«Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации».


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями городского округа Электрогорск Московской области»
Методическая разработка
«Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации».
Разработала
учитель начальных классов
Шапар Людмила Викторовна

г. Электрогорск,
2015 год
Основные направления по взаимодействию учителя начальных классов и учителя-дефектолога.
Выступление на педсовете:
Выступая перед учителями на первом педсовете, дефектолог и специалисты рассказывают о видах нарушений в развитии и их влиянии на усвоение учебной программы по предметам, сообщают о том, что ребенок с ОВЗ требует индивидуализации в обучении, задания даются с учетом его психофизического состояния.
Очень важно, чтобы все педагоги поняли, что взаимодействие со специалистами их помощь, использование современных методик по коррекции ВПФ, речевых нарушений, формированию учебной мотивации и учебной деятельности, а активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на разностороннее развитие ребенка, его памяти, внимания, пространственной ориентации и других психических функций является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.Выступление дефектолога на родительских собраниях:
Сотрудничество дефектолога, специалистов с родителями способствует наиболее эффективной коррекционной работе, а также помогает устранить непонимание, возникающее между учителем и родителями при работе с ребенком, имеющими проблему в обучении. В начале года дефектолог знакомится с родителями детей, кратко сообщает о целях и задачах своей работы. Дефектолог подчеркивает, что нарушения не всегда сопровождается нарушением звукопроизношения. Однако, они являются самым серьезным образом влияют на усвоении ребенком школьной программы, часто являясь причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов.
Кроме первого родительского собрания в течение учебного года планирует выступления на родительских собраниях с сообщением тем, интересующих родителей, а также систематические консультации-беседы для родителей, называя дни и время их проведения.
Тематика родительских собраний:
- нарушения в развитии и причины их возникновения;
- психологические особенности детей с нарушениями интеллекта
- краткие советы родителям, имеющим детей со сложными нарушениями
- воспитание и обучение ребенка с проблемами в развитии;
- как развивать слуховое и зрительное восприятие у ребенка;
- игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома;
- игровые упражнения, развитие мелкой моторики рук.
Консультации с учителями
Сотрудничество учителя-дефектолога и учителя начальных классов не будет полноценным, если дефектолог не вникает в тонкости школьной программы по предметам. После подробной консультации с учителем дефектолог может сделать коррекционную работу доступной для всех детей, адаптировать единые требования к ученику со стороны учителя начальных и старших классов и учителя-дефектолога.
Выступления учителя-дефектолога на методических объединениях учителей начальных классов и воспитателей.
Одно из важнейших условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику, имеющему затруднения в обучении со стороны учителя и дефектолога. Этой теме может быть посвящено одно из заседаний методического объединения. Как показывает опыт, практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы письменных работ. Задача дефектолога, логопеда научить педагога отличать специфические ошибки от орфографических; обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащихся. Этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителями.
Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях специалист очень специфично оценивает работу учащегося. Работа ученика на занятии специалист, прежде всего, оценивает по психолого-педагогическим параметрам работы ученика: за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Часто ученик, неуспевающий на уроках, на занятиях специалиста выполняет задания. Дефектолог должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата, индивидуального подхода на уроке значительно важнее нормативной отметки.
Весьма важно на методических объединениях рассказывать о методах и приемах коррекционной работы, чтобы учителя могли успешно пользоваться ими на уроках.
Индивидуальные консультации учителя-дефектолога для учителей.
Индивидуальные консультации и беседы учителя-дефектолога с учителями начальных и старших классов в течение всего учебного года проводятся по мере необходимости. При этом охватывается каждое направление коррекционной работы по преодолению затруднений.
Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат » расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
На уроках, как и на коррекционно-развивающих занятиях, целесообразно несколько минут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание, лепка. Рекомендуется проводить комплексные разминки несколько раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений.
Особое внимание следует уделить внимание тем играм с пальчиками, ход которых сопровождается небольшим стихотворным текстом. Особенно полезной такая работа будет тем детям, которые страдают недоразвитием речи, так как это позволит в игровой форме расширить словарный запас. Учителя могут использовать такие пальчиковые игры, как на уроках, так и при ознакомлении с окружающим миром.
Открытые занятия для учителей и родителей
В течение учебного года дефектолог несколько раз проводит открытые занятия, на которые приглашает учителей и родителей. Цель – на практике познакомить их с методами работы специалиста, дать возможность взглянуть на ребенка с другой стороны, так как на коррекционных занятиях он, как правило, раскрепощается, более уверен в своих силах. Происходит это не только в силу небольшой наполняемости групп, где каждому ребенку уделяется больше внимания, чем в классе, но и потому, что он не боится получить плохую отметку.
В работе с родителями может быть конференция, деловая игра, праздники, день открытых дверей, мастер-классы.
Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны – и специалист, и учитель – одинаково заинтересованы в организации помощи ребенку, они партнеры в процессе коррекционной работы. При разговоре с учителем логопеду важно:
не употреблять сложные специфические, малопонятные термины;
- обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь функции у ребенка), а их конкретные проявления,
- максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка;
- при выборе путей решения проблем и их анализе опираться, прежде всего, на мнение учителя, даже если специалист с ним в чем-то не согласен.
Специалист и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения учебных и коррекционно-развивающих проблем.
Основные направления просветительской работы дефектолога коррекционной школы
Просветительская работа по проблемам нарушения детей и их коррекции – одно из важнейших направлений деятельности дефектолога специальной коррекционной школы.
Основные задачи просветительской работы:
- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
- организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по проблемам преодоления нарушений;
- совершенствование методики проведения различных видов занятий и их материально-технического обеспечения,
- повышение педагогической квалификации учителей;
- поиск и внедрение новых технологий обучения;
- обмен опытом между учителями, воспитателями и другими специалистами;
- организация взаимоотношений и взаимодействия с родителями учащихся;
- изучение опыта работа других заведений.
Для решения поставленных задач на протяжении многих лет функционирует методическое объединение логопедов и дефектологов города. В нашей школе – методическое объединение учителей начальных классов и специалиста.
В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется категория детей, находящихся в особых условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют ограничения индивидуальных возможностей жизнедеятельности, качества жизни. Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ. Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», федеральных законах от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию в России закреплено законодательно. Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в развитии, в том числе с синдромом Дауна, дети со множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего и специального (коррекционного) образования».
Разработка и внедрение специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ.
В 2009 г. в Москве в Институте коррекционной педагогики РАО проходило Всероссийское Совещание специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, посвященное разработке и внедрению специальных федеральных стандартов (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями. В ходе работы совещания было отмечено, что:
а) разрабатываемый стандарт является перспективным инструментом инновационного развития практики образования детей с ОВЗ;
б) важно, что Концепция СФГОС не отрицает, а «сохраняет» накопленные достижения в сфере цензового образования детей с ОВЗ и при этом открывает возможности получения нецензового образования, адекватного возможностям психического развития детей с ОВЗ;
в) усиление общекультурной направленности и целенаправленной работы по формированию жизненной компетентности детей также отвечает ожиданиям родителей и специалистов-практиков;
г) разрабатываемый стандарт учитывает современные тенденции развития образовательной системы, новые механизмы взаимодействия общего и специального образования, понятным образом соотносится с моделями совместного обучения детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками.
Большая часть детей с ОВЗ, синдромом Дауна, до недавнего времени не попадала в систему специального образования, они воспитывались в семьях или в учреждениях социальной защиты. Только в последние годы появились официальные документы, регламентирующие организацию классов и групп для детей с синдромом Дауна в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
В условиях социально-экономических преобразований воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями рассматривается в тесной связи с их подготовкой к жизни в обществе. Центром и целью гуманистической российской специальной педагогики становится личность, максимально стремящаяся к реализации своих способностей, открытая для восприятия нового опыта, способная к осознанному и ответственному выбору в разных жизненных ситуациях.
В этом контексте образование детей с особыми потребностями становится направленным социальным взаимодействием, в основе которого лежит намерение оказать помощь ребенку в развитии и реализации всех его возможностей.
При данном подходе меняется роль, как педагога, так и родителя. Они становятся ведущими, проводниками, открывающими ребенку двери в школу жизни и помогающими идти шаг за шагом.
Особенности социализации детей с глубоким нарушением в развитии, синдромом Дауна
Дети со средними и даже тяжелыми нарушениями учатся читать и писать, общаются с окружающими их людьми. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то лекарство, а потому, что их научили тому, что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих задач:
- развитие психических функций детей в процессе работы, коррекция их недостатков;
- воспитание детей с глубоким нарушением развития, синдромом Дауна, - формирование у них правильного поведения.
Основное внимание направлено на развитие привычек. У них необходимо развивать навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя, избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения; трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда.
Коррекционное обучение этих детей приводит к положительным сдвигам в развитии ребенка, что влияет на его дальнейшую судьбу.
Внутри каждой семьи складываются свои неповторимые отношения. Каждый участник взаимодействия интерактивен: он постоянно влияет, воздействует на других членов семьи. «Поэтика отношений» между самыми близкими родственниками становится как условием психического благополучия, так и источником психотравм друг для друга. Точкой отсчета объективно может стать болезнь. При наличии у ребенка врожденного заболевания семья попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи.
Ребенок с глубоким нарушениям интеллекта, синдром Дауна может извлечь для себя пользу из самых повседневный дел. Особенно большое значение имеют для развития ребенка домашние задания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам. Ребенка лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно.
Немаловажное значение имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям необходимо, чтобы их любили, принимали их такими, какие они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищенными, и которое способствовало бы повышению их самооценки и независимости.
Еще одна область – развитие самостоятельности. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, довести его до конца.
Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Именно в такие часы ребенок может усвоить идеи, с которыми столкнулся.
Итак, несмотря на сложную структуру интеллектуального нарушения, существует возможность их социальной адаптации.
Рекомендации родителям, имеющим ребенка с ОВЗ.
Развитие двигательной сферы ребенка с ОВЗ, синдромом Дауна вызывает активизацию всех психических процессов:
памяти;
внимания;
восприятия;
мышления;
речи.
Развитие тонкой моторики.
Начинаем с обучения ребенка приемам самомассажа. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его надо проводить ежедневно, желательно 2–3 раза в день. Установлено, что уровень развития речи детей зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Движения пальцев рук стимулирует работу центральной нервной системы. Эта работа легко доступна заинтересованным родителям. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. Затем – комплекс упражнений.
«Пила». Левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
«Утюжок». И. п. то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
«Буравчик». И. п. То же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.
«Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
Развитие чувственных ощущений
«Горячо – тепло – холодно». На ощупь сравнить и определить степень нагрева предметов (грелка – лед – мягкая игрушка – металлическая ложка).
«Бассейн для пальчиков». В коробку насыпать горох, фасоль, рис, макаронные изделия разной формы. Опустить руки в бассейн и на ощупь определить, что держишь в руках, назвать.
«Волшебный мешочек». Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке: бытовые предметы, мелкие игрушки, геометрические фигуры разной величины и фактуры.
Движения кистями рук
Движения выполняются по образцу, сначала одной, затем другой рукой, двумя руками:
катание мяча по наклонной поверхности ладонью;
сжимание резиновых игрушек, наполненной водой спринцовки (с заданным направлением воздушной или водной струи);
ударять по воздушному шару кулаком, ладонью, указательным пальцем.
«Курочка пьет воду». Локти опираются на стол. Пальцы вытянуты, собраны в «клювик».Производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.
«Погладим котенка». Локти опираются на стол. Пальцы вытянуты, плотно прижаты друг к другу. Движения кистями по направлению влево-вправо.
Движения пальцами рук
«Жук». Локти опираются на стол. Указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу – жук летит. Аналогично – с другими пальцами.
«Змея». Локти опираются на стол. Указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично с другими пальцами.
«Цветок».Локти опираются на стол. Пальцы плотно прижаты друг к другу. Ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.
Упражнения, выполняемые двумя руками вместе
«Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к указательным пальцам.
«Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.
«Корзинка». Ладони направлены к себе, пальцы обеих рук переплетены внутрь ладоней, большие пальцы замкнуты в кольцо.
Координация движений
«Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимать в кулачок пальцы, начиная с большого, и, разжимать, начиная с мизинца.«Человек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
«Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пианиста. Попеременно постукивать первым-вторым, первым-пятым пальцем.
Наряду с этим в свободном доступе должны находиться игры, пособия, игрушки по развитию мелкой моторики, вызывающие у детей интерес и желание играть с ними. Это:
традиционные «застежки», «шнуровки», конструкторы, мозаики;
мячи (каучуковые, колючие, рифленые, вязаные);
пробки от пластиковых бутылок: красные, синие, зеленые – для звукового разбора слов; всех цветов радуги – для цветоразличения; парные – как «башмачки» для пальцев рук;веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и для перебирания их пальцами;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щетки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
клавиатура компьютера, кнопочный телефон – для развития тонких движений пальцев рук;
шаблоны по разным темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
игрушки типа копилок – для попадания в прорезь мелкими предметами;
игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
«сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом, макаронными изделиями – для самомассажа кистей.
Самомассаж ладоней щеткой для волос, ипликатором Кузнецова, пластмассовым ковриком
На каждый ударный слог – поглаживающие движения ладонями. Направление движения – к себе.
«Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Самомассаж подушечек пальцев
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая его. На каждую строчку – разминание одного пальца.
«Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящерец,и змей,
Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,И клестов, и снегирей,
Любят Горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа,
Черепаху и ужа.»Самомассаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Прищепки не должны быть слишком тугими.
«Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает : это не палец, а мышь.
– Но я же играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».
Упражнение «Тесто»
Ребенок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:
«Мы тесто месили, мы тесто месили;
Нас тщательно все помесить попросили.
Но сколько не месим и сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем».
Мяч-«ежик». Движения по тексту.
«Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь – последний трюк:
Мяч летает между рук!»
Дыхательная гимнастика
Упражнения выполняются лежа. Сидя или стоя.
«Крылышки». Руки вдоль туловища. Отвести руки ребенка назад за голову – вдох. Возвращаем руки в и.п. – выдох.
«Крыльями руки на вдохе взлетают, (вдох)
Плавно на выдохе вниз опадают. (выдох)
«Поймаем бабочку». Развести руки ребенка в стороны – вдох. Легкий поворот туловища ребенка, его руки «встречаются», и ладони сводятся вместе – выдох. Затем новый вдох и выдох с поворотом в другую сторону.
«Крылья мои раскрываются, (вдох)
Выдох – и слева встречаются. (выдох)
Вдох – и опять раскрываются, (вдох)
Выдох – и справа встречаются». (выдох)
Перед родителями, в семьях которых воспитываются дети с ОВЗ, синдромом Дауна, стоит задача подготовки руки ребенка к письму.
Раскраски
Детей учат раскрашивать картинки цветными карандашами: ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропусков. Затем, чуть позже, появляются раскраски с различными заданиями:
раскраски по лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Игрушки», «Транспорт» и другие);раскраска с кодированием цвета. Ребенку дается рисунок, разделенный линиями на части. В каждой части стоит значок, обозначающий, каким цветом ее надо раскрашивать;
раскраски «Наоборот» – это такие раскраски, где рисунок нужно оставить белым, а фон раскрасить. Например, белый лебедь на фоне голубого неба и синей воды;
раскраски с заданиями. Рисуем гриб и просим на шляпке подрисовать листок;
раскраски с дорисовыванием – картинка, где часть изображений намечена пунктиром;
дорисовывание части целого;
обведение контура – сначала внутреннего, а затем внешнего;
штриховка; может быть горизонтальной, вертикальной, наклонной. А можно дать штриховку с дорисовыванием; рисунки по клеткам.
Для детей с ОВЗ характерны нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений. Работу в этом направлении надо вести в последовательности:
различение предметов по форме;
различение предметов по цвету;
узнавание, сравнение реальных изображений предметов;
синтез изображений, предметов (пазлы, разрезные картинки);
узнавание пунктирных, контурных изображений;
угадывание предметов по отдельным деталям;
узнавание зашумленных изображений;
анализ изображений (сходство и различие).
Ребенка надо научить ориентироваться в собственном теле. Условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Связать направления пространства своего тела с движениями: верх – встать на цыпочки. Подпрыгнуть, поднять руки; низ – присесть, наклониться, опустить руки:
назови и покажи верхние, а затем нижние части тела;
покажи действия, которые можно совершать верхними частями тела.
Аналогично поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части – «спереди и сзади». Также работать над понятиями «право – лево».
Можно рекомендовать родителям выполнить с детьми следующие простые и доступные задания:
- на спине ребенка пальцем нарисовать одну из геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат). Предложить ребенку нарисовать на вашей спине то же самое. Этим мы развиваем тактильные ощущения, наглядно-образное мышление;
- лепка предметов – развитие понимания цели задания, устойчивости и объема внимания, знания цвета, формы, умения использовать помощь взрослого;
- игра «Чего не стало?». На столе пере ребенком выкладывается 5–6 предметов. Отвернуться. Несколько предметов убираются. Вопрос: «Чего не стало?».
Развитие психомоторики и сенсорных процессов (мимические упражнения): «Прогони муху с лица без помощи рук», «Рассердились, удивились, улыбнулись».
Артикуляционная гимнастика.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы вырабатывать у детей двигательные навыки закреплялись. Выполнять упражнения необходимо в хорошо проветриваемом помещении, в спокойном темпе, без напряжения.
Игра «Сказочка-указочка».
Ребенок и родитель садятся перед зеркалом так, чтобы были хорошо видны лицо и артикуляционные органы. «Сказочка-указочка» уместна, так как дети не всегда знают названия частей лица и артикуляционных органов. Часто их представления вообще далеки от действительности. Родитель читает стихотворение и вместе с ребенком показывает пальцем части лица и артикуляционные органы.
«Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это – правая щека,
Это – левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта –
В них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта,
Влево – левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там – к прогулкам не привык –
Робко прячется язык.
А вокруг-то – целый ряд –
Зубки нижние стоят:
Боковые – слева, справа,
Впереди – зубов оправа.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Все про ротик знаю я!»
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал как будто с живою зверушкой. («Катушка»)
Бабушке нашей всегда помогаем –
Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)
Бабушка швы на машинке строчила
И на «зигзаг» её переключила. («Змейка», «Маятник»)
Петли иголкой она обметала, («Кружок», «Хомяк»)
Пуговки круглые попришивала.
Дедушка сделал для внуков качели –
Все покачаться на них мы успели. («Качели»)
После качелей мы в прятки играли:
Прятались на чердаке и в подвале. («Бульдог», «Обезьянка»)
Дедушка скачет на лошади ловко,
Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)
Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)
Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)
Мы их в корзинки скорее собрали, («Гармошка»)
Лошади «тпрру!» мы у дома сказали. («Кучер»)
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «Бл-бл-бл-бла»! («Индюк»)
Нетрадиционные практики реабилитации детей с ОВЗ.
Последнее время характеризуется появлением множества новых методов и приемов работы по развитию детей с ОВЗ. Многими приемами могут пользоваться как педагоги, так и родители:
арт-терапия и эстетотерапия;
сказко- и куклотерапия;
гидро- и натуротерапия;
керамические мастерские;
элементы хаготерапии, су-джок терапии, хромотерапии, музыкотерапии, аромотерапии.
Сказкотерапия – одна из форм работы с детьми с ОВЗ. Помогает развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка. Органично включаются задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Используя сказочный сюжет, добиваемся устойчивости внимания и поддержания интереса у ребенка с ОВЗ. Это очень важно: дети со сложной структурой дефекта нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом и кратковременно сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются, перестают воспринимать материал. Сказка максимально ориентирована на потребность ребенка в эмоциональном общении, в ней дети и участники, и зрители.
Хаготерапия – воздействие легкими поглаживаниями. Прикосновение – один из древнейших способов выражения положительных эмоций и одна из потребностей человека. Исследования показали влияние прикосновений и поглаживаний на здоровье человека. Выяснено, что хаготерапия не только улучшает соматическое здоровье человека, но и успокаивает,продуцирует положительные эмоции. По статистике взрослому человеку требуется не менее 8 поглаживаний в день. Чем сложнее ребенок, тем чаще надо его обнимать.
Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений. Нормализует мышечный тонус. Повышает работоспособность, настроение. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, жасмина – на 25%, лимона – на 50%. При применении масел необходимо помнить о противипоказаниях.
Гераниевое масло – снимает стресс и состояние тревоги.
Лавандовое – снимает состояние тревоги, повышает концентрацию внимания.
Мятное – повышает настроение.
Ромашковое – успокаивает, способствует запоминанию.
Розмариновое – улучшает память, действует расслабляюще.
Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, сонливость, оживляет умственную деятельность.
Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, активизирует процессы восприятия и запоминания.
Пихтовое – устраняет беспокойство.
Кедровое – устраняет нервозность.
Музыкотерапия – создает положительный эмоциональный фон реабилитации. Стимулирует двигательные функции. Развивает и стимулирует сенсорные процессы (ощущения, восприятие, представления). Развивает дыхательный и артикуляционный аппарат.
Медиками было установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Классическая музыка несет в себе огромный потенциал. Специальные исследования оказали, что наибольшим возбуждающим действием обладают :музыка Р. Вагнера;
оперетты Ж. Оффенбаха;
«Болеро» М. Равеля с их нарастающим ритмом.
Улучшению настроения способствуют произведения :Ф. Гайдна;
Д. Россини;
В.-А. Моцарта;
Л. Ван Бетховена.
Легкая спокойная музыка во время занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз»№24 Н. Паганини повышает тонус организма, способствует концентрации внимания. Уравновешению нервных процессов способствуют пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Л. Ван Бетховена.
Хромотерапия (цвето-, светотерапия). Помогает нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние. Воздействие цвета на людей неоднозначно, носит избирательный характер, надо это учитывать в работе.
Синий цвет – расслабляющий эффект, снижение спазмов.
Красный, розовый – повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.
Желтый – цвет радости, покоя; нейтрализация негативного состояния.
Во время занятий можно создавать различный цветовой фон, набрасывая прозрачные шарфы разного цвета.
Су-джок терапия. Нормализация мышечного тонуса. Су – кисть, джок – стопа. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах., воздействие человеком на определенные точки.
Список литературы
1. С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева «Изучаем обучая», Творческий Центр «Сфера», 2013 г.
2. О.И. Крупенчук, Т. А. Воробьева «Исправляем произношение», Санкт-Петербург, «Литера»,2011 г.
3. «Определяю время», серия «Я познаю мир», Москва, «Школьная Пресса», 2010 г.
4. О. И. Романчук «Дорога любви», Москва, «Генезис», 2010.
5. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
7. Дементьева Н. Ф. «Социальная работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможгостями», Москва, Институт социальной работы, 2006 г.
8. Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию», серия «Школа для всех», Москва, « Школа для всех» 2011 г.
9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Москва, «Бук-мастер», 2009 .
10. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «350 упражнений для подготовки детей к школе», Москва, ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2014 г.
11. Научно-методический журнал «Логопед», ООО «Т Ц Сфера», 2012 – 2014 г.г.
Список рекомендуемой литературы и методических пособий.
1. Е. М. Косинова «Уроки логопеда. Игры для развития речи», ООО «Олисс», ООО «Эксмо», 2013 г.
2. Н. С. Жукова «Я говорю правильно», Москва, «Эксмо», 2013.
3 «Готовимся к письму», тетради с заданиями для развития детей, г. Киров, ИП Бурдина С. В.
4. О. М. Сахарова «Готовим пальчики к письму», ООО «ИД Литера»,
5. Л. Ю. Татаринкова «Готовим руку к письму», ООО «ИД Литера», Санкт-Петербург
6. Н. В. Нищева «Тетради для подготовительной к школе логопедической группы детского сада», «Детство-Пресс», С.-Петербург 2011.