Рабочая программа Юное дарование (кружковая работа по русскому языку для обучающихся 1-4 классов)


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Горизонт»
Принята на педагогическом совете
№______
от «____»_____________2015года

УТВЕРЖДАЮ
Директор «МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт»
_________Е.В.РыковаПриказ №__________
от «_______»______________2015года

ДОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
СРОК ОБУЧЕНИЯ – 3 ГОДА
Программу реализует
педагог дополнительного образования
Виль Олеся Михайловна
Первая квалификационная категория
г.Александровск,2015
Пояснительная записка
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский
Как сделать так, чтобы учение было увлекательным? На протяжении всей педагогической деятельности этот вопрос волнует не только учителей общеобразовательной школы, но и педагогов дополнительного образования.
Изучив огромное количество статей и педагогических разработок по данной теме, мы пришли к выводу, что наиболее привлекательными для учащихся любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир,  считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике педагогов прочное место, как в системе уроков, так и в дополнительном образовании. Используя на занятиях игровые элементы, происходит активизация учебного процесса, расширяются и углубляются знания, вызывается живой интерес к изучению.
Программа разработана для занятий с обучающимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программ «К тайнам слова: занимательная лексика» Е.М. Елизаровой, «Занимательный русский язык» В.М. Стаценко.Программа «Юное дарование» предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, фольклора, традиций, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку.
Новизна данного курса заключается в том, что он даёт возможность глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, совершенствуются умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыки использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базового курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты и фольклора. Кроме этого, в программу включены новейшие научные знания о происхождении письменности, об этапах развития славянской письменности от наших дней и до глубокой древности.
Актуальность программы: строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его многие «тайны», поэтому целесообразно развивать потенциальные возможности учащихся в детских творческих объединениях.
Уникальность занятий заключается в том, что они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся, дополняют школьную образовательную программу.
В ходе занятий у детей развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. 
Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Данная программа содержит как теоретический блок, так и практический, который направлен на развитие творческих способностей, позволяет учащимся углубить и систематизировать знания о языке и речи, русском фольклоре. При проведении занятий используются игровые технологии, которые позволяют значительно расширить формы работы и охватить большой объем материала.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык и традиции.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи  программы:
Образовательные:
обучать умению искать нужную информацию в литературе и в интернете;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать.
Развивающие:
развивать языковую компетенцию учащихся, обеспечивающую свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру.
Воспитательные:
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщать к культуре и литературному творчеству русского народа;
воспитывать овладение культурой межнационального общения, толерантность;
сформировывать социально активную, конкурентоспособную личность.
Программа «Юное дарование» предназначена для учащихся 8-11 лет и рассчитана на 3 года обучения. Программа состоит из четырех частей:
В первой части «История языка» учащиеся знакомятся с развитием письменности на Руси, старославянской азбукой, историей русской пунктуации.
Во второй части «Таинства лексики» дети подробно, в занимательной форме, знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов и пословиц.
В третьей части «Слово о словах» речь идет о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках, развивают творческие и интеллектуальные способности.
В четвертой части «К мудрости ступенька» учащиеся знакомятся с жанрами русского фольклора, православными христианскими и языческими праздниками, дополняются и углубляются уже имеющиеся знания о народном поэтическом творчестве.
Количество обучающихся в группах:1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 15-12 человек
3 год обучения – 10-12 человек
Периодичность занятий:
Первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа.
Второй и третий год обучения – два раза в неделю по три часа.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
групповые (работа в группах);
индивидуальные;
Работа с особыми категориями детей:
Для работы с одаренными детьми, детьми группы риска, инвалидами разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты с постепенной усложненностью заданий. В основном это дети второго и третьего года обучения.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, дискуссия, рассказ);практические (игра, турнир,  считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки.
Планируемые результаты.
1-й год обучения
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному педагогом плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и педагога;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-ой год обучения
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному педагогом плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и педагога;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с детьми совместно с педагогом о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-й год обучения
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Формы контроля:
тестирование;
совместная разработка проектов;
подготовка докладов, сообщений, творческих работ;
работы по карточкам, кроссворды, шарады, ребусы.
Итоговая форма отчетности: зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу (см. приложение 1)
Оборудование и материалы:
учебные пособия, лингвистические словари, справочники;
научно-популярные книги о русском языке;
тестовые задания по русскому языку;
памятки «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1
Типовые правила для работников УДО
Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. – М.: Дрофа, 2006.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
Длительность занятий – 45 минут
Часов в неделю – 4 ч.
Всего часов – 144 ч.
№ Тема Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 2 2
2 Введение в курс 2 2
Часть I. История языка
3 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…».
2 2 4
4 Развитие письменности на Руси.
6 10 16
5 Если хочешь познать истину, начни с азбуки.
6 12 18
6 Школа Кирилла и Мефодия.
6 10 16
7 Как появились звуки и что с ними происходило.
10 12 22
8 История возникновения частей речи
4 8 12
9 Из истории русской пунктуации.
4 8 12
10 Признаки старославянизмов в художественной литературе
2 2 4
11 Что такое «современный русский литературный язык»
4 6 10
12 Турнир знатоков русского языка от Аз до Яз.
2 2
13 Лексикография. Словари. 4 6 10
14 День славянской письменности
10 10
15 Итоговое занятие 2 2
ИТОГО: 52
92
144
Содержание образовательной программы
первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год.
Тема 2. Введение в курс «Юное дарование» (2 часа)
Перед изучением курса «Юное дарование» учащиеся должны иметь представление о том, чем они будут заниматься, видеть перед собой определенную цель. Дается представление о том, что русский язык - это очень увлекательная наука, у него есть своя история. На занятии планируется провести викторину для выявления знаний и способностей учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: проектор, ноутбук
Тема 3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…». (К.Г.Паустовский) (4 часа)
Беседа «Слов драгоценные клады»
Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.
Тема 4. Развитие письменности на Руси (16 часов)
Рассказ о письменности, ее роли в развитии цивилизации. Виды письменности. Письменные памятники. Берестяная грамота, клинопись, знаки-символы; иероглифы и т.д.
Типы начертания букв.
Практикум. Работа над словом.
Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии.
Практикум. Составление лингвистических сказок.
Особенности отдельных написаний.
Практикум. Считалки.
Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
Практикум. Турнир.
Оборудование, материалы, средства наглядности: карточки с буквами, образцы письменных памятников, тексты для практикума, сценарий турнира.
Тема 5. Если хочешь познать истину, начни с азбуки (18 часов)
Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица.
Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей.
Глаголица и кириллица. Изменения в кириллице.
Практикум. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.
Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами.
Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ё в классической кириллице. Введение буквы ё Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д.
Практикум. Викторина.
Судьба отдельных букв.
Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Оборудование, материалы, средства наглядности: азбука (глаголица и кириллица), проектор, ноутбук, вопросы для викторины, тексты для практикума.Тема 6. Школа Кирилла и Мефодия (16 часов)
Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян.
Общеславянский праязык.
Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
Первые книги на Руси.
Практикум. Работа над словом.
Оборудование, материалы, средства наглядности: портреты Кирилла и Мефодия, карточки с заданиями.
Тема 7. Как появились звуки и что с ними происходило? (22 часа)
Особенности звукового строя праславянского языка.
Трансформации в звуковой системе, возникновение чередований.
Практикум. Викторина.
Появление беглых гласных.
Практикум. Ролевая игра.
Процесс перехода е в о.
Практикум. Составление лингвистических сказок.
Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги.
Согласные звонкие и глухие.  Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.
Практикум. Фонетический анализ слова.
Практикум. Написание сочинений-миниатюр.
Практикум. Составление грамматических сказок.
Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).
Практикум. Выполнение тестов.
Практикум. Диспут «Живой как жизнь» (изменения в русском языке в начале XXI века)
Практикум. Путешествие.
Оборудование, материалы, средства наглядности: тесты, вопросы для викторины, презентация.
Тема 8. История возникновения частей речи (12 часов)
История имён существительных.
Переход собственных имён в нарицательные, нарицательных в собственные.
Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Вариативность окончаний существительных в одном и том же падеже.
История звательной формы.
Практикум. Написание грамматических сказок.
Имена существительных общего рода.
Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
История имён прилагательных.
Практикум. Анализ произведений устного народного творчества (нахождение кратких прилагательных).
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор.
Тема 9. Из истории русской пунктуации (12 часов)
Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.
Практикум. Путешествие.
Точка – самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции точки с запятой.
Практикум. Викторина.
Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Практикум. Составление грамматических сказок.
Другие наименования знаков препинания.
Практикум. Турнир.
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор, тексты 15 века.
Тема 10. Признаки старославянизмов в художественной литературе
(4 часа)
Полногласие и неполногласие.
Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-.
Практикум. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе.
Оборудование, материалы, средства наглядности: карточки с заданиями, тексты.
Тема 11. Что такое «современный русский литературный язык»
(10 часов)
Бессмертный Язык и смертные языки. Как и почему изменялся наш язык?
Почему современный школьник не может свободно читать тексты, написанные в XVII в.? Когда возник современный русский язык?
Понятие нормы. Её динамический характер.
Практикум. Путешествие в музей. Гид – вымышленный персонаж Гривна. Инсценировка и письменный ответ на вопрос.
Изменение норм.
Литературный язык.
Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор.
Тема 12. Турнир знатоков русского языка от Аз до Яз (2 часа)Оборудование, материалы, средства наглядности: ватман, маркеры, бумага.
Тема 13. Лексикография.  Словари.
Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Практикум. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Многоязычные и одноязычные словари.
Практикум. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
Тезаурусы.
Практикум. Решение кроссвордов.
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор.
Тема 14.День славянской письменности (10 часов)
Организация и проведение праздника славянской письменности. Распределение ролей, подготовка реквизита, репетиции по сценарию.
Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов работы объединения. Заполнение зачетных листов. Награждение.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности;
буквенные и цифровые обозначения в кириллице;
письменные памятники;
первые книги на Руси.
должны уметь:
работать со словарем;
объяснять происхождение и значение некоторых выражений;
исследовать и анализировать языковые единицы;
писать сочинения-миниатюры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения
Длительность занятий – 45 минут
Часов в неделю – 6 ч.
Всего часов – 216 ч.
№ Тема Количество часов
теория практика всего
Вводное занятие 3 3
Часть II. Таинство лексики
1 Лексическое значение слова
3 6 9
2 Прямое и переносное значение слова
3 6 9
3 Ударение меняет значение
3 6 9
4 Пестрое семейство синонимов
3 6 9
5 Великое противостояние антонимов
3 6 9
6 Слова – двойники. Омонимы.
3 3 6
7 Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов
6 6 12
8 Похожи, но одинаковы. Паронимы
3 3 6
9 Из глубины веков. Архаизмы.
3 6 9
10 Красна речь пословицей.
3 9 12
11 Устойчивые сравнения
3 6 9
12 Фразеологические сочетания
3 9 12
13 Шарада
6 6
14 Поиграем в слова
6 6
Часть III Слово о словах.
15 Происхождение имен и прозвищ.
6 9 15
16 Времена года
6 6 12
17 «Крутится –вертится шар голубой…»
3 3 6
18 В гостях у сказки
3 6 9
19 Что нужно школьнику?
3 9 12
20 Скатерть-самобранка
3 6 9
21 Растения –почему их так называют?
3 6 9
22 Птицы и звери- почему их так называют?
6 6
23 О том, что мы носим
3 3 6
24 Игра «Счастливый случай»
3 3
25 Итоговое занятие
3 3
Содержание образовательной программы
второго года обучения
Вводное занятие (3 часа)
Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год.
Тема 1. Лексическое значение слова (9 часов)
Дать понятие о лексическом значении слов, лексике
Знакомство с толковыми словарями русского языка: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, В.Даль, М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова Как правильно и быстро найти слово в словаре.
Практикум по определению лексического значения слов (байдарка, вахтер, репутация, ярлык и т.д.)
Правильное употребление слов в речи.
Практикум. Исправить лексические ошибки в предложении.
Составление и отгадывание кроссвордов
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, В.Даль, М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова, карточки с заданиями, проектор, ноутбук
Тема 2. Прямое и переносное значение слова (9 часов)
Особенности прямого и переносного значения слова
Правильное употребление слов в прямом и переносном значении.
Практикум. Составить предложение, где слова употребляются в переносном и прямом значении.
Практикум. Подобрать к сочетаниям слова так, чтобы получился переносный смысл.
Практикум. Переносное значение слов в тексте К. Чуковского «От двух до пяти», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, карточки с заданиями, произведения К. Чуковского «От двух до пяти», А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Тема 3. Ударение меняет значение (9 часов)
Что такое ударение
Практикум. Определение ударения в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Практикум. Поэты об ударении (А.Барто, Я Козловский)
Три особенности русского ударения
Роль буквы ЁКак найти ударение в словах
Знакомство с Орфоэпическим словарем
Практикум. Правильно поставить ударение в словах, запомнить как они произносятся, работа с таблицей «Произноси правильно»
Практикум. Вопросы для любознательных.
Практикум. Занимательные задания
Практикум. Мини-викторина.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Орфоэпический словарь», «Орфографический словарь», карточки с заданиями, таблица «Произноси правильно», А.Барто, Я Козловский.
Тема 4. Пестрое семейство синонимов (9 часов)
Что такое синонимы
Особенности синонимов
Из истории синонимов
Знакомство со словарем синонимов З.Е. Александровой
Значение синонимов в речи
Практикум. Разгадывание кроссворда.
Практикум. Синонимы в стихотворении В.Берестова.
Практикум. Загадки в стихах о синонимах
Практикум. Подбор синонимов к словам.
Практикум. Игра «Синонимичное лото»
Практикум. Работа по карточкам.
Практикум. Замени слова синонимами и отгадай чайнворд.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, словарь синонимов З.Е. Александровой, карточки с заданиями, карточки для игры в лото, чайнворд, стихотворение В.Берестова.
Тема 5. Великое противостояние антонимов (9 часов)
Что такое антонимы
История антонимов
Значение антонимов
Знакомство со словарем антонимов М.Р. Львова
Практикум. Отгадывание загадок.
Практикум. Найти в стихах антонимы (А.С. Пушкин, В. Полторацкий, А.К.Толстой)
Слова – антонимы в высказываниях знаменитых людей
Практикум. Игра «Раз, два, три –говори!»
Практикум. Работа в группах.
Практикум. Игра «Антонимическое лото»
Практикум. Отгадывание шарад, загадок.
Практикум. Работа по карточкам.
Практикум. Употребление слов в пословицах и поговорках.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, словарь антонимов М.Р. Львова , карточки с заданиями, карточки для игры в лото, чайнворд, стихи А.С. Пушкина, В. Полторацкого, А.К.Толстого.
Тема 6. Слова – двойники. Омонимы (6 часов)
Понятие об омонимах
Признаки омонимии
Практикум. Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка»
Практикум. Найти слова-омонимы в стихах: Б. Гольдберга «Сколько кос на свете?», В. Лифшица «Два ключа», А. Шибаева «Норка у норки», Я. Козловского «Шашки», Г. Шмань «Лисичка!».
Практикум. Веселые вопросы.
Практикум. Отгадывание кроссворда.
Практикум. Игра «Отгадай омоним»
Практикум. Объясните смысл слов-омонимов в предложении. Работа в группах.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, карточки с заданиями, кроссворд, стихи Б. Гольдберга «Сколько кос на свете?», В. Лифшица «Два ключа», А. Шибаева «Норка у норки», Я. Козловского «Шашки», Г. Шмань «Лисичка!».Тема 7. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов (12 часов)
Понятие об омоформахОсобенности лексики русского языка
Какими частями речи являются омоформыПонятие об омофонах.
Практикум. Найти омофоны в предложении.
Понятие об омографах.
Практикум. Найти омографы в предложении. Расставить ударение, объяснить смысл слов-омографов.
Понятие о каламбурах.
Практикум. Прочитать стихи и найти омонимы, омографы, омоформы.
Практикум. Веселый диктант.
Практикум. Составление сказок.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, проектор, ноутбук.
Тема 8. Похожи, но одинаковы. Паронимы (6 часов)

Значение слова «пароним»
История паронимов.
Практикум. Групповая работа с толковым словарем.
Практикум. Работа по карточкам.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, проектор, ноутбук, карточки.
Тема 9. Из глубины веков. Архаизмы (9 часов)
Особенности устаревших слов
Правильное употребление архаизмов
Практикум. Отгадывание кроссворда.
Практикум. Соотнесение слов и рисунка.
Практикум. Образование от архаизмов новых слов.
Использование архаизмов в литературных произведениях.
Практикум. Найти архаизмы в стихотворении Р. Заславского «Старинные слова», А.С. Пушкина «Пророк»
Практикум. Работа с картиной В.Васнецова «Богатыри»
Практикум. Работа по карточкам.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, проектор, ноутбук, карточки, стихи Р. Заславского «Старинные слова», А.С. Пушкина «Пророк», картина В.Васнецова «Богатыри».Тема 10. Красна речь пословицей (12 часов)
Понятие «пословица» и «поговорка»
Чем пословица отличается от поговорки
Практикум. Разделите изречения на две группы (пословицы и поговорки)
Высказывания русских писателей о пословицах и поговорках
Пословицы и пословицахВ.И. Даль – собиратель пословиц и поговорок.
Практикум. Рисунки к пословицам.
Практикум. Игра «Перепутаница»
Практикум. Отгадывание пословиц по картинкам.
Практикум. Конкурс «Магические числа»
Практикум. Конкурс «Замени пословицами»
Практикум. Конкурс «Собери пословицу»
Практикум. Игра «Поле Чудес»
Практикум. Театральный конкурс.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, карточки с заданиями, рисунки к пословицам, портрет В.Даля.
Тема 11. Устойчивые сравнения ( 9 часов)
Понятие об устойчивых сравнениях.
Практикум. Работа со словарем С.И. Ожегова
Практикум. Употребление устойчивых сравнений.
Практикум. Дополните предложения устойчивыми сравнениями.
Практикум. Отгадывание кроссворда.
Практикум. Составление рассказа, употребляя образные сравнения.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, карточки с заданиями, кроссворд.
Тема 12. Фразеологические сочетания (12 часов)
Понятие о «фразеологическом сочетании»
Практикум. Отгадывание кроссворда.
Знакомство со словарем В.П. Жукова
Практикум. Выполнение упражнений по использованию фразеологизмов в речи.
Практикум. Конкурс «Веселые картинки»
Практикум. Определить из каких произведений взяты тексты, найти фразеологизмы, объяснить их смысл.
Практикум. Отгадайте выражения и составьте с ними предложения.
Фразеологизмы в творчестве К. Чуковского.
Практикум. Подобрать слова- синонимы к фразеологическим оборотам.
Практикум. Распределить фразеологизмы на группы.
Практикум. Исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.
Практикум. Игра «Устойчивые словосочетания заблудились»
Практикум. Комплексное задание
Практикум. Творческая работа.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Школьный фразеологический словарь русского языка В.П. Жукова, карточки с заданиями, кроссворд, произведения К.Чуковского.
Тема 13. Шарада (6 часов)
История слова «шарада»
Практикум. Учимся отгадывать шарады.
Практикум. Игра «Поле чудес»
Практикум. Сочиняем сами.
Практикум. Работа в группах.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, шарады, карточки с заданиями.
Тема 14. Поиграем в слова (6 часов)
Понятие «логорифмы», «метаграммы», «перевертыши»
Практикум. Отгадать загадку и соединить с видом загадки.
Практикум. Чтение стихотворения Н.Матвеевой «Путаница», обсуждение явления, которое описано в произведении.
Практикум. Применив прием «перевертыши», прочитать слова и произнести звуки в обратном порядке
Оборудование, материалы, средства наглядности: «логорифмы», «метаграммы», «перевертыши», карточки с заданиями, стихотворение Н.Матвеевой «Путаница».
Тема 15. Происхождение имен и прозвищ (18 часов)
Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.
Древние русские имена.
Практикум. Проект «Откуда пошла моя фамилия».
Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы.
Знатные имена.
Женские имена.
Практикум. Игра «Я и мое имя»
Происхождение отчеств.
Прозвища.
Практикум. Викторина.
Оборудование, материалы, средства наглядности: проектор, ноутбук
Тема 16. Времена года (12 часов)
Этимология названия месяцев.
Знакомство с «Этимологическим словарем школьника» О.Д.Ушакова.
Практикум. Подбор пословиц и поговорок о месяцах.
Практикум. Подбор стихов о месяцах.
Практикум. Объяснить смысл примет.
Практикум. Соотнести древние названия месяцев с современными.
Практикум. Загадки.
Практикум. Конкурс рисунков.
Оборудование, материалы, средства наглядности: загадки, пословицы, поговорки, «Этимологический словарь школьника» О.Д.Ушакова.Тема 17. «Крутится –вертится шар голубой…» (6 часов)
Понятие «топоним»
Из истории названия континентов
Практикум. Отгадывание кроссворда.
Практикум. Работа со словарем.
Оборудование, материалы, средства наглядности: проектор, ноутбук, карта полушарий, глобус, кроссворд, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.Тема 18. В гостях у сказки. (9 часов)
Образование слова «сказка»
Этимология названия сказочных героев: Баба Яга, Кощей, Колобок, Русалка, Кикимора, Ведьма и т.д.
Практикум. Прочитать отрывок из произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» и объяснить значение слова «лукоморье»
Практикум. Прочитать отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и объяснить значение слова «скатерть- самобранка».
Практикум. Творческая работа.
Оборудование, материалы, средства наглядности: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Этимологический словарь школьника» О.Д.Ушакова, произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый», Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тема 19. Что нужно школьнику (9 часов)
Этимология школьных слов: школа, каникулы, специалист, гимназия, шпаргалка т.д.
Практикум. Отгадывание кроссворда «Школьные науки»
Этимология названия школьных наук.
Этимология названия школьных принадлежностей: чернила, тетрадь, портфель, пенал, карандаш, мел и т.д.Практикум. Составление слайд –шоу «Что нужно школьнику?»
Практикум. Выступление учащихся с презентацией во 2-3-х классах.
Оборудование, материалы, средства наглядности: проектор, ноутбук, словари, кроссворд.
Тема 20. Скатерть-самобранка (9 часов)
Этимология названий овощей, фруктов, блюд.
Практикум. Отгадывание кроссворда.
Практикум. Игра «Поле чудес»
Практикум. Творческая работа «Хозяйка однажды с базара пришла…»
Оборудование, материалы, средства наглядности: проектор, ноутбук, «Этимологический словарь школьника» О.Д.Ушакова
Тема 21. Растения – почему их так называют? (9 часов)
Из истории названия некоторых деревьев, цветов.
Практикум. Игра «Лото»
Практикум. Отгадай названия цветов по картинке
Практикум. Составление доклада.
Оборудование, материалы, средства наглядности:«Этимологический словарь школьника» О.Д.Ушакова, карточки для лото, картинки цветов.
Тема 22. Птицы и звери - почему их так называют? (6 часов)
Практикум. Найти в словаре, откуда пришли названия птиц: канарейка, соловей, кукушка, воробей, скворец, дятел.Практикум. Загадки.
Практикум. Найти в словаре, откуда пришли названия животных: белка, сурок, верблюд, енот, барсук, волк, медведь.Практикум. Работа в группах. Составление ребусов.
Оборудование, материалы, средства наглядности:«Этимологический словарь школьника» О.Д.Ушакова, загадки о животных, загадки о птицах.
Тема 23. О том, что мы носим (6 часов)
Из истории одежды
Происхождение слов: гардероб, брюки, варежки, рубаха, платок, юбка, пальто.
Происхождение головных уборов.
Практикум. Творческая работа.
Оборудование, материалы, средства наглядности:«Этимологический словарь школьника» О.Д.Ушакова.
Тема 24. Игра «Счастливый случай» (3 часов)
Оборудование, материалы, средства наглядности: проектор, ноутбук, бочонки лото с номерами от 1 до 6, карточки с заданиями, сценарий.
Итоговое занятие (3 часа). Подведение итогов работы объединения, заполнение зачетных листов, награждение.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
основные термины, связанные с лексикой;
откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
пословицы, поговорки, загадки;
должны уметь:
работать со словарем;
правильно употреблять изученные слова в речи;
подбирать синонимы и антонимы;
различать слова – паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы;
выступать перед аудиторией.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Третий год обучения
Длительность занятий – 45 минут
Часов в неделю – 6 ч.
Всего часов – 216 ч.
№ Тема Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 3 3
Часть IV. К мудрости ступенька.
2 Русский народный фольклор
3 3
3 Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки
6 33 39
4 Обрядовая поэзия 3 15 18
5 Сказка как жанр фольклора
6 36 42
6 Былины – живая история Руси
3 9 12
7 Исторические песни
3 9 12
8 Детский фольклор
3 18 21
9 Виды и жанры фольклорного театра
6 9 15
10 Русские народные праздники
6 12 18
11
Русский народный костюм 3 9 12
12
Русская народная игрушка 6 12 18
13 Итоговое занятие
3 3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
третьего года обучения
Вводное занятие (3 часа)
Знакомство с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год.
Тема 1.Русский народный фольклор (3 часа)
Понятие «фольклор»
Урок-путешествие в музей народного творчества
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор.
Тема 2. Малые жанры русского фольклора (39 часов)
Пословицы и поговорки - живой родник человеческой речи
Разнообразие идейно-тематического содержания пословиц и поговорок: о трудолюбии; о духовенстве и церкви; о законе и чтиновниках; о торговле; богатстве и бедности; о солдатской жизни; о женской доле и др.
Практикум. Аукцион пословиц и поговорок.
Практикум. Современные пословицы и поговорки: о советской Родине; о партии; о Москве; о жизни сов. Народа; трудовая доблесть советских людей; о пережитках прошлого; изменение быта и нравов людей и др.
Практикум. Творческая работа «Пословицы и поговорки в моей семье»
Практикум. Идейно-тематическое содержание загадок. Человек, его труд и быт; ремесла; орудия труда; явления природы и др.
Практикум. Игра «Отгадай-ка»
Практикум. Викторина.
Практикум. Создание и решение кроссвордов.
Практикум. Создание банка пословиц, поговорок, загадок.
Оборудование, материалы, средства наглядности: сборник пословиц, поговорок, загадок, вопросы для викториныТема 3. Обрядовая поэзия (12 часов)
Календарно-обрядовая поэзия: новогодние обрядовые песни; масленичные обрядовые песни; весенние обрядовые песни; семицко-троицкие обрядовые песни; жнивные обрядовые песни.
Практикум. Посиделки.
Семейно-обрядовая поэзия
Причитания: рекрутские и солдатские; похоронные; свадебные причитания невесты
Практикум. Сбор обрядовой поэзии.
Оборудование, материалы, средства наглядности: сборник обрядовых песен, диктофон, ноутбук.
Тема 4. Сказка как жанр фольклора
Сказки волшебные, бытовые и сказки о животных
Практикум. Особенности бытовых сказок, Отражение в них народного уклада. "Каша из топора".
Бытовые сказки Прикамья. Удмуртская сказка «Лапти-скороходы»
Практикум. Художественные особенности сказок о животных («Кот и лиса», «Медведь на липовой ноге», «Медведь и лиса», «Коза» и др.);
Практикум. Художественные особенности волшебной сказки, проблемы добра и зла в сказке «Белая уточка».
Практикум. Реальное и фантастическое в сказке "Бой на Калиновом мосту". Волшебные герои и события.
Практикум. Наблюдение над текстом . Легенды, предания, исторические сказки («Никита Кожемяка», «Царь Петр» и др.)
Практикум. Литературная викторина «Сказочная карусель»
Практикум. Сочиняем сказку.
Оборудование, материалы, средства наглядности: сказка «Лапти-скороходы», «Кот и лиса», «Медведь на липовой ноге», «Медведь и лиса», «Коза», «Белая уточка», "Бой на Калиновом мосту", «Никита Кожемяка», «Царь Петр», вопросы для викторины.Тема 5. Былины – живая история Руси.
Былина как жанр народно - поэтического творчества
Практикум. Наблюдение над текстом. Былины («Святогор», «Вольга и Микула», «Дунай Иванович», «Илья и соловей-разбойник» и др.).
Практикум. Конкурс рисунков.
Оборудование, материалы, средства наглядности: былины «Святогор», «Вольга и Микула», «Дунай Иванович», «Илья и соловей-разбойник»
Тема 6. Исторические песни
Исторические песни – жанр устной эпической поэзии.
Время появления исторической песни
Практикум. Наблюдение над текстом. «Песни о Ермаке», «Татарский полон», «Взятие Казанского царства» и др.
Исторические песни и былины – общие и отличительные черты.
Оборудование, материалы, средства наглядности:«Песни о Ермаке», «Татарский полон», «Взятие Казанского царства».
Тема 7. Детский фольклор
Специфика детского фольклора. Колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Практикум. Детские народные песни, заклички, приговорки, обрядовые песни, дразнилки, детские сказки, молчанки, скороговорки. Игровой фольклор. Детские ролевые игры. Считалки.
Практикум. Ролевые игры.
Практикум. Составление банка по детскому фольклору.
Оборудование, материалы, средства наглядности: сборник колыбельных песен, частушек, потешек, прибауток, считалок, ролевых игр.Тема 8. Виды и жанры фольклорного театра (15 часов)
Балаган.
Театр Петрушки.
Вертеп.
Раек.
Практикум. Постановка мини - спектакля.
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор, куклы для спектакля
Тема 9. Народные календарные праздники (18 часов)
Традиции семейно-бытовых праздников и обрядов (родины, крестины, именины, новоселье, свадьба)
Практикум. Творческая работа «Мой любимый семейный праздник»
Народные календарные праздники: Масленица, Иван Купала, Пасха, Рождество и др.
Практикум. Организация и проведение Масленицы.
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор, сценарий для проведения Масленицы.
Тема 10. Русский народный костюм (12часов)
Основные элементы костюмов русских крестьянок.
Мужской костюм
Детская одежда
Народный костюм как бесценный памятник традиционной культуры.
Практикум. Экскурсия в музей.
Практикум. Организация выставки мини- выставки русских народных костюмов «Бабушкин сундучок»
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор.
Тема 11. Русская народная игрушка (18 часов)
Народная (традиционная) игрушка как памятник традиционной культуры.
Типы, материалы и техника изготовления игрушки.
Практикум. Творческая работа «Моя любимая игрушка»
Возрастное, половое назначение игрушки.
Первые игрушки в России.
Практикум. Организация выставки « В каждой избушке – свои игрушки»
Оборудование, материалы, средства наглядности: ноутбук, проектор.
Итоговое занятие. (3 часа) Подведение итогов работы, награждение, выдача свидетельств о прохождении курса.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
понятие «фольклор»;
малые жанры русского фольклора;
роды и виды народно - поэтического творчества;
историю развития русского фольклора.
уметь:
организовывать мини-выставки, праздники;
анализировать текст;
работать с первоисточниками.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебные занятия по образовательной программе “Юное дарование” состоят из теоретической и практической части, где большую часть времени занимает практика, которая включает в себя игровые занятия, творческие работы учащихся, викторины, турниры и конкурсы. Работа направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике ресурсы родного языка. Обучающиеся знакомятся с технологией поиска информации (работа со словарем), развивают аналитическое мышление и способность анализировать материал, расширяют кругозор посредством знакомства со сведениями о русском языке и его развитии в истории.
Изучаемый материал строится таким образом, что каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Главным методическим принципом организации практики выступает система творческих заданий, позволяющих детям учиться применять полученные знания на практике, излагать свои позиции. Ученик должен не только грамотно находить ответ на поставленный вопрос, но и развивать лингвистические способности, проявлять познавательную активность, уметь выстраивать аргументированный устный ответ, а также анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты. Доминирующими является групповые формы работы, работа в команде, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, наблюдение над текстом, анализ текста, создание и решение кроссвордов, чайнвордов. Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов в группе, возникающих по ходу работы, с педагогом и другими детьми, помогает расширить понимание о средствах, способах и возможностях творческой деятельности и обеспечивает развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Стимулирование деятельности осуществляется посредством обеспечения на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительного отношения к детям, индивидуального подхода.
Весь курс занятий построен в виде увлекательных, занимательных игр, путешествий и экскурсий. Учащиеся могут выбрать вид деятельности на занятиях: участие в инсценировках, составление схемы, таблицы, рисунка, написание письменного ответа, сообщения, доклада, научной работы, выбрать позицию в споре, дискуссии, создание кроссворда, чайнворда, шарады, ребуса, создание слайд-фильма или текстового документа на компьютере. В основе обучения лежит принцип игрового познания, который соответствует возрастным, психологическим особенностям ребенка.
Формы проведения занятий
№ форма 1 год 2 год 3 год
1 Игра 5,7, 4,5,6,10,12,13,15,
20, 21,24 2,7,
2 Беседа 2, 6, 1,
3 Лекция 3-11,13 2-24 2-11
4 Конкурс 3,10,12, 5 Викторина 5,7,9, 3, 2,4,
6 Доклады, сообщения. 15, 21 3,6,7
7 Составление картотеки. 2,3,7,
8 Схемы, рисунки 9,10,16, 5,
9 Наблюдение над текстом, анализ текста. 5,6,7,8, 10, 11,13, 2,3,5,7,16,21 2,3,4,5,6,
11 Анкетирование 1 1 1
12 Тестирование 7, 5, 7,9
13 Создание и решение кроссвордов, чайнвордов и т.д. 3,13 1, 4,6,9,11,12,13,
14,15,16,17,21 14 Работа над карточками и создание карточек. 1,4,5,8,9 15 Соревнование 21 2,4
16 Занятие-турнир 4, 9,12, 5 9
18 Показ видеоматериалов, иллюстраций 2,3,11 3,12, 4-11
19 Создание слайд-фильма15,19, 8
20 Творческая работа 4,7,8,9,11, 7,11,12,18,20.23 2,4,9,11
21 Диспут 7, 15, 22 Инсценировка, выставка 14 10, 8,9,10,11
2. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Целесообразно использовать следующие способы взаимодействия с детьми:
- объяснительно-иллюстративные;
- практические (упражнения, выполнение заданий);
- гностические (организация мыслительных операций);
- методы исследования (эксперимент, проблемный анализ).
Методы стимулирования и мотивации:
А) эмоциональные методы:
-поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядных образных представлений;
- создание ситуации успеха;
-свободный выбор заданий.
Б) Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации;
- выполнение творческих заданий
В) Социальные методы:
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах;
- взаимопроверка;
3. Техническое оснащение занятий
Удобное помещение для занятий;
Зал для проведения праздников;
Карточки, наглядные пособия и пр.;
Энциклопедическая, справочная, отраслевая литература
Тетради для записей, индивидуальные зачетные листы;
Музыкальный центр, ноутбук, проектор;
Возможность проведения индивидуальных занятий и консультаций.
4. Формы подведения итогов
Оценка знаний, умений и навыков учащихся производится на каждом занятии. С этой целью проводятся тестирования, игры, творческие и зачётные задания, в процессе знакомства с материалом организуется совместная разработка проектов, подготовка докладов, репетиция инсценировок и т.д. Итоговая форма отчетности: зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.
По ходу образовательного процесса проводится тестирование по всем направлениям образовательно-воспитательной работы по специальным диагностическим методикам.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятия в объединении предусматривают ведение постоянной воспитательной работы. Организуется как индивидуальная, так и групповая работа.
Широко распространены индивидуальные беседы, традиционными являются мероприятия:
- «День здоровья» (мероприятия, посвященные здоровому образу жизни).
- «День славянской письменности»;
- «Веревочный курс»;
- Экскурсии;
- беседы по интересам.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Виды творческих заданий:
Письменные ответы на вопросы
1. Почему слова – драгоценные клады?
2. Была ли письменность у древних славян?
Почему современный школьник не может свободно читать написанное в17 веке?
Как появились фамилии?
Какими таинственными ключами и родниками питается наша Речь?
Что общего между словами Речь и Река?
Как в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» раскрывается тайна русских слов?
Первые игрушки России?
Птицы, звери –почему их так называют?
Что нужно школьнику и т.дСоздать обложку учебника «Жизнь языка»
Составить диалог из 10 реплик на тему, например, «Продавец и покупатель» и «Чиновник и проситель».
Инсценировки;
Составление лингвистических сказок и т.дСписок литературы
Основополагающая литература педагога для реализации программы
Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2007.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2003.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработка уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград., 2009.
Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2007.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2003.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработка уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. –  Москва: Айрис-пресс, 2007.
К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. 4 класс/ авт.-сост. Е.М. Елизарова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 183 с.
Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. – М.: Дрофа, 2002.
Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. –  Волгоград: Учитель, 2009.
Миловидова И. Проверяем свою грамотность. – М.: Рольф, 2004.
Русский язык. Родной язык в «реке времени»/сост. Н. М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Библионика, 2004.
Лингвистические словари.
Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 2006.
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики – М., 2004.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2006.
Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. – М.: Айрис-пресс, 2002.
Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2003.
Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.
Ахманова О.А. Словарь лингвистических терминов. М., 1969 г.
Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
Норман Б. Н. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
Толковый словарь Ожегова. М., 1994 г.
Толковый словарь Даля. М., 1995 г.
Этимологический словарь. М., 2000 г.
Приложение 1
Итоговая форма отчетности: зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.
Критерии успешности работы учащихся на занятиях
Присутствие на занятиях – 2 б. (опоздание - -1 б.).
Письменные работы – 10 б.
Сообщение – 8 б.
Доклад – 10 б.
Слайд – фильм – 10 б.
Текстовый документ от 8 до 10 б.
Участие в инсценировках – 5 – 10 б.
Творческая работа в группе – до 10 б.
Турнир, игра – участие – 5 б., победа – 10 б.
Словарь от 5 до 10 б.
Схемы, рисунки от 5 до 10 б.
Кроссворды, шарады, ребусы – от 5 до 10 б.
Работа с карточками – 5 б.
Зачет: менее 30 б (низкий уровень)
30-40 б (средний уровень)
40- 50 б и больше (высокий уровень)