Внеклассное мероприятие «Присвоение почётного наименования «Кабинет И.А. Гончарова» кабинету №7(русского языка и литературы)»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Красная Зорька»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
Внеклассное мероприятие
«Присвоение почётного наименования
«Кабинет И.А. Гончарова»
кабинету №7(русского языка и литературы)»
Автор: учитель русского языка
и литературы
первой квалификационной категории
Маркова Ольга Александровна
2015 г.
Пояснительная записка
При подготовке данного мероприятия использовались следующие принципы внеклассной работы:
1.Принцип добровольности. Инициативная группа учащихся была организована по этому принципу, что обязало учащихся к дисциплинированности и активности.
2. Принцип равноправного участия школьников. Этот принцип позволил участвовать в мероприятии учащимся разных возрастных групп.
3.Принцип самодеятельности. Учащиеся проявили самостоятельность в подготовке и проведении мероприятий.
4.Принцип занимательности. Этот принцип находит свое выражение, прежде всего в необычности такого мероприятия, оно не является шаблонным, проводится в школе впервые, что вызвало к его проведению большой интерес.
                                                  Аннотация
Данная методическая разработка (сценарий торжественного мероприятия) представляет собой материал для проведения мероприятий, способствующих развитию интереса к отечественной литературе, обогащающих личный опыт ученика: он приобретает необходимые коммуникативные умения и навыки.
Цели:
Методическая цель:
-показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия.
Воспитательная цель:
– воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру, любовь к чтению;
- активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Развивающая цель:
- развивать активность и инициативу, творческие способности учащихся;
- расширять знания учащихся о выдающихся личностях, прославивших
Симбирский край;
- развивать навыки публичных выступлений.
Задачи:
– привлечь внимание учащихся к жизни и творчеству писателя И. А. Гончарова, заинтересовать его произведениями.
Методы:
слово учителя, сообщения учащихся.
Форма проведения:
Торжественное массовое мероприятие  познавательной ориентации.
Предварительная работа:
Составление плана проведения мероприятия, определение ведущей темы.
Организация экспозиции: выставка произведений писателя, стилизация рабочего стола писателя.
Отбор иллюстративного материала.
Оформление стендов, освещающих жизненный и творческий путь И. А. Гончарова.
Составление текстового сопровождения мероприятия.
Отбор творческих работ учащихся (сообщений по теме, презентаций, буклетов о жизни и творчестве писателя).
Подготовка школьников – ведущих к проведению мероприятия:
отработка навыков выразительного чтения, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран.
 Место проведения: школьный кабинет русского языка и литературы.
Кем проводится: организуют мероприятие учитель русского языка и литературы Маркова О. А.
Участники: учащиеся 5 -9 классов
Приглашённые: директор школы Е.В. Белоногова, зам. директора по УВР
Черпакова О. В., педагог – организатор Айриян Ж.С.
Актуальность мероприятия:
такие виды деятельности учащихся, как изучение литературного наследия Ульяновской области содействуют формированию гражданской позиции, мировоззрения школьников, воспитывают любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
Сценарный план проведения мероприятия.
I. Подготовка мероприятия:
презентации, наглядный материал.
ІІ. Содержание:
1. Введение
Знакомство с темой мероприятия.
2. Основная часть:
 а) вступительное слово учителя;
б) торжественное открытие кабинета;
в) выступление подготовленных учащихся;
г) знакомство с экспозицией; представление буклетов;
д) просмотр презентаций.     
3.Заключительная часть:
 Подведение итогов  мероприятия.
4.Рефлексия.
Ход мероприятия
Введение: Знакомство с темой мероприятия.
Присвоение кабинету №7(русского языка и литературы) почётного наименования «Кабинет И. А. Гончарова».
2. Основная часть:
а) вступительное слово учителя: - Здравствуйте, уважаемые ребята, гости!
Сегодня мы приглашаем вас на открытие кабинета имени Ивана Александровича Гончарова. Выбор этот не случаен!
Иван Александрович Гончаров родился на земле Симбирской.
Мы, современные люди, живущие в Ульяновской области, должны знать о людях, прославивших наш край на века!
Члены инициативной группы проделали большую работу по подготовке этого мероприятия. Благодаря их кропотливой работе, мы сегодня
познакомимся с жизнью и творчеством нашего выдающегося земляка
И. А. Гончарова, побываем на виртуальной экскурсии по памятным местам Ульяновска, связанным с его именем.
б) торжественное открытие кабинета
- Право открыть кабинет И.А. Гончарова (разрезать красную ленточку) предоставляется лучшей ученице 8 класса...
в) выступление подготовленных учащихся:
Ведущий 1
У стенда «Поэты и писатели земли Симбирской».
Если скажут слово "Родина
Сразу в памяти встаетСтарый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот...
- Малая Родина ульяновцев - это край Симбирский, великая Волга, березовые рощи и сосновые боры, ягодные поляны и уникальные парки. Это памятные места, связанные с жизнью и деятельностью российских знаменитостей: Аксакова, Дениса Давыдова, историка Карамзина, И.А. Гончарова, Языкова, Пластова и многих других.
- Знать историю, искусство, культуру своего края - долг каждого уважающего себя человека, гражданина.Не должны мы жить «Иванами, не помнящими родства своего...»
Языков и Пушкин на тройкеПо улочкам старым,Друзей понаведав,Летят над Свиягой с горы;Скорбит Карамзин;И неслышно проходит над яромИван Гончаров,На ходу сочиняя «Обрыв».
( Представление буклета «Поэты и писатели земли Симбирской»).
( Приложение 6)
Ведущий 2
г) знакомство с экспозицией:
- Иван Александрович Гончаров. Это имя известно многим в нашей стране, но особую гордость испытываем мы, его земляки-ульяновцы, потому что в 1812 году 17 июня в городе Симбирске родился этот замечательный писатель. В Симбирске он провел детство, учился в городском пансионе, приезжал сюда на каникулы из Московского коммерческого училища и университета и почти год служил в канцелярии Симбирской губернии. Неоднократно приезжал он в родной город и потом, живя здесь иногда месяцами. Очень многое связывало Гончарова с Симбирском. Здесь формировался характер будущего писателя, здесь возникли его творческие замыслы. Здесь, среди «сна и застоя», наблюдал он будущих героев «Обломова».
Ведущий 3
- Почти все, что написано Гончаровым, в той или иной степени навеяно Симбирском, местными наблюдениями, встречами, фактами. Даже «Фрегат Паллада» известным образом обязан симбирянину Трегубову (отставному офицеру-моряку, крестному отцу), пленившему воображение маленького Вани рассказами о кругосветных путешествиях. Свою неразрывную связь с родиной, с Волгой, с «почвой родной Обломовки» Гончаров особенно подчеркивал. Путешествуя вокруг света, он пишет: «Однообразные картины родимого Поволжья милее и ближе... в них есть что-то материнское...»
Ведущий 4
- Наиболее тесно связан с Симбирском и Волгой последний роман Гончарова «Обрыв». Место действия, образы, природа, заголовок - все взято из родных мест, которые в 1849 году и натолкнули писателя на создание этого произведения: «План романа «Обрыв» родился у меня на Волге», когда я после четырнадцатилетнего отсутствия посетил Симбирск, свою родину. Воспоминания ранней молодости, новые встречи, сады, Волга, обрывы Поволжья - все это расшевелило мою фантазию…»
Ведущий 1
- Я хочу представить вашему вниманию небольшую экспозицию, посвященную Ивану Александровичу Гончарову.
На левом стенде вы видите фотографии с изображением обложек произведений писателя. Это всемирно известные романы «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». На написание этих произведений писателя вдохновила та атмосфера спокойствия, безмятежности, которая царила в провинциальном городе. Многие эпизоды написаны по личным впечатлениям о Симбирске. Представляем вашему вниманию небольшуювыставку книг И. А. Гончарова и произведений о нем, его творчестве. Здесь вы видите альбом с фотографиями, рассказывающими о симбирском периоде жизни Ивана Александровича.
- А это – издание, наверное, самого романтического произведения «Фрегат «Паллада». Прочитав его, вы увидите мир глазами писателя, познакомитесь с жизнью многих народов и стран, которые Гончаров посетил во время кругосветной экспедиции.
(Просмотр презентации «Жизнь и творчество И. А. Гончарова»).
( Приложение 4)
Ведущий 2
- Мы попытались воссоздать фрагмент рабочего места писателя. Вот это - фотографии его рукописей. Своей рукой он сделал наброски, которые впоследствии войдут в его произведения. А это фигурка любимого поэта Ивана Александровича.
- Кто это? Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин. Какие произведения Пушкина вы читали?
- Пушкин был кумиром Гончарова и, наверняка, похожая статуэтка украшала рабочее место писателя. (Приложение 8)
- Прочитаем высказывания И.А Гончарова о литературе и языке, обращённые к потомкам и задумаемся над тем, что он хотел вложить в их смысл: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
«Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать».
Ведущий 3
- Благодарные потомки увековечили память об Иване Александровиче Гончарове. Приглашаем вас на виртуальную экскурсию по гончаровским памятным местам города Ульяновска.
(Просмотр презентации «Гончаровские памятные места Ульяновска»).
( Приложение 4.)
Презентация буклетов, выполненных учащимися 6,8,9 классов.
( Приложение 6.)
3.Заключительная часть:
Слово учителя.
- Иван Александрович Гончаров оставил огромный след в русской и мировой литературе. И, хотя мы не изучаем его творчество в основной школе, каждый образованный житель Ульяновской области должен знать о своём выдающемся земляке.
Спасибо за внимание и участие в мероприятии.
4.Рефлексия:
Учащимся предлагается заполнить анкету «Закончите предложения».
Анкета «Закончите предложение».
Дата проведения мероприятия 19. 12. 2015 г.
Учащийся_____________ класса
1. Мне понравилось на мероприятии
2. Для меня новым было
3. Я хотел бы
4. Это мероприятие заставило меня задуматься
(Приложение 7)
Использованная литература:
1.Инновационный проект «Кабинет как единица архитектурного образовательного пространства», автор Белоногова Е. В.
2. М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. //
Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. – М.:
Просвещение, 2001.
3.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998
4.Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати»,1998.
Ресурсы Интернет:
literatura5.narod.ru›Жизнь и творчество ;
fb.ru›article…i-a-goncharov-jizn-i-tvorchestvo;
Russkay-Literatura.ru›…goncharova-i…i-tvorchestvo…;
nsportal.ru›…zhizn-i-tvorchestvo-iagoncharova;
simbirsk.simd.ru›simb_pisat.html