Статья Телекоммуникационные проекты как форма работы с одаренными детьми при изучении географии

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цветы вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими глазами, Всё воспринять – и снова воплотить. Максимилиан Волошин.

В последние годы широкое распространение в системе образования Российской Федерации находят телекоммуникационные проекты. Как показывает практика, именно телекоммуникационный проект является наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в компьютерных сетях.
Под телекоммуникационным проектом понимается совместная деятельность учащихся, основанная на использовании компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую цель, направленную на достижение общего результата деятельности. Использование телекоммуникаций ведет к значительному росту активности учащихся. Соревновательный подход заменяется на сотрудничество, а обучение в группах становится эффективнее, чем, например, состязательное обучение. В процессе реализации телекоммуникационных проектов помимо текстовой информации используется также графическая, а, как известно, образная информация усваивается лучше, чем текстовая. Начиная работу над проектом, учителя с удивлением замечают, что школьники не умеют эффективно работать друг с другом. Обучение навыкам сотрудничества и общения является важным фактором для успешного выполнения проекта
Каждый проект обычно преследует много целей. Он прежде всего оценивается своей образовательной содержательностью. Формирование новых знаний и навыков школьников – участников проекта происходит обычно в нескольких направлениях.
Основные из них:
- овладение современными компьютерными технологиями;
- углубленное изучение отдельных глав школьных предметов.
Благодатной почвой для телекоммуникационных проектов являются гуманитарные предметы, в частности, география.
География - уникальный предмет, который включает два ведущих блока. Это физическая география, естественнонаучная по содержанию и методам, и социально-экономическая география.
Физическая география рассматривает природные условия поверхности Земли (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, растительность, животный мир). В отличие от других естественных наук география изучает элементы природы как единое целое в их тесной взаимосвязи. Задача учителя географии заключается в формировании "образа территории".
В последние годы школьники принимают участие в различных телекоммуникационных географических олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет.
Так, всероссийские телекоммуникационные викторины по географии проводятся Воронежским педагогическим университетом. Задания составляются по различным принципам.
Например, однажды командам было дано задание охарактеризовать свой регион по типовому плану: географическое положение, тектоника и геология, рельеф и климат, внутренние воды и почвы, растительность и животный мир, население и хозяйство - всего по 15 пунктам. Получив характеристики регионов, организаторы убрали их названия и разослали соперникам по 19 (число команд-участниц) описаний рельефа, климата, промышленности, сельского хозяйства и т.д. Командам надо было, по специальной схеме, соотнести регионы и их описания. Это довольно сложная работа: попробуйте, например, определить характеристику почвенных ресурсов граничащих друг с другом Удмуртии и Пермского края.
На следующий год команды готовили для своих соперников задания о путешественниках и минералах. Путешественников необходимо было определить по описанию их исследований, а минералы по физическим и химическим свойствам.
Остановлюсь более подробно на одной из викторин. Первый этап - представление команды. Это внеконкурсное задание, которое не оценивалось. Мы представили не только команду, учебное заведение, но и попытались сформировать у соперников представление о нашем родном городе, как крупном промышленном центре. На этом этапе надо было также подготовить описание регионального памятника природы и культурно-хозяйственного памятника мирового значения. После долгих споров мы решили, что достойным представителем фауны Омской области будет белка, а объектом мирового значения - плотина имени Гувера в США. Мы отправили по электронной почте организаторам викторины не только текстовые описания, но и графические изображения этих памятников в виде отдельных файлов.
На втором этапе организаторы рассылали соперникам задания, причем, изображения и описания перепутаны. Необходимо было установить соответствие между ними. Больших проблем здесь у нас не было, так как г. Мачу-Пикчу, центр Помпиду, и оперный театр в Сиднее перепутать невозможно. Сложности возникли при определении озер Тургояк и Светлояр, Амгинских столбов и заповедника "Столбы". Нашу белку отгадали все команды, потому что перепутать это животное с формами рельефа или водопадами нельзя. На этом же этапе нам надо было составить описание растения и отметить, наличие какой горной породы подтверждает произрастание этого растения. Данное задание также отправили организаторам.
На третьем этапе мы сами определяли горные породы по растениям-индикаторам, загаданным нашими соперниками. Эти задания были уже более сложными, так как найти соответствующую литературу было не просто. Также команды готовили вопросы на свободную тему из курса географии средней школы.
На четвертом этапе соперники отвечали на заданные вопросы.
В 2006 году наша команда «Сибиряки» заняла почетное третье место во всероссийской телекоммуникационной викторине по географии, которую проводил Воронежский педагогический университет.
ДООГ (Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии) проводится виртуальным методическим объединением учителей географии (http://schools.techno.ru/szo/doog/) с 1999 года. Ежегодно в ДООГе участвует более 100 команд из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Нидерландов. Российские команды представляют различные города: Нижний Новгород, Барнаул, Рубцовск, Новосибирск, Братск, Москва, Невинномысск, Калуга, Ижевск, Пермь, Норильск, Сыктывкар, Челябинск. Город Омск был представлен командой учащихся 9-10 классов БОУ "СОШ № 133". В мероприятии участвуют и сельские школы. Олимпиада состоит из нескольких туров:
1) Приветствие команды. Оценивают организаторы, есть возможность заработать приз симпатий от других участников олимпиады. За создание веб-странички в Интренете команда получает дополнительные баллы.
2) Первый тур (обучающий). Его задача - наладить взаимодействие внутри команды. Участники получают вопросы от организаторов, работают с различными источниками информации. По итогам работы команда отправляет свой отчет.
3) Второй тур (конкурсный). Имеет бо
·льшее значение, чем обучающий тур.
4) Дополнительное задание: работа с компьютерными пазлами. Собрать пазл, в котором спрятана иллюстрация некоторого явления погоды или особенностей климата. К картинке прилагается вопрос, на который можно ответить с помощью этой иллюстрации.
5) Конкурсы и семинары для учителей. Это может быть и "Использование компьютерных технологий и Интернет - ресурсов на уроках географии" и "Климат в школьном курсе географии".
За ошибки (отправление письма не по адресу, большой размер письма или нарушение формы письма, использование вложений или иллюстраций) команды могут получить штрафные баллы.
Конкурс "Живая карта" был организован Московским Центром Непрерывного Математического Образования. "Живая карта" - это Интернет-конкурс для школьников на базе космических фотоснимков территории России. Участники конкурса должны распознать на снимках географические объекты - реки, озера, горы; выделить различные природные ландшафты - хвойные леса, лиственные леса, степи, заболоченные территории. Таким образом, школьники получают возможность визуализации географических понятий, что способствует истинному пониманию учащимися учебного материала.
Команда учащихся БОУ г. Омска «СОШ № 133» участвовала и в международном проекте «Моя экскурсия». География команд – участников впечатляла: Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Белгород, Воронеж, Владимир, Муром, Ковров, Рыбинск, Йошкар-Ола, Астрахань, Смоленск, Тамбов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Казань, Саратов, Тольятти, Новочебоксарск, Ижевск, Пермь, Магнитогорск, Омск, Барабинск, Норильск, Иркутск, Уссурийск, Владивосток, Находка; Актобе (Казахстан). В ходе проекта мы создали экскурсионный маршрут в своей местности на основе технологий Карты Google, веб-альбомы Picasa, YouTube. Тематика маршрута выбиралась нами самостоятельно. Это могла быть географическая тема (в широком понимании), краеведческая, экологическая и т.п. Мы выбрали «сердце» родного города – Любинский проспект. Каждый объект в рамках экскурсии нужно было сопроводить текстом, иллюстрациями, видеофрагментом с небольшим собственным рассказом, продемонстрировав свою коммуникативную компетентность, умение представлять материал в доступной форме.
Телекоммуникационные проекты стимулируют интерес учащихся к географии, развивают умение работать с различными источниками информации (учебники, справочники, атласы, ресурсы Интернет), устанавливают межпредметные связи, формируя целостную картину мира. Подтверждением этому могут служить результаты моих учащихся в ДООГ, в региональных телекоммуникационных проектах «Прогулки по Омску» (2010); «Великий черный континент» (2010); «Чудеса Омского Прииртышья» (2011) – 1 место; «Я люблю тебя, Россия!» (2011) – 1 место; «Занимательная минералогия» (2011) – 3 место; «Чудеса Омского Прииртышья-2» (2012) – диплом лауреата; «Новый Свет» (2013) – 1 место в трех номинациях; «Чудеса вокруг нас» (2013) – 3 место. За активное участие во всероссийском телекоммуникационном проекте «Моя экскурсия» (2012) мы получили диплом 3 степени.
С огромным интересом многие ребята читают книги о дальних странах, заучивают таинственные названия, узнают о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. Наш же родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нем и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту сибирских лесов и степей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше. Поэтому мною был создан телекоммуникационный проект «Омск: вчера, сегодня, завтра» (в соавторстве с учителем истории и обществознания БОУ города Омска «Гимназия № 12» Сурковой Галиной Владимировной и учителем ИЗО и черчения БОУ города Омска «Гимназия № 12» Лебедевой Екатериной Борисовной.
Цель проекта: расширение краеведческого кругозора обучающихся и развитие познавательного интереса к своей малой родине.
 Задачи проекта:
расширение и углубление знаний о своей малой родине.
развитие исследовательских умений обучающихся через создание презентаций в программе PowerPoint;
развитие навыков представления продуктов деятельности с использованием Интернет-сервисов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
развитие коммуникативных навыков обучающихся;
воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся и педагогов образовательных учреждений.
Проект дважды проходил на образовательном портале «Школа» ОмГПУ (2012, 2013). В нем приняли участие обучающиеся 7 – 10 классов школ, гимназий, лицеев города Омска и Омской области.
Участие в проекте помогло ребятам:
найти друзей и единомышленников на бескрайних просторах Интернета;
проверить свои знания в области географии, истории, изобразительного искусства и информационных технологий;
подумать о возможных путях развития нашего края и определить своё место в его будущем.
Материалы проекта могут быть использованы в качестве дополнительной информации к урокам географии, истории, литературы, изобразительного искусства и информатики, а также для  разработки классных часов и элективных курсов.
Телекоммуникационный проект «Омск: вчера, сегодня, завтра» получил сертификат участника регионального конкурса «Радуга телекоммуникационных проектов».
 Телекоммуникационные проекты дают возможность учителю совершенствовать свое педагогическое мастерство. Проектная учебная деятельность позволяет формировать разновозрастные группы учащихся. На старшеклассников возлагается максимальная ответственность за результат, они передают школьные традиции младшему поколению. Ученики младших классов, общаясь со старшеклассниками, "впитывают дух школы", начинают ощущать себя частицей школьного коллектива.
Участие в телекоммуникационных проектах удачно сочетает творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствует их самостоятельной работе.

15