Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности


Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Семинар - практикум. Автор - Савкина А.В.
Вступительное слово. Моделирование интерактивного урока - занятия.
Работа с одаренными детьми ставит перед учителем специфические задачи и требует от учителя специфического подхода . Это, кроме всего прочего, своеобразное равенство позиций, при которой учитель играет роль скорее партнера, чем наставника, организатора и модератора процесса , чем единственно возможного "источника знаний". Предлагаю эту часть провести в форме круглого стола - дискуссии, то есть той формы работы. которая является одной из наиболее продуктивных в классе с высоким полем интеллектуального напряжения.
Говорить об одаренности , не вспомнив, а что это такое - сложно.
1. Мозговой штурм. Итак:
Одаренность
- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок
- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какие именно качества присущи одаренному ученику?
Изначально понятие «одаренность» было синонимом высокого интеллекта .
Согласны ли Вы с этим? Достаточно ли только развивать интеллект ученика, тренировать память, насыщая ее новыми фактами, формировать навыки и умения, чтобы считать, что наши функции выполнены?
Модель Дж.Рензулли включает три рода переменных, символизируемых тремя пересекающимися окружностями (кольцами): общие способности выше среднего (интеллект), креативность и мотивацию.
Иными словами :
интеллект + креативность+ мотивация.
Откуда что берется? Насколько ученик, которого природа не обидела задатками "обречен" на успешное развитие ?
2.Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия целого ряда факторов: наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. То есть:
природные задатки + социальная среда + саморазвитие личности
Можно ли выделить одну из этих составляющих в качестве ведущей? (Упражнение треугольник - группах Нарисуйте треугольник и обозначьте стороны. Почему именно так? )Возможно ли саморазвитие без мотивации?
Что может быть и что является наиболее действенной мотивацией к развитию собственных способностей?
Обычно определяется внешняя и внутренняя мотивация, своеобразное "Надо" и "Хочу ".
Какая из них является наиболее действенной? Могут ли они существовать одна без другой, являются ли устойчивыми и постоянными факторами? Каковы задачи учителя? Какими должны быть принципы
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Общеизвестно, что одаренный ученик отличается высоким уровнем внутренней мотивации: Интересно. Нравиться. Любопытно. Как не загубить это качество?
Какие инструменты для этого у нас есть? Оценка на уроке какое значение она имеет?
С переходом на 5 балльную систему наши возможности использовать оценку значительно сузились. Мы потеряли возможность оценивать именно креативный элемент, стерев разницу между 7 и 9, 10 и 12.
Но так ли важна оценка для по-настоящему одаренного ребенка, осознающего свою одаренность? Какие способы поощрения можете предложить?
Достаточно ли этих инструментов? )
Устроит ли такой вариант одаренного ребенка, чувствующего свою одаренность? С какими проблемами он может сталкиваться? Точнее - наверняка столкнется?
Одной из проблем и самих одаренных детей и работы с ними является своеобразный конфликт между "проще" и "интереснее"
"проще " - припрятать свои задатки и сидеть серой мышкой...
"Проще"иметь перед собой определенное количество одинаковых серых мышек....
?? Ваше мнение
Учитель должен не просто вложить мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Для   мотивационной        сферы     подростков   характерно   сочетаниеи   взаимопроникновение   широких   социальных   мотивов   и  познавательных   мотивов,   заключенных     самом   учебном   процессе.   Формирование учебной   мотивации   предполагает   развитие   у   ребенка  социальных   мотивов. Подросток должен понимать, где ему могут пригодиться полученные в школе знания, понимать, какие его социальные потребности они могут удовлетворить, видеть смысл в изучении тех или иных предметов. Взрослые должны поддерживать веру ребенка в то, что знания полезны, что они нужны ему для жизни, что умным и образованным быть лучше, а не порождать в душе ребенка сомнения в ценности образования. Какими могут быть формы работы с одаренными детьми?
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися разных классов;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Примерная структура внеурочного занятия группы с сильными учащимися разных классов, направленного на формирование навыков коллективной работы.
1.Использование разминки, состоящей из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих радостное настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия. Например:
«Мигалки» Участники стоят в кругу, встречаются глазами со стоящими напротив и, «договариваясь» таким образом, меняются местами.
«Ура!» Участники разбиваются на пары и выкидывают по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Ура»! Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.
«Найди свое место» Всем участникам завязывают глаза, разводят в разные стороны на недалекое расстояние. Предлагают построиться в одну шеренгу по росту.
2.Основная часть занятия включает в себя несколько достаточно длительных заданий, требующих совместных усилий группы, и обсуждение их результатов и состояния участников. Организация группового взаимодействия направлена на преодоление трудностей и разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Это происходит на основе установления доверительных отношений, выработки наиболее конструктивных вариантов поведения и принятия на себя ответственности с последующей рефлексией собственных переживаний. В обсуждении делается особый акцент на теме преодоления как внешних, так и внутренних, психологических трудностей. Вот некоторые примеры.
«Кораблекрушение» Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.
«Путаница» Участники в кругу берутся вначале правыми руками за правые руки партнеров, не стоящих рядом с ними, а затем левыми – с другими партнерами, также не соседями. Задача – не рассоединяя рук, распутать получившийся клубок и встать в круг.
«Электрическая проволока» Натягивается прочная веревка на расстоянии около метра от пола. Вся группа находится по одну сторону веревки. Задача – всем участникам надо перебраться на другую сторону, через верх веревки, не задевая ее, так как по ней «проходит электрический ток». Если хотя бы один участник (в любой момент – при переправе или уже совершив ее) задевает веревку, вся группа возвращается к начальному этапу и начинает все с начала. Участникам объясняются правила безопасности и страховки (показывают, как правильно можно вставать на плечи друг другу и т.п.). Ведущий постоянно тщательно следит за выполнением этих правил.
3.Завершающий этап занятия снова включает короткие эмоционально насыщенные игры и задания, направленные на групповое сплочение и ощущение общности группы. Например:
«Пожелания» Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.
«Гусеница» Участники группы встают плотно друг за другом, руками держатся за пояс впереди стоящего и слегка приседают на колени сзади стоящему. Получившаяся «гусеница» должна пройти какое-то расстояние.