вглядываюсь в лица: сдаст, не сдаст,
Ведь «2» получит каждый из двоих.
Потом разборки: как и почему,
Системы нет, готовили не так
И снова я у совести в плену,
Морали–то читать - любой мастак.
А что учитель? Пашет, словно вол.
С урока выйдет – мокрая спина.
И мыслит, чтобы школу не подвёл,
Когда наступит страшная ГИА.
ГИА глазами оптимиста
Ну, что, девятый, справишься с ГИА?
Ведь всё получится, ты тесты порешай,
Засядь за книги, не играй в ПК.
Примчится время быстро, так и знай.
А что учитель? Он всегда с тобой:
Поможет подготовиться, поверь.
А «результатец» будет неплохой,
Откроет пред тобой 10-й дверь.
Кто же он, современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым является экзамен по русскому языку в новой форме, который идет уже несколько лет назад. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ГИА.
Подготовка к ГИА – процесс специфический. Государственная итоговая аттестация имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ГИА по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ ГИА показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

1) лингвистическую;
2) языковую;
3) коммуникативную.

Анализ репетиционных, подготовительных работ выявил ряд проблем:
проблему адекватности восприятия текста на слух; использование приемов сжатия (сокращения) текста. (Замена – обобщение, исключение, слияние)
неумение ученика дать теоретическое обоснование цитаты в задании, ведь он должен не просто объяснить, как понимает ее, а связать с теорией.
проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;
проблема определения способов подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении.
проблема определения грамматической основы предложения (В3, В6).
В курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы.
Система работы учителя по подготовке к ГИА.
Предметно-содержательный анализ как одно из условий успешной сдачи ГИА.

«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное».
При подготовке выпускников к аттестации в разной форме необходимо учитывать многие аспекты:
- уровень подготовленности класса,
- мотивацию учащихся,
- информированность родителей.
Для выявления уровня подготовки учащихся проводится диагностика, результаты которой ложатся в основу предметно-содержательного анализа. Учитывая полученные результаты, включаю задания, упражнения, направленные на ликвидацию пробелов, закрепляющие умения и навыки по определенным темам.
Система подхода по подготовке к ГИА.
Анализ ГИА прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся, о чем было сказано выше. Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки, следует продумать систему повторения изученного материала.
Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.
В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.
На уроках развития речи необходимо достаточное внимание уделять упражнениям на восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. В своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет-ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Убеждена, что подготовка к итоговой аттестации - процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.
С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций практикую «Комплексный анализ текста». У учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

1.3 Система упражнений по формированию ключевых компетенций.
Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля, как тестирование. В качестве подготовки учащихся к тематическим и контрольным тестам, особенно в 5-7 классах, в системе провожу цифровые диктанты, работу с перфокартами. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.
1. Для повышения эффективности работы педагога с разными по уровню группами учащихся 9-х классов предлагается:

· при объяснении теоретических тем, вынесенных в экзаменационную работу, использовать формулировки экзаменационных заданий.

· вводить комплексные задания на уроке.

· для «слабых» учащихся предлагать алгоритмы к выполнению заданий;

· объяснять материал (например, по сжатию текста) первоначально на простых текстах;

· вводить уроки анализа типичных ошибок.

· использовать задания базового и повышенного уровня.
2. Проводить индивидуальные консультации и факультативные занятия.
3. Увеличить количество часов на групповой тренинг с использованием разноуровневых заданий.
Особо хотелось остановиться на подготовке выпускников 9-х классов к написанию сжатого изложения. Начиная с 5-го класса, практикую написание изложений-миниатюр и сочинений –миниатюр. Непосредственно в 8-ых и 9-ых классах ведется работа по формированию навыков сжатия текста разных стилей и объемов. Учитывая уровень подготовки своих учеников, я подготовила практическую базу для отработки навыков написания изложения.


Изложение. Виды изложений

1
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.

2
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

3
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

4
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

5
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Каждый учащийся получает памятку «Как писать сжатое изложение» (см. приложение 1).
И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ- технологий, в том числе и при подготовке к ГИА. В своей работе в системе использую тренажер «Фраза» в качестве контроля и самоконтроля, а также отработки орфографических и пунктуационных навыков.
Вывод.
Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9 - х классов ГИА по русскому языку, это, прежде всего, воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.
«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».

Литература
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012;
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2012.
2) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
3) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
4) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 4-е изд.. – М.: Просвещение, 2012.
5) Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.

































































Приложение 1
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста.
В повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец.
В описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки.
В рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод.
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
6. Прослушайте текст во второй раз.
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.