Статья Требования к современному уроку в соответствии с ФГОС НОО


Требования к современному уроку в соответствии с ФГОС НОО.
Этот учебный год для нас, учителей начальных классов, очень непростой, поскольку мы начали работать по новым государственным стандартам.
О необходимости введения стандартов говорилось много и на всех уровнях. Государству нужен новый выпускник, чтобы он смог занять достойное место в современной жизни, а жизнь в 21 веке очень стремительна. С какой скоростью на смену кассетам пришли диски! Кто знал о компьютерной презентации ещё несколько лет назад! У кого был тогда мобильный телефон?
Мы все понимаем, как трудно приходится в этом меняющемся электронном мире людям старшего поколения. Но у детей мы можем и просто обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на новую ситуацию, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её.
Главной целью образования становится развитие личности учащегося. А достижение этой цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которые можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным.
Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью.
Познавательные включают исследование, поиск, отбор необходимой информации. Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных знаний в жизни.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно изменить и сам образовательный процесс. Для этого мы осваиваем технологии проблемного обучения, формы и методы в рамках системно-деятельностного подхода.
Для построения урока в логике системно-деятельностного подхода следует исходить из того, что импульсом к началу познания служит удивление, чтобы разбудить познавательный интерес и сформировать мотивацию.
Уроки строятся с учётом проблемных ситуаций, включённых в каждую тему.
Теоретический материал не предлагается в готовом виде. Дети вместе с учителем проходят путь от наблюдений, в ходе выполнения упражнений через ответы на вопросы к собственным выводам. А затем эти выводы соотносятся с формулировкой учебника и уточняются.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
Используются различные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности обучаемых в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает детей ставить и адресовать вопросы.
Эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит работать по правилу и творчески.
Детям предоставляется возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика.
Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Стиль и тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества.
Современный урок (в начальной школе по новым Федеральным стандартам) – это урок, который мы ведём совместно с детьми, и поэтому он непредсказуем, порой приходится перестраиваться на ходу.
При подготовке к уроку мы затрачиваем теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами; составляется не конспект урока, а технологическая карта.
Результатом использования системно-деятельностного подхода становится появление у детей любознательности,
положительного отношения к учению,
умение и желание высказываться, что способствует эффективности обучения.
Девиз такого обучения совпадает с педагогическим кредо каждого настоящего учителя: открывать знания вместе с детьми.
Желаю Вам успеха.