Статья СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
(из опыта работы МБОУ «СШ №9»)
Учитель английского языка
Мамитова Алина Валерьевна
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Одним из пяти пунктов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание «как системы поддержи сформировавшихся талантливых школьников», так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Под определением «одаренные дети» мы подразумеваем обучающихся, которые отличаются высокими интеллектуальными способностями, восприимчивостью к учению, творческими потребностями, проявляют доминирующую активную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, от интеллектуального труда. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Работая с одаренными детьми в условиях школы, коллектив «СШ №9» столкнулся со следующими проблемами:
1. отсутствие четких критериев определения одаренных детей;
2. недостаточное количество содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности;
3. умные, способные дети, с высоким уровнем произвольности, т.е. умеющие справляться с творческими «западаниями», в условиях учебного занятия, рассчитанного на среднего ученика, постепенно теряют свой интеллектуальный потенциал, т.е. наблюдается механизм, объясняющий феномен снижения интеллектуальных способностей у одаренных детей. Учитель же не может «разорваться», он обязан выучить всех детей, поэтому всегда обеспечивать очень высокую интенсивность урока не всегда имеет возможность.
Именно это и способствовало созданию и реализации программы «Одаренные дети», концептуальное обоснование которой заключается в своевременном выявлении и развитии талантливых обучающихся. В основу работы с одаренными детьми в школы положены следующие принципы:
- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности ребенка;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип свободы выбора учениками дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основной целью работы с одаренными детьми является создание условий для развития интеллектуального потенциала ребенка.
Реализация этой цели в школы происходит по двум направлениям, на каждом из которых решается определенная группа задач.
Первое направление – выявление одаренных детей. В результате реализации данного направления решаются следующие задачи: ранняя диагностика уровня интеллектуального развития обучающихся и создание условий, позволяющих школьникам проявить свои способности (организация внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, интеллектуальных марафонов).
Второе направление - создание условий для оптимального развития одаренных детей. Работая в этом направлении, педагоги школы осуществляют отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, предоставляют школьникам возможности совершенствовать коммуникативные навыки через совместную деятельность со сверстниками, педагогами, организовывают самостоятельную исследовательскую работу обучающихся.
Стратегия работы с одаренными детьми в школы строится поэтапно.
Первый этап – аналитический.
При выявлении одаренных детей анализируются их успехи в какой - либо деятельности: учебной, художественной, музыкальной и т.д. На этом этапе создается система взаимодействия с внешкольными и культурно-просветительными учреждениями с целью выявления одаренных детей, организуется урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся. Планируется и предлагается такое количество дополнительных образовательных услуг, где каждый ученик имеет возможность выбрать и реализовать свои интеллектуальные, эмоциональные и физические потребности.
Второй этап – диагностический.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды учебной и внеклассной деятельности. Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. На этом этапе осуществляется постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям, способам и методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Целесообразными являются групповые формы работы: спецкурсы, предметные кружки, научно-практические работы, проектные задания, творческие зачеты и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школы. На первых двух этапах применяются такие методы как анкетирование, тестирование, опрос, собеседование, наблюдение, творческие работы; проективный метод, метод прогнозирования.
Третий этап – этап формирования, углубления и развития способностей школьников.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптивной личности, а с другой стороны, создаются условия для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе для одаренных учащихся:
- использование технологий деятельностного обучения, замена пассивного усвоения знаний активным с использованием различных форм учебной деятельности (дискуссий, семинаров, конференций, телекоммуникационных проектов и проч.), побуждающих школьников к творчеству и созиданию;
- развитие различных типов теоретического мышления: дедуктивного, экспериментального, рефлекторного, критического и т. п.;
- индивидуализация образовательной траектории (работа по индивидуальным программам, заочная школа);
- выработка проектно-исследовательских навыков;
- самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы).
При организации работы с одаренными детьми в «СШ №9» используются такие формы как: творческие мастерские, групповые занятия с сильными учащимися по параллелям классов, кружки по интересам, интеллектуальный марафон, элективные курсы (спецкурсы), консультирование обучающихся в заочных школах при вузах, участие в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах, работа по индивидуальным планам, научное общество обучающихся школы.
Научно-поисковая работа развивает навыки исследовательского труда, в процессе которого школьники знакомятся с приемами работы с различного рода информацией, приобретают коммуникативные навыки, овладевают приемами презентации результатов собственной деятельности.
Опыт деятельности «СШ №9» показывает эффективность используемых принципов, методов и форм организации работы с одаренными детьми. Обучающиеся школы ежегодно демонстрируют высокие результаты участия в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.
Сводная таблица результатов участия обучающихся в предметных олимпиадах (различного уровней)
Сводная таблица результатов участия обучающихся в научно-практических конференциях (призовые места)
Среди условий успешной работы с одаренными учащимися можно назвать следующие:
1. осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
2. создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;
3. привлечение к работе с одаренными обучающимися профессионально грамотных, способных к экспериментальной, научной, творческой деятельности, увлеченных своим делом учителей, стремящихся к интеллектуальному самосовершенствованию, занимающихся самообразованием и саморазвитием.
15