Современные требования к учителю химии


(Материалы из книги С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянскай "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ОО" )
Современные требования к деятельности учителя химии

В настоящее время школьное химическое образование основывается на изучении 5 основных теоретических концепций:
- атомно-молекулярное учение;
- теория электролитической диссоциации;
- механизм и условия протекания химических реакций;
- периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
- теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, которые определяющим компонентом всего процесса, способствующие отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения. Поэтому на каждом уроке учитель должен четко и аргументировано проговорить основные цель и задачи урока. Продолжением такой системности является определение учителем подцели каждого из этапов урока. Только определив общую цель и логически вытекающие подцели процесса обучения, учитель химии сможет совершить вест процесс обучения и воспитания. Содержание школьного курса включает ознакомление учащихся с основами науки, законов, теорий, понятий; способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, интереса к предмету, бережного отношения к природе; обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Завершающим компонентом учебного процесса являются результаты обучения.
В основе отбора содержания и построения школьного курса химии лежат следующие принципы:
- научности;
- системности и последовательности;
- доступности, наглядности;
- связи теории с практикой.
Школьный курс химии образуется двумя основными системами знаний – системой знаний о веществах и системой знаний о химических реакциях.
Из огромного многообразия веществ для изучения отобраны следующие: имеющие большое познавательное значение (водород, кислород, ввода, основания, соли); имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.); играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.); на примере которых можно дать представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, альдегиды и др.); отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.). Отечественный школьный курс основан на изучении понятия о веществе. Современный учитель химии должен не только владеть предметными знаниями, методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и применять их на практике, моделируя и анализируя различные педагогические ситуации.
Долгое время документом, определяющим критерии учителя химии, являлась профессиограмма, акцентируя внимание на следующие основные задачи учителя.
1. Формулировать общие, специфические и частные цели и задачи химического образования в основной и полной средней (общеобразовательной и профессиональной) школе современного типа.
2. Осуществлять отбор и реализацию содержания учебного материала по химии в соответствии с целями и задачами химического образования с учетом важнейших функций обучения химии, а также особенностями данной школы, учебных групп, отдельных учащихся.
3. Структурировать содержание обучения химии в разнообразные типы и формы уроков, внеклассных мероприятий и факультативных занятий.
4. Выбирать и реализовывать в процессе современной технологии обучения химии оптимальные традиционные и инновационные методы, средства и формы воспитания.
5. Проектировать и умело использовать различные условия обучения (учебно-материальные, санитарно-гигиенические морально-психологические экономические, эргономические и др.).
6. Прогнозировать и организовывать в соответствии с научной организацией труда (НОТ) познавательную деятельность учащихся, работу учебного кабинета, лаборанта, а также собственную педагогическую деятельность учителя химии.
7. Мобилизовать учащихся на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач путем использования в процессе обучения химии методов мотивации и стимуляции учащихся.
8. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения химии в разных типах школ (лицей, колледж и др.).
9. Корректировать процесс обучения химии с учетом ожидаемого и реального его протекания.
10. Организовывать не только процесс учебного познания и труда, но и общение между субъектами образовательной деятельности. 22
11. Создавать в процессе учебных, внеклассных и факультативных занятий по химии частично поисковые и исследовательские ситуации, необходимые для формирования творчески активной личности.
12. Воспитывать у учащихся в процессе обучения химии интерсоциальные свойства личности: гуманность, потребность в познании и труде, ценностное отношение к материальной и духовной культуре, к природе, творческую активность, саморефлексию.
13. Развивать у учащихся представления о химических объектах окружающего мира, различные виды памяти, интегративный стиль мышления, эмоционально-волевые качества, социально-позитивные мотивы и потребности, познавательный интерес к химии.
14. Оценивать результаты обучения химии (уровни сформированности химических знаний, специфических предметных умений и ценностных отношений к химической науке, химическому образованию, природе, химической технологии, химическому производству и другим объектам).
15. Изучать и использовать инновационный опыт работы учителей химии, осуществлять самоанализ своей деятельности, самоконтроль, самосовершенствование и самообразование с целью достижения педагогического мастерства, высокого уровня профессионализма. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования основные задачи российского образования определены как повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Для того чтобы добиться успехов в обучении химии, учителю химии необходимо хорошо понимать сам процесс обучения на всех этапах, начиная с пропедевтических курсов и завершая профильным обучением в 10–11 классах. К основным компонентам процесса обучения химии относят следующие: цели и задачи обучения, содержание учебного предмета химии, методы и средства обучения, преподавание (деятельность учителя химии), учение (деятельность учащегося, изучающего химию).
Функциональные компоненты модели учителя современной школы
1. Гностическая (познавательная) функция:
• умение легко ориентироваться в содержании преподаваемого предмета «химия» (выделять главное, существенное; видеть проблемные для школьников темы; предвидеть затруднения и т.д.);
• умение учитывать индивидуально-психологические особенности усвоения учебного материала учащимися;
• умение диагностировать процессы развития учащихся, как в когнитивном, так и в общепсихологическом планах.
2. Конструктивная функция:
• умение формулировать цели и задачи педагогического процесса;
• умение планировать системы педагогической деятельности по химии на уроках и во внеурочной работе;
• умение осуществить отбор содержания, форм и методов реализации плана.
3. Коммуникативная функция:
• умение использовать психологические законы передачи, восприятия и усвоения учебного материала по химии;
• умение оптимально представлять информацию для восприятия учащимися с учетом ее содержания и характера;
• умение организовать пространство общения;
• умение регулировать формы подачи информации (использование технических средств обучения, таблиц, схем и т.д.);
• умение формировать эмоционально-ценностное отношение к информации;
• умение работать в режиме диалога;
• умение стимулировать процессы общения;
• умение использовать выразительные средства общения (вербальные и невербальное).
4. Организационная функция:
• умение организовать работу учащихся на уроке по химии;
• умение делегировать часть функций учащимся;
• умение распределять функции и обязанности в классе;
• умение «чувствовать» учебную ситуацию;
• умение объективно оценивать ход и результаты работы;
• умение организовать не формальную, а рабочую дисциплину;
• умение контролировать план выполнения работы на уроке, в четверть, за год.
5. Функция самореализации:
• умение отслеживать, анализировать и обобщать личный профессионально-педагогический опыт;
• умение адаптировать удачные методические приемы других учителей в свою педагогическую систему;
• умение комплексно рефлексировать динамику собственной «Я-концепции».
В соответствии с основными требованиями к выпускникам новой
школы учитель химии должен:
- понимать роль учебных заведений в обществе, основные
проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
- понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.
Учитель химии должен знать:
 сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
 пути совершенствования мастерства учителя и их способы самосовершенствования;
 методику преподавания своего предмета;
 содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
 требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
 вопросы частных методик школьных курсов по предмету;
 различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
 методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
 научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки;
 методы компьютерной обработки информации.
Учитель химии должен уметь:
 проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
 планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;
 обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;
 разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
 отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
 анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
 организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
 применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
 использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
 создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
 развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Итак, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что современные требования к деятельности учителя химии определены компонентами федерального государственного образовательного стандарта общего образования, введением профильного образования с обязательным введением элективных курсов и вариативностью школьных учебных программ.