Сообщение на заседании МО учителей математики Собственная система работы с одаренными детьми и доказательства ее эффективности


Собственная система работы с одаренными детьми и доказательства ее эффективности
Выявление одаренных детей – процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, когда усилия педагога, психолога, родителей направлены на постоянный поэтапный поиск.
Учитель. Детям предлагается стандартные и нестандартные задания, занимательные ребусы, кроссворды. В процессе поиска учитель наблюдает за подходами учащегося к постановке вспомогательных задач, умением интуитивно видеть перспективу, попытками анализа, ощущение взаимосвязей элементами информации.
Создавая индивидуальные образовательные маршруты и наблюдая за стремлением ребенка к достижению цели, настойчивостью, поиском различных источников информации, стабильностью этих процессов, учитель определяет потенциал ученика в ракурсе одаренности.
Школьный психолог. Проводит тестирование (тест одаренности Гилфорда, методика «Характеристика ученика», методика оценки общей одаренности, тестирование «Умеете ли вы мыслить нестандартно»). Психолог по результатам своих исследований дает информацию и рекомендации учителю-предметнику.
Родители. Учитель, беседуя с родителями обучающихся, узнает об увлечениях детей, их мечтах, приоритетах. Эта информация может быть использована при работе с ребенком для выстраивания связей между предметным содержанием и содержанием внутреннего мира. Это будет способствовать эффективной мотивации к познанию, формированию потребности моды на стремление.
Обучение и развитие ОД
Инновационные методы Традиционные методы
Охват обучением по программам элективных курсов 1.Разноуровневое обучение
Обучение через реализацию индивидуальных учебных планов. 2.Осуществление внешней и внутренней дифференциации при обучении
Продвижение достижений учащихся в СМИ (газета, сайт) 3.Индивидуальные задания.
Приобщение учащегося к участию в дистанционных олимпиадах, в интернет-олимпиадах. 4.Охвт факультативной работой
Дистанционные консультации. 5.Подготовка к олимпиадам, конкурсам посредством консультаций при непосредственном общении.
Дистанционное обучение Привлечение к участию в интеллектуальных конкурсах (отличник – отличный от других и т.п.) Участие в работе МАН по предмету Одаренного ребенка нужно постоянно держать в поле зрения, чтобы не допускать постепенного угасания любознательности, познавательных потребностей, навыков анализа, синтеза, обобщения.
Методы, используемые учителем, при работе с ОД:
- Метод эвристических вопросов (семь вопросов: кто, что, зачем, где, чем, когда, как);- Метод сравнения
- Метод проб и ошибок
- Метод «если бы…»
- Метод конструирования понятий.
Инновационные методы для работы с ОД:
- Мозговой штурм
- Задача одного числа (одного выражения)
- Работа в малой группе
- Проектная деятельность (подготовка сообщения, информационного плаката)
- «Обучаясь - учу» (ученик составляет для одноклассников устные и письменные задания)
Внеклассная деятельность
Привлечение ОД к участию в конкурсах знатоков, викторинах, решениям занимательных задач, кроссвордов, ребусов и т.п., посещение ОД воскресных предметных кружков, школ при специализированных учебных заведениях.
Эффективность приведенной системы работы с одаренными детьми проявляется в:
формировании успешной личностной и гражданской позиции;
потребности в самовыражении, самосовершенствовании, самооценке;
способности к самообучению;
проявлении обучающегося как носителя не столько фактов, сколько идей, способов;
активности мыслительных процессов, их многообразии, устойчивости, глубины.