Эффективность здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста


Федоренкова Елена Геннадьевна
учитель-логопед
МДОУ детский сад № 14 «Тополек»
г. ЮжноуральскаЭффективность здоровьесберегающих технологий
в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
с детьми старшего дошкольного возраста
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования. Это задекларировано в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» говориться, о необходимости организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (от 17.10 13 № 1155) говорится, что одной из задач, на решение которой направлен стандарт, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В коррекционную работу логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, были включены инновационные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, что способствовало ускорению процесса коррекции речевых расстройств.
артикуляционная гимнастика в стихах;
дыхательная гимнастика в игровой форме;
сказкатерапия;
песочная терапия;
куклотерапия и др.
Коррекционная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий проводилась с учетом индивидуальных психических особенностей детей и была направлена не только на коррекцию звукопроизношения, моторики и просодики, но и на развитие речи и личности ребенка в целом.
Работа по развитию просодики, моторики и фонетики проводилась в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде дидактических игр и упражнений в совместной деятельности воспитателя логопедической группы с детьми, в виде рекомендаций и практических заданий для родителей по развитию просодической стороны речи, моторики и фонетических процессов.
Занятия были построены с учетом речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость данной работы состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов в игровой форме. Коррекционно-развивающая работа была реализована через образовательные области по ФГОС и их интеграцию с коррекционным процессом. На индивидуальных, подгрупповых занятиях проводилась работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Поиски новых путей повышения результативности нашей логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если коррекционная работа проводилась в игровой форме.
В результате использования игр, игровых заданий и упражнений у детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи. Динамика коррекционно-развивающей работы показала, что применение здоровьесберегающих технологий является эффективным. У детей повысился интерес к занятиям, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля.