Конспект итогового занятия учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития


Итоговое занятие учителя-дефектолога для детей с ЗПР

(Дети заходят в зал, встают перед гостями)
Уч –дефектолог: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся, скажем всем «Доброе утро».
Ребенок 1:
Рано утром мы встаем,
В детский сад скорей идем.
Говорить всем «С добрым утром!»
Никогда не устаем!
Ребенок 2:
Доброе утро, небо!
Ребенок 3:
Доброе утро, солнце!
Ребенок 4:
Доброе утро, земля!
Ребенок 5:
Доброе утро наша планета, Земля!
Все дети:
Доброе утро, наша большая семья!
Уч –дефектолог: Ребята, все наши занятия в учебном году были связаны с разными темами, давайте вспомним какие темы мы проходили. А помогут вам стихи, которые мы выучили. (Дети читают стихи)
"Дождь по улице идет..."
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень. (тема - Осень)
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Варим, варим мы компот,
Угостим весь народ. (тема - Фрукты)
Пёс
У меня учёный пёс -
Пёс по имени Барбос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он: ГАВ-ГАВ! (тема – Дом. животные)
Котенок
Котёнок возится
С клубком:
То подползёт к нему
Тайком,
То на клубок
Начнёт кидаться,
Толкнёт его,
Отпрыгнет вбок...
Никак не может
Догадаться,
Что здесь не мышка,
А клубок. (тема – Дом. животные)
Стихи про посуду
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот красивенькие чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. (тема – Посуда)
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем. (Тема – Дни недели)
В апреле
Первый солнечный денёк,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы,
А сосульки прослезились
И повесили носы. (тема – Весна)
Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета! (тема – Зима. Новогодний праздник)
Врач
Все болезни лечит врач,
Он уколет — ты не плачь.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач — ребятам друг. (тема – Профессии)
Уч.-дефектолог: Молодцы. А теперь мы найдем свое место за столом. Возьмите по одной карточке, сосчитайте количество предметов на ней и найдите соответствующую цифру на стульчике, это и будет ваше место за столом. (Дети садятся за столы)
Уч дефектолог: - Ребята, в детском саду заканчивается учебный год, скоро будем выпускать вас из детского сада. А что ждет вас впереди, после детского сада? Хотите узнать? Ответ на этот вопрос спрятан на доске.
Чтобы его узнать надо выполнить несколько упражнений. Выполнив одно упражнение, мы будем открывать одну букву на нашей доске, а в конце узнаем ответ.
Упражнение: «Методика «Домик»»
Задание: Нарисуйте в нижнем прямоугольнике точно такой же домик, какой нарисован в верхнем прямоугольнике.
Цель: Выявить умение ориентироваться на образец, точно копировать его; определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

(Открыть букву «Ш»)
Упражнение: «Установление последовательности событий»
Цель: Выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок.
Инструкция: Посмотрите, перед вами лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и вам надо догадаться, в каком порядке они должны стоять, чтобы стало ясно, что хотел нам рассказать художник. Рассмотрите внимательно картинки. Найдите, с чего все началось, что было потом, чем закончилось. Расставьте цифры.

(Открыть букву «К»)
3. Физминутка «Солнечные зайчики»
Уч.-дефектолог: - Ребята, вы хорошо поработали, давайте отдохнем, встанем около стола и сделаем разминку.
Мы писали, мы писали, (Встать, руки вытянуть вперед)
Наши пальчики устали. (Сжимать-разжимать пальцы)
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики. (Пальчики «скачут» по столу)
Прыг-скок, прыг-скок. (Легкие прыжки на месте)
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, (Руки над головой, покачивания влево-право)
Влево, вправо наклоняет. (Наклоны влево-вправо)
Вы не бойтесь ветра, зайки, (Руки на голову, показать руками «ушки»)
Веселитесь на лужайке. (Повороты в стороны, руки на поясе)
4. Упражнение: Дидактическая игра «Да и Нет - не говорить»
Цель: Выявление умения действовать по правилу.
Уч. – дефектолог: - Ребята, пусть ваши руки отдохнут, а мы поиграем в игру: «Да и нет – не говорить». Я буду вам задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Но не забывайте правило: слова «Да» и «Нет» говорить нельзя!
Будьте внимательны! Если будете отвечать правильно, откроем следующую букву :
─ Мяч сделан из резины?
─ Мухомор можно есть?
─ Ты любишь мороженое?
─ Снег белого цвета?
─ У кота 4 хвоста?
─ Медведи бывают белыми?
─ Лягушка кукарекает?
─ У коровы две ноги?
─ Гуси умеют плавать?
─ Ворона меньше воробья?
─ Сегодня понедельник?
(Открыть букву «О»)
5. Упражнение: «Работа с цифрами»
Цель: Выявить представления детей о числах, числовом ряде, умении их сравнивать.
Уч. – дефектолог: - Ребята, а теперь давайте вспомним цифры, счет.
Для того чтобы открыть четвертую букву нашей отгадки, мы выполним
следующие задания: (Задания даются детям в соответствии с уровнем их развития)
1. Продолжи счет. Впиши пропущенные числа


2. В пустые окошки впиши соседей числа:


3. Поставь знак >, < или =.

(Открыть букву «Л»)
6. Упражнение: «Новоселье в доме»
Цель: Выявить уровень владения основными пространственными представлениями и понимание сложных речевых конструкций,
Уч.- дефектолог: Ребята, посмотрите, я нарисовала вот такие дома. Давайте вместе устроим новоселье в этих домах. Вы мне поможете?
Внимательно посмотрите и скажите, сколько этажей у дома? Где первый этаж? (Внизу). Где первая квартира каждого этажа (Слева).
Вспомнили, а теперь давайте будем заселять жильцов в дом:
- На первом этаже во второй квартире живет - щенок, слева от щенка живет – котенок, справа от щенка живет – лошадка, на третьем этаже в первой квартире живет матрешка, под матрешкой живет – ежик, над лошадкой живет – медведь, между ежиком и лошадкой живет – заяц, над медведем живет неваляшка, между матрешкой и неваляшкой живет - кукла.
(Дети раскладывают картинки по клеткам, в соответствии с указанием педагога)

матрешка кукла неваляшка
ежик заяц медведь
котенок щенок лошадка
Уч.- дефектолог: Ребята, как можно назвать одним словом всех жильцов,
которые живут на 1 этаже, на 2-м этаже, на третьем? (Игрушки, дикие животные, домашние животные)
(Открыть букву «А»)
Уч.- дефектолог: Ребята, вот и открыты все буквы, теперь мы знаем, что после детского сада вас ждет школа. Я надеюсь, что все знания которые вы получили в детском саду вам пригодяться и в школе, и в жизни. Спасибо, вы были молодцы, а теперь давайте гостям подарим наш весенний танец.
(Дети танцуют танец)